Что означает введение системы восстановительного правосудия для подростков России?

Nov 24, 2014 09:57

30 июля премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил «Концепцию развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность». В сущности, эта концепция направлена на решение острейшей проблемы, которая стоит перед российским обществом на протяжении более чем столетия - проблемы малолетних преступников и «тюремных университетов», которые год за годом снабжают преступный мир все новыми кадрами. О том, что пенитенциарная система имеет этот огромный недостаток, безусловно, знают все.



Вместо того, чтобы перевоспитывать впервые попавших за решетку правонарушителей, она вводит их в уголовный мир, ожесточает сердца и души, формирует асоциальное поведение. И особенно эффективно это происходит в отношении подростков, для которых копирование поведения взрослых является естественным этапом взросления. Причем «взрослым» для них не обязательно становится тот, кто намного старше. Это может быть и ровесник, имеющий некий «необычный» опыт. Вот почему колония для несовершеннолетних, не подпадающих под уголовную ответственность, в «воспитательном» смысле зачастую не слишком отличается от тюрьмы. И, попадая в среду преступников, подростки помимо своей воли оказываются на том пути, сойти с которого потом бывает очень трудно, а зачастую и невозможно.
Разумеется, это не чисто российская проблема, она существует в любой стране, и всюду ее пытаются решить по-разному. Что же касается России, то здесь особое внимание к ней возникло еще в 20-е и 30-е годы прошлого века, когда огромное количество беспризорников наводнило страну. Именно тогда во множестве возникали специальные «исправительные» детские учреждения, и одним из самых известных стала коммуна Макаренко, в которой действительно были достигнуты блестящие результаты социализации «трудных» подростков. Казалось, что решение проблемы найдено. Однако на протяжении следующих десятилетий обнаружилось, что подобные «спецучреждения» могут давать положительный результат лишь тогда, когда их возглавляют яркие, харизматичные,талантливые люди, подобные Макаренко, с уникальным педагогическим талантом. В любую эпоху такие люди - огромная редкость. Во всех же остальных случаях колонии и спецучреждения для малолетних преступников быстро превращаются в точную копию «взрослой» тюрьмы, иногда даже ухудшенную и более жестокую. Более того, если в советскую эпоху, провозглашавшую коллективистские ценности, общее воспитание больших групп подростков в подобных заведениях еще имело какие-то шансы на успех, то в более «индивидуалистичную» современную эпоху любое подобное заведение выполняет лишь одну функцию - функцию наказания, функцию тюрьмы. Ни о каком перевоспитании здесь «не может идти и речи. Попасть в колонию для подростка - это, в сущности, приговор на всю жизнь, насильственное присоединение к асоциальному слою.
Вот почему мы сегодня приходим к тому же выводу, к которому так или иначе пришли педагоги, юристы и законодатели во многих странах мира: нужно сделать все, чтобы уберечь преступившего закон подростка от вовлечения в преступную среду. Необходимо приложить все усилия, чтобы восстановить его в нормальной жизни, сформировать его взгляд на право-нарушение как на что-то ненормальное, неправильное, вернуть его в общество, не изолируя от привычной жизни, а напротив, открывая перед ним новые жизненные ценности. Именно это позволяет сделать система восстановительного правосудия.
Сама идея восстановительного правосудия основана на идее осознания преступником вреда, нанесенного жертве, его стыда, сочувствия, возмещения ущерба, и в итоге новой интеграции правонарушителя в жизнь общества. То есть восстановительное правосудие - это теория правосудия, которая предполагает восстановление прав или возмещение причиненного ущерба в результате совершенного или планируемого преступления.
Это «подход к реагированию на правонарушения и нарушения законов общественного общежития в целом, существующий с древних времен. В той или иной форме в различных общинах, культурах, этнических группах существовали способы ненасильственного гуманного возвращения «нарушителя» на путь истинный, восстановления мира между «жертвой и преступником», «попирателем прав и жертвой».
Свое современное развитие восстановительное правосудие получило в 70-х годах XX столетия, одновременно утверждаясь в различных общинах, куль турах, странах. Изначально оно применялось к кражам или другим посягательствам на частную собственность. Впоследствии восстановительное правосудие стали применять к более широкому спектру уголовных преступлений». (Ц. Шамликашвили, «Что восстанавливает восстановительное правосудие?» // «Медиация и право. Посредничество и примирение», №> 3 (17) 2010, с.26)
Действительно, идеи восстановительного правосудия основаны на опыте разрешения конфликтов в патриархальных сообществах, где нарушитель подвергается общественному осуждению, но всегда получает шанс загладить свою вину. Но для того,чтобы подобные механизмы «работали» в современных условиях, а тем более в масштабах государства, необходим дополнительный инструмент, способствующий диалогу между правонарушителем, потерпевшим и всеми заинтересованными сторонами (в случае подростковой преступности это, например, родители, родственники, сверстники, община, инспекция по делам несовершеннолетних, школьная администрация и т.п.). Именно таким инструментом и является медиация.
Вот почему, как сказано в подписанной 30 июня концепции, создание системы восстановительного правосудия для подростков должно начинаться именно с создания служб медиации, которые будут содействовать наряду с реализацией восстановительного правосудия в отношении оступившихся и ведению профилактической работы, охватывающей детей и подростков, их окружение в целом. По существу, именно эта задача является здесь ключевой. И, что очень важно, схема формирования подобных служб на центральном и региональном уровнях, их методическое и кадровое обеспечение прописаны в концепции достаточно подробно. В основу профилактической работы положен метод «школьная медиация» и «медиативный подход», разработанные Центром медиации и права. Предусмотрено создание служб школьной медиации в образовательных организациях в масштабе всей страны, что создаст условия для постепенного овладения методом преподавателями. Очень важно, что в эту деятельность напрямую также вовлекаются секретари комиссий по работе с несовершеннолетними, то есть они будут первыми информированы и привлечены к использованию нового подхода в работе с «трудны¬ми» подростками. Но, разумеется, для того, чтобы эта система начала работать и давать первые плоды, необходима и соответствующая просветительская работа как в образовательных учреждениях, так и среди родителей и самих подростков. Так или иначе, утверждение концепции в качестве основы для реализации восстановительного подхода - это куда более серьезный удар по миру преступности, нежели огромные траты государства на аппарат полиции и судебную машину. Ведь речь идет о наших детях, о тех, кто сегодня стоит перед выбором, по какому закону им жить. По «волчьему» или по человеческому.

Журнал «Медиация и право» №3 (33) сентябрь 2014

Журнал "Медиация и право"

Previous post Next post
Up