ЧЕРЕЗ ГРАНИЦЫ

Nov 20, 2012 14:45

Особенности международной медиации.

Британский Центр эффективного разрешения споров (CEDR) давно уже стал признанным лидером по внедрению медиации в странах Европы. В его стенах наиболее полно разработана методологическая база для подготовки и сертификации медиаторов, а консультативными услугами этого центра пользуются самые крупные корпорации. Не удивительно, что именно здесь впервые были сформулированы основные принципы международной медиации, нашедшие отражение в директиве Европейского Союза. Об этих принципах и идет речь в предлагаемой вашему вниманию статье.
Эйлин Кэрролл - заместитель исполнительного директора Центра эффективного разрешения споров (CEDR).

Форма и гибкость.
Свою первую статью на эту тему, опубликованную в International Financial Law Review в 1989 году, я озаглавила следующим образом: «Готовы ли мы к альтернативному разрешению споров (APC) в Европе?» Сегодня на этот вопрос уже можно было бы ответить положительно. За прошедшие 15 лет в наш Центр эффективного разрешения споров (CEDR) обратилось множество клиентов из разных стран, желающих разрешить конфликты с помощью медиации. Результаты исследований внутренних данных CEDR показали, что за последнее время в Великобритании в процедуре медиации участвовали представители более чем пятидесяти стран. Директива, принятие которой готовится сейчас Европейским Союзом, свидетельствует о том, что область применения медиации приобретает все более четкие очертания. И учебно - консультативная деятельность CEDR, созданного при поддержке международных корпораций, тоже играет здесь немаловажную роль.
В только что опубликованном втором издании работы « Международная медиация - искусство бизнес - дипломатии» (International Mediation - the Art of Business Diplomacy, Kluwer Law, 2006), написанной мною в соавторстве с Карлом Маки, мы говорим о развитии международной медиации и рассматриваем такие понятия, как «форма» и «гибкость». Я считаю, что баланс этих факторов является ключевым при оценке любого спора в рамках международной медиации, и именно с этого следует всегда начинать. но что же это такое - «форма» и «гибкость»?
«Форма». В отношении правил проведения медиации это понятие означает необходимость хотя бы минимальной совместимости с гражданско - процессуальными правилами в том, что касается последствий медиации по принципиальным спорам ( как, например, срок давности). Или в отношении того, каким образом будет обеспечена конфиденциальность информации, ставшей известной участниками этой процедуры ( что особенно важно, если им все - таки придется впоследствии обратиться к суду).
«Гибкость». Это понятие подразумевает осознание того, что медиация, извлекая выгоду из преимуществ перед правовой системой, должна постоянно меняться. Такие перемены необходимы, чтобы сохранить важнейшее преимущество медиации: гибкость процесса - в том, что касается замыслов, поведения и роли участников. И новый Европейский кодекс поведения медиаторов призван способствовать медиаторов такой саморегуляции.
Переходный момент и законность медиации.
В рамках дел с участниками из разных стран я усматриваю тенденцию к тому, что попытки медиации все чаще начинаются еще до начала судебного разбирательства. Интересно, что и в случае споров, предусматривающих применение положение о международном арбитраже, также наметилась тенденция к привлечению процедуры медиации до обращения в арбитражный суд - и включению соответствующей оговорки в коммерческие контакты. Это хорошо иллюстрирует знаменитое дело Cablt & Wireless, разбиравшееся в 2002 году, которое, собственно, и положило начало признанию английскими судами контрактной оговорки об АРС. Сейчас же медиация в большинстве случаев реализуется в контексте гражданского судопроизводства, поэтому большой объем нашей работы по международным делам проходит через наш Коммерческий суд.
Комиссия ЕС полагает, что обеспечение устойчивой и предсказуемой правовой системы должно способствовать выводу медиации на один уровень с судопроизводством. Я была приятно удивлена, узнав, что в проекте упомянутой выше директивы и медиации большое значение уделяется позитивным возможностям, открывающимся перед участниками внесудебного урегулирования спора. Это говорит о понимании того, что медиация ценна сама по себе как метод разрешения споров, который должен быть легкодоступным для граждан и бизнеса, - который заслуживает независимого продвижения, но не является некоей подпоркой, призванной лишь разгрузить судебную систему.
В целом директива ориентирована на поддержку спорящих сторон в поиске консенсуса и является шагом вперед, - что, как я полагаю, следует только приветствовать. Она призвана обеспечить медиации такое же признание и единство подхода, какие уже давно существуют в отношении арбитражного разбирательства. Дополняя усилия судей различных юрисдикций, способствовавших выводу медиации на новый уровень признания в правовой среде, работа Комиссии ЕС - если директива будет утверждена - станет еще одним важным шагом для развития этого метода, особенно в международном контексте.
Медиация и судьи.
Почему «работает» медиация? Прежде всего, потому, что она подразумевает:
1) четкий структурированный план действий по разрешению спора;
2) целеустремленность и деятельное участие медиатора (посредника);
3) надлежащий баланс раскрываемой сторонами важной, значимой информации;
4)проявление медиатором терпения и высоких профессиональных навыков;
5) выработка окончательного решения самими сторонами - с учетом заботы об их личной выгоде и интересах;
6) предельный срок проведения процедуры, который придает ей черты реальности.
Судьи Великобритании давно поняли эти преимущества - и поэтому они стали важнейшим катализатором использования процедуры медиации при разрешении тех споров, в которых сторонами являются представители разных стран. Предложение медиации широко практикуется и в рамках нашего ведущего Коммерческого суда. Между тем в судебных сферах уже ведутся дебаты о том, должны ли судьи обязывать стороны попытаться найти решение с помощью медиации. На мой взгляд, такой « директивный» подход часто является более предпочтительным. Это мнение основано на моем собственном опыте работы Коммерческим судом Великобритании, хотя, например, в Онтарио (Канада), а также в некоторых судах Австралии считается, что распоряжение об участии в медиации может быть эффективным только в том случае, когда вы даете возможность сторонами самим принять решение по срокам проведения этой процедуры. Я считаю, что не следует двигаться исключительно в направлении предписания медиации сверху, поскольку в медиации (и особенно международных делах) чрезвычайно важен психологический аспект спора. Конечно, усадить стороны за стол переговоров по приказу судьи - это надежный способ. Однако не стоит забывать о том, сколь важными факторами для спорщиков являются и « сохранение лица», и возможность свободного выбора. А, значит, предписание медиации во всех случаях без исключений, как мне представляется, может привести лишь к осложнениями, особенно в международных спорах.
Всегда есть опасность в том, что медиация не принесет успеха (хотя в моем опыте подобное случалось редко). Но, так или иначе, даже процедура медиации, не принесшая результата в виде разрешения тяжбы, ориентирует стороны на глубинное и более реалистичное понимание предмета спора, на осознание не только его юридических, но и коммерческих аспектов, на понимание того, в чем кроется суть противоречий. И я считаю, что для достижения окончательного успеха нужно просто более тщательно искать новые, более надежные способы помочь сторонам в достижении согласия.
Трансграничный элемент в международных спорах.
Установлено, что источниками трансграничных элементов спора могут быть место ведения бизнеса одной или обеих сторон; место проведения медиации или местонахождение соответствующего суда; законодательство, регулирующее сделку или процедуру медиации; и, возможно, законодательство какой - либо иной исполнительной юрисдикции. Все эти факторы могут присутствовать и одновременно - как, например, в одном из дел, где я не так давно выступала в роли медиатора. Речь шла об инфраструктурном проекте, в котором применимым правом по финансовым вопросам было законодательство Нью - Йорка. Оборудование, которое оказалось дефектным, поставлялось в соответствии законодательством Нидерландов, по этому же законодательству предоставлялись гарантии на оборудование. Договоры страхования были составлены на испанском языке и регулировались законодательством стран Центральной Америки, а договоры перестрахования - английским законодательством. Сами же стороны представляли четыре стороны.
Управление ожиданиями и вовлеченностью.
Важно, чтобы все стороны до начала процедуры медиации заключали между собой соглашение о медиации, дабы сама медиация проводилась в дружественной юрисдикции, и чтобы стороны использовались услугами компетентных консультантов. В таких случаях задача адвоката - обеспечить соблюдение конфиденциальности и прочих требований Он дожжен убедиться в том, что процедура проводиться в юрисдикции, где признается медиация, где признается значение этой процедуры и ее защита; где имеются надлежащим образом подготовленные медиаторы, профессиональные кодексы и стандарты, и принятое в рамках медиации решение закрепляется таким образом, что оно действительно обеспечит реализацию намерений сторон, станет для них обязательным и жизнеспособным.
Доверие находится на самой вершине медиационной практики. Как сказал мне один из участников международных курсов, проводимых в CEDR, Стив Дейви из Красного Креста: «Доверие - хрупкая вещь». И это тем более верно, когда медиатор работает с участниками из разных стран, которые в впервые столкнулись с такой процедурой и не имеют представления о роли третьей стороны. Медиатору приходится серьезно поработать над тем, чтобы установить эмпатию и завоевать доверие, и чтобы выйти со всеми сторонами на такой уровень доверия, который необходим для успешного совместного поиска путей разрешения спора. Именно поэтому стоит приветствовать тот факт, что ЕС намерен теперь обеспечить более широкую и четкую защиту это важнейшего аспекта медиации.
Во всех делах, разрешаемых с помощью медиации, умение поставить себя на место другого, доверие и профессионализм являются ключевыми качествами. А в рамках международных споров медиаторов должен к тому же еще уметь ориентироваться и быть чутким к особенностям различных культур. Разумеется, выполнение этих требований можно обеспечить и на основе « отечественных» принципов, но в этом случае медиатору, а также консультантам сторон придется затратить больше времени и усилий на то, чтобы стороны смогли выработать четкое понимание процесса и своих намерений, своих возможностей и ограничений, а также осознали свои роли в процессе и были бы готовы к реакциям противной стороны. Зачастую эти вопросы решаются уже на предварительных совещаниях и встречах со сторонами - еще до начала самой процедуры медиации (в зависимости от масштаба спора и с учетом тех его аспектов, которые являются наиболее чувствительными для спорящих). Медиатор должен уделить особое внимание правилам поведения, учитывая способ обращения к людям, традиции, одежду, обычаи работы ответственным лиц в разных странах, использование языка, вопросы вербальной и невербальной коммуникации. Мы не будем рассматривать эти аспекты в данной статье, однако подчеркнем, что все это очень важно для ведения эффективной международной практики.

«Любой конфликт представляет собой как бы пеструю картину, написанную человеком на широком холсте. Медиация позволяет сторонам конфликта вытроить в этой картине композицию…»

Кошмары логистики.
место проведения процедуры всегда важно для успеха медиации: участникам спора следует обеспечить комфортную, уютную и легкую атмосферу, поскольку медиация - всегда процесс очень трудный, длительный, требующий больших затрат эмоциональной энергии. Поэтому чем удачнее место, тем успешнее может протекать процесс. При разрешении международных споров мы часто имеем дело с людьми, только что преодолевшими несколько часов поясов на самолете, а поэтому усталыми и раздражительными. Эти факторы также нельзя упускать из внимание, тем более, когда на участников процесса давит необходимость найти приемлемое решение, или когда в процедуре участвуют менеджеры, не привыкшие просиживать по восемь - девять часов на одном совещании, как это часто случается на медиационных сессиях.
Во всех случаях для процедуры медиации важны план и график работы, и в еще большей мере это касается международных дел. Ведь здесь серьезным препятствием для медиации могут стать такие обстоятельства, как наличие у сторон других запланированных встреч или необходимость добраться до ближайшего аэропорта и так далее. В целом в международных спорах, где нужно разрешить большое количество вопросов, следует предусматривать как минимум два, а в определенных случаях и три дня на проведение процедуры: один день - на совместное заседание, второй - на отдых и подготовку к работе с юристами, и третий - на завершение работы.
В качестве медиатора я предпочла бы работать с юристами и другими профессиональными консультантами, который налаживают тесный контакт со своими клиентами, обсуждают с ними их ожидания, ход процесса, их роли в нем и роль лиц, принимающих решение. При этом процесс медиации включает в себя и такие аспекты, как понимание культурных стереотипов и особенностей, языковых нюансов, налаживание четкой работы переводчика. Однако в первую очередь необходимо стремиться создать оптимальную среду, которая позволит всем участникам процесса непрерывно концентрировать усилия на разрешении спора.
Процесс, на который растет спрос.
Я считаю, что если проект директивы ЕС будет утвержден, это поднимет медиацию над границами и создаст больше возможностей для того, чтобы международная медиация стала признанной профессиональной практикой, каковой она уже сейчас является в Лондоне. В то же время я считаю, что у медиации намного больше возможностей достичь того же уровня совершенства и масштаба применения, как и международный арбитраж, и, смею предложить, даже превзойти его.
Думаю, нам следует приветствовать достижение баланса между формой и гибкостью. Несомненно, здесь крайне важен профессионализм адвокатов и консультантов спорящих сторон, эффективное понимание ими сути процесса. Разумеется, жизненно важны такие качестве медиаторов, как компетентность и вовлеченность. В конечном счете, задача и тех, и других заключается в том, чтобы помочь клиенту в достижении коммерческих целей. Их взаимный долг - обеспечить эффективность и профессионализм процедуры, гарантирующей разрешение спора. Арбитраж прошел долгий путь согласования с правовой системой. Сегодня схожий процесс происходит и с медиацией.
Любой конфликт представляет собой как бы пеструю картину, написанную человеком на широком холсте. Медиация позволяет сторонам конфликта выстроить в этой картине композицию, определившись со следующими аспектами, которые лягут в основу разрешения конфликта:
-юридическое толкование прав спорящих;
-коммерческие соображения сторон;
-социальные потребности и ответственность участников спора;
-факторы движущие людьми и отношения между ними.
Стороны конфликта должны сами принимать решение о том, стоит ли им участвовать в урегулировании спора; каким образом урегулировать его; следует ли для разрешения спора привлекать третью сторону.
Выводы.
Сегодняшняя ситуация такова, что адвокаты, солиситоры, барристеры и даже судьи арбитры понимают медиацию и используют ее в качестве инструмента для оценки всех элементов конфликта - с целью оказания содействия сторонам спора в принятии самостоятельного решения.
Медиация - основная линия на пестрой картине разнообразных способов разрешения споров, она функционирует в связке с судами и всем правовым сообществом, - со всеми, кто активно участвует в ее развитии. Но самое главное - когда она работает, это происходит во воле и от имени самих участников спора.

МЕДИАЦИЯ, Журнал "Медиация и право"

Previous post Next post
Up