Белый шлейф от ракеты - это нормально. Это жидкий кислород нагревается стравливается из бака, чтобы не разорвало. У всех кислород-керосиновых ракет так
( Read more... )
Потому что теплоёмкость испарения в сто раз больше (Испарения для кислорода 3400 Дж, а теплоемкость 30). Т.е. испарение одного килограмма это то же самое, что нагрев 100 кг на 1 градус.
Вообще-то, всё очень понятно. Чтобы испарить 1 килограмм жидкого кислорода при температуре кипения, нужно столько же энергии, сколько для того, чтоб нагреть 110 килограмм кислорода на 1 градус. Ну, или 11 килограмм на 10 градусов. Переохлаждают жидкий кислород обычно как раз на 10 градусов - до температуры жидкого азота. И не столько для того, чтобы уменьшить испарение в полёте, сколько для того, чтобы больше влезло в бак - у всех жидкостей плотность меняется очень быстро вблизи температуры кипения. Переохлаждение важней для верхних ступеней и разгонных блоков, там и каждый килограмм веса баков на счету, и дольше ждать, пока жидкий кислород потребуется двигателю.
"у всех жидкостей плотность меняется очень быстро вблизи температуры кипения". Да ну? У кислорода плотность при переходе от -183°С к -193 °С меняется на 3%. Разве это "очень много"? Потери на испарение в нетеплоизолированном баке будут больше. Но таки да, согласен с тем, что заморачиватся переохлаждением важнее для РБ, чем для первых ступеней, которые можно дозаправлять фактически до момента отрыва от стола.
Во-первых, 3% - это очень порядочно. Это сопоставимо с объёмом всей газовой подушки на полностью заправленной ракете. Т.е. если кислород расширится на 3%, он, скорее всего, достанет до дренажного клапана и может начать через него выливаться, клапан при этом, скорее всего, откажет. Во-вторых, для автоматики двигателя отклонение плотности ЖК на 3% вызывает падение удельного импульса примерно на ту же величину. В своё время, когда в начале программы РД-180 на Атласе сертифицировали этот движок на "горячем" ЖК, получали такое падение. У Атласа-3, из-за конструктивных особенностей, т-ра ЖК была выше т-ры кипения при атмосферном давлении (примерно -175). В-третьих, потери кислорода при т-ре кипения на уже заправленной ракете размера "Союза" составляют примерно 0,1% в час (но это примерно 3 литра в минуту!). Вот при заправке и сливе теряется гораздо больше, да.
Она там из баков чего-то стравливает, или это кажется?
Это, я так понимаю, первый запуск новой ракеты?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Переохлаждают жидкий кислород обычно как раз на 10 градусов - до температуры жидкого азота. И не столько для того, чтобы уменьшить испарение в полёте, сколько для того, чтобы больше влезло в бак - у всех жидкостей плотность меняется очень быстро вблизи температуры кипения.
Переохлаждение важней для верхних ступеней и разгонных блоков, там и каждый килограмм веса баков на счету, и дольше ждать, пока жидкий кислород потребуется двигателю.
Reply
Да ну? У кислорода плотность при переходе от -183°С к -193 °С меняется на 3%. Разве это "очень много"? Потери на испарение в нетеплоизолированном баке будут больше.
Но таки да, согласен с тем, что заморачиватся переохлаждением важнее для РБ, чем для первых ступеней, которые можно дозаправлять фактически до момента отрыва от стола.
Reply
Во-вторых, для автоматики двигателя отклонение плотности ЖК на 3% вызывает падение удельного импульса примерно на ту же величину. В своё время, когда в начале программы РД-180 на Атласе сертифицировали этот движок на "горячем" ЖК, получали такое падение. У Атласа-3, из-за конструктивных особенностей, т-ра ЖК была выше т-ры кипения при атмосферном давлении (примерно -175).
В-третьих, потери кислорода при т-ре кипения на уже заправленной ракете размера "Союза" составляют примерно 0,1% в час (но это примерно 3 литра в минуту!). Вот при заправке и сливе теряется гораздо больше, да.
Reply
Reply
Leave a comment