Оригинал взят у
ms1970 в
Околосинагога
Околосинагога
Начало. Часть 1-2
Начало 1 - 2.
Продолжение 3.
Продолжнение 4. Окончание 5 - 6.
Откуда ветер дует?
«Русское гражданское общество». Термин общеизвестный. Но дело в том, что гражданского общества у русских нет. И собственно
общества, в котором возникает гражданское общество, тоже нет. Откуда и с чего люди, у которых чего-то нет, говорят от имени этого самого чего-то, чего у них нет? И как люди, у которых нет гражданского общества, могли поставить гражданское общество чуть ли не в центр своего политического кредо? А может, у этих людей гражданское общество все-таки есть?
Да, выучить что такое «гражданское общество» можно. Например, Вики:
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Но нужно заметить, в английской Вики все не так просто, и как правило «гражданским обществом» называется совокупность политических волонтеров, а «гражданское общество» противостоит «политическому обществу». И делается акцент именно на борьбу с авторитарными режимами в 90-х. Т.е. гражданское общество «там» очень сильно отличается от гражданского общества «здесь».
Итак, гражданское общество - это фильтр требований какого-то «общества». Это совокупность отношений и групп. И естественно, группы объединены интересами.
Из этого сразу следует, что общество - это не все люди, и эти люди объединены интересами. А основных интересов только два: это борьба за ресурсы и это защита ресурсов.
У русских нет общества, а эти группы говорят о «русском гражданском обществе». Выходит так, что в России есть какие-то группы со своими интересами, представители которых прекрасно знают, что такое «гражданское общество». И так выходит, что еще и целое «общество» где-то в России должно существовать. Наличие общества - это ключ к системе.
Чужие всем
Синагога, как известно, это не храм в общепринятом понимании. Храм может быть только один, а синагога - это «дом собрания». У евреев есть свое общество, которое координируется через синагогу. Евреи ведут борьбу за ресурсы, охраняют свои ресурсы и помогают своим. Обычная практика классового мира национального меньшинства. Но откуда тогда берется «русское» в «гражданском обществе»?
Мама русская, а папа юрист. Не повезло. Куда податься ненастоящему еврею? Который на самом деле вовсе и не еврей?
С одной стороны, русские этих людей часто называют евреями. Евреи не считают этих людей евреями. Сами эти люди тоже не считают себя евреями. Эти люди не иудеи, не ходят в синагогу, значительная часть - христиане и ходят в церковь.
Этих людей достаточно, чтобы сформировать свои круги общения. У каждого из этих людей есть круг знакомых, и хотя бы один человек из этого круга имеет отношение к синагоге. Не прямое, косвенное, через родственников.
Это не синагога. Это вокруг синагоги. Или около. Околосинагога.
У этих людей есть понимание ситуации: «мы находимся во враждебном окружении». Это понимание заставляет их поддерживать связи и беречь связи. Кроме того, это понимание требует, чтобы круг по возможности расширялся. Тогда на его окраинах появляются люди без еврейской крови вообще. Главное - чтобы смешанные, чтобы не ставили интересы своего народа выше интересов других народов. У Околосинагоги нет жесткой границы. Околосинагога объединяет и богатых, и нищих.
У Околосинагоги есть кланы, есть династии, но у Околосинагоги нет союзов кланов - корпораций. Потому что Околосинагога слишком мала, чтобы создавать корпорации. Иначе можно сказать, что вся Околосинагога является чем-то вроде очень большой корпорации - с корпоративными правилами, с корпоративной этикой, с корпоративными законами.
Околосинагога вращается вокруг синагоги, как планеты вокруг солнца. У планет ведь нет ниточек, верно? Но ведь вращаются, не улетают!
Околосинагога - это и есть настоящее гражданское общество. Которое совершенно правильно основано на обычном обществе. Гражданским обществом Околосинагогу делают осознание собственного положения и наличие враждебного окружения. Элементы культуры, необходимые для поддержания общества, берутся от отцов-евреев, и передаются от группы к группе. И в нужный момент Околосинагога выходит на улицы именно в составе гражданского общества, и к этому выходу подключаются все ее люди в СМИ.
И еще момент - не все люди с частью еврейской крови входят в Околосинагогу. Но большинство. В Москве - подавляющее большинство.
Продолжение следует.