"Город-сад или город-пустыня?
Половину тополей удалось отстоять
для рубрики тюменской губернии "есть мнение".
В Тюмени запретили глубокую обрезку деревьев. На столе главы администрации города Евгения Куйвашева появилось постановление прокуратуры центрального адм. округа от 13 мая, согласно которому чиновники обязаны не только приостановить практику «санитарной обрезки на столб», но и в течение месяца провести служебную проверку имеющихся фактов варварского кронирования, а виновных наказать. Третье - произвести (наконец) инвентаризацию зеленых насаждений, - ведь, будучи объектом городской недвижимости, они почти не подаются учету. Что же случилось после восьми лет произвола в этом вопросе?
Сработало мартовское обращение в прокуратуру коллегии экологов Общественного совета Тюмени, «О тотальном уничтожении зеленых насаждений», где общественники обвиняют административных чиновников в преступном уничтожении деревьев. Прокурор А.Ф. Хамитов прислушался к доводам тюменских экологов и устроил подробное разбирательство с привлечением обеих сторон. Подробности рассказывает координатор коллегии Альберт Фахрутдинов.
Почему глубокая обрезка приравнивается к уничтожению?
«Присмотритесь к деревьям, и вы поймете. С обезглавленных тополей, кленов, вязов под воздействием дождей, снега и древоточцев постепенно сползает кора, благодаря которой они, собственно, и живы. Цепляясь за жизнь, дерево дает боковые побеги, пока не отслоится последняя часть коры, кожухом движущаяся вниз. Засыхая, оно превращается в пень в течение 5-8 лет».
Трудно ли было добиться такого решения прокуратуры?
«Это был очередной шаг отчаявшихся. Всего мы направляли в прокуратуру уже около десяти обращений, по разным нарушениям. Вообще, мы вели переписку со всеми инстанции, начиная с управления по экологии. Наша коллегия на стадии организации ставила перед собой совершенно определенные задачи, к примеру, добиться восстановления в городе зелени до нормы. Но за четыре года своей деятельности мы с ужасом наблюдаем, что уходим все дальше от цели. Под эту ситуацию подходит фраза одного из мыслителей: «Безнаказанность - величайшее поощрение преступления». Помимо прямой вырубки деревьев во время строительных работ (к примеру, на улице Мельникайте или Профсоюзной), которая до сих пор не компенсирована, мы вынуждены наблюдать такую вот «косвенную». Член нашей коллегии, директор Тюменской лесной станции Борис Чижов еще в 2001 году первым поднял проблему уничтожения насаждений, научно обосновал недопустимость вырубки и кронирования. В июне 2008 года составили открытое письмо на имя губернатора ТО Владимира Якушева и главы Администрации города Евгения Куйвашева (этот текст решилась опубликовать только «Гражданская трибуна Тюменской области»), где предлагали полностью прекратить т.н. обрезку «на столб» и обрезку здоровых ветвей. Но - за 1 квартал 2009 года в Тюмени обезглавили около 10 тысяч деревьев. И все это - в нарушении федерального закона «Об охране окружающей среды» и правил РФ, утвержденных Приказом Госстроя в 1999 году. Согласно им, санитарная обрезка деревьев - это отрезание веток, а не стволов, причем не более 75 процентов годичного прироста! А крупные ветки следует удалять не более двух в год… Составляя обращение в прокуратуру, мы прежде всего думали не о наказании виновных, а о тех деревьях, которые еще можно спасти».
И каков суммарный урон?
«За последние восемь лет более двухсот тысяч деревьев подвергнуто «обрезке на столб». Стоимость одного взрослого дерева - не менее 50 тысяч рублей (а не две тысячи, как следует из документации «обрезчиков»). Но дело ведь не только в деньгах. Горожанам нанесен моральный и - прежде всего - экологический ущерб. Пока деньги, выделенные на «санитарную обрезку», кочуют из управления по экологии в департамент по имуществу (по сути, перекладываются из кармана в карман), тюменцы задыхаются от пыли. Чтобы создать аллею быстрорастущих пород, взрослых тополей, берез, древовидных ив, американских кленов, требуется 10-15 лет. Чтобы дождаться яблоневых, липовых, хвойных деревьев - нужно лет 20. А что мы имеем сегодня? Объем крон зеленых насаждений за последние десять лет уменьшился в 100 раз. По областной статистике Госкомстата, за прошедшие восемь лет заболеваемость в Тюменской области увеличилась на 50 процентов. Что еще надо, чтобы проследить причинно-следственные связи? В 2008 году сотрудники Тюменского госуниверситета А. Соловьева и М. Казанцева проделали летнее исследование: «Влияние радикальной обрезки крон на экологические функции тополя бальзамического в насаждениях Тюмени», сравнив две тополиные аллеи в центре города. На одной произведена обрезка, на другой - нет. Естественно, обрезанные деревья за лето «уловили» на четыре с половиной тонны пыли меньше. Эта пыль осела на земле, на домах и в легких жителей. Потом, каждое обрубленное под столб дерево недополучило 71 килограмм углекислого газа и недовозвратило горожанам 55 килограммов кислорода. Задумаемся, чем мы дышим. Концентрация оксида углерода ведет к токсическому отравлению и кислородной недостаточности. Цианистые соединения, азотистые кислоты вызывают отек легких, бронхиты, нервные расстройства и даже мышечную слабость. Один из доводов в пользу «глубокой» обрезки тополей - аллергия на пух. Но, по сути, в воздухе летает хлопок, а у кого из нас аллергия на хлопковую одежду?»
К какой норме озеленения мы должны приблизиться?
«Вообще, данные пугают: у нас зелени на человека приходится в пять раз ниже нормы СНИП, в десять раз, чем заложено в Генплане. Это жалких два кв. метра городских и шесть - парковых насаждений. Сравните: в якобы «грязном Екатеринбурге - 21 кв. метр городских деревьев и 106 кв. метров парков! В Челябинске, Москве - не меньше, там даже зеленее. Европейский минимум - 16 квадратов. Я был не менее чем в 20 столицах мира - нигде, кстати, не видел подобного обращения с деревьями. Даже в субтропической местности, где зелень стремится к абсолюту. Зеленые насаждения не только восстанавливают кислород, снижают шум, поглощают пыль, увлажняют воздух, но и обладают эстетическим и психологическим воздействием. Вид приниженных, изуродованных деревьев формирует в сознании людей стереотип пренебрежительного отношения к природе».
Какие законодательные решения помогли бы исправить ситуацию?
«К примеру, коррекция закона о восстановительной посадке: если деревья и кустарники исчезли в местности, где объем озеленения ниже нормативного, следует высаживать новую растительность вдвое больше утраченной - в этом же районе, и не прутики, половина из которых обычно гибнет, а уже сильные деревья… Предлагаю не чураться тополиных пород, пусть не «пуховых» - в конце концов, они чемпионы по очищению воздуха. Для меня Тюмень - это город тополей, как в книгах Владислава Крапивина.
Мнения под чертой:
исполнители здесь во все горло кричат о пользе глубокой обрезки, обвиняя экологов в некомпетентности. вообще, вокруг тополей настоящая война. и - столько завуалированной чиновничьей лжи, что периодически хочется лапшу с ушей стряхнуть.
Глубокая обрезка деревьев: полезна или вредна?
Татьяна Демина (бывшая Засуха), директор ТМУП «Зеленстрой»: Если хотите понять пользу от посадки деревьев «на столб» - проедьте по Московскому тракту - тополя там в прекрасном состоянии. Над деревьями проведена омолаживающая обрезка - выглядят они шикарно, со сформированной кроной, с огромными листьями, увеличивающими объем фотосинтеза. Нет аварийно опасных веток и пуха, который так раздражает горожан. О каких засохших деревьях вы говорили, где вы их видели (- у себя во дворе! - н.ж.) ? Но они же погибли не вследствие посадки на столб (лучше все-таки говорить - на пень), а по другим каким-то причинам. А потом уже и кора начала отваливаться. (и это говорит спец-т! - НЖ)
Борис Чижов, доктор с-х наук, директор «Тюменской лесной опытной станции»: глубокую обрезку можно проводить только с молодыми деревьями. В противном случае они обречены на медленную смерть. Это же натуральная ампутация головы. Глубокая обрезка превратилась в выгодный бизнес: за каждое срезанное дерево исполнители получают 9-12 тысяч. Потом, службы вовлекают себя в бесконечную обрезку сучьев, растущую в геометрической прогрессии, так как число побегов на срезанном месте увеличивается в три раза, а место их закрепления - очень хрупкое: периферийный слой, кора. Большие как лопухи листья на побегах, которые увеличивают фотосинтез - это миф, объем всасывания углекислоты при потере естественной кроны уменьшается в 10 раз.
Людмила Могутова, начальник управления по экологии: В городе должно появляться как можно больше разных деревьев, не только тополя. Вместо пуховых сейчас высаживают, например, пирамидальные. Если вы обнаружили, что кто-то проделывает незаконные манипуляции с деревьями - звоните в управление. 24-45-84, мы обязаны среагировать. Если есть вопросы по состоянию дерева, его уходу, - обращайтесь лучше всего в отдел благоустройства и озеленения города или в управы административных округов.
Александр Иваненко, доктор с-х наук, краевед: Я давно переживал из-за уродования живых, здоровых, красивых деревьев, вместо которых оставляли столбы. Наконец-то запретили! Уменьшается крона, понижаются очистительные возможности посадок, пропадает вся красота - стоят как метелки. Потом, они перестают давать нормальную тень - без этого город, из-за своего черноасфальтового покрытия, разогревается солнцем больше на 10 градусов. Кстати, тополя, которым будто бы объявили войну, полезны для нашей местности во всех отношениях - быстро растут, неприхотливы, дренируют почву. Раньше это понимали, почему же забыли сейчас? Из-за безобидного пуха?
Вадим Постников, лидер тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека»: у меня во дворе и в двух соседних все деревья остались целыми - отогнал «лесорубов». Тем более, никто из них документы предъявить не мог. Приезжали чиновники по благоустройству - говорили откровенно, у нас, мол, цель сэкономить на глубокой обрезке - спилить пол-дерева и не приезжать сюда три года… Наше движение еще в 2004 году проводило по поводу обрезки пикет, но - одни в поле не воины, в основном население «раскачать» не удалось, - оно пассивно допускает эту «вырубку».
Валерий Борисов, глава управы центрального адм. округа: глубокая обрезка была, есть и будет. Прокуратура - не специалисты, а Фахрутдинов этот - болтун. Я видел, что такой способ формирования кроны применяется на Канарах, на Кипре (так вот откуда моду привезли! С югов - НЖ). Конечно, она не должна производиться поголовно. Где-то надо и аккуратно ветки подрезать. А где-то - срезать ствол на 5-6 метров. Надо еще при этом рядом молодые деревья подсаживать (потому что старые сдохнут скоро, ага? - НЖ). Вообще, у меня на столе ежедневно появляется по два -три заявления на вырубку тополя. (ахренеть, а вот и третья сторона дела нарисовалась, населениус тупорылус. Ну и как после этого вообще что-то спасать?). Мы уж на месте разбираемся, нужна ли вырубка. Тополь - растение живучее, крону сфоримрует большую, знай ухаживай.
Владислав Крапивин, писатель: Цветенье тополей - главная «официальная» причина нелюбви административных властей к деревьям-великанам, которые столетиями спасали (и все еще спасают там, где не срублены) сибирские и уральские города от дыма, пыли, грязных ветров, заводских выбросов и автомобильных выхлопов. Это самые адаптированные к природе нашего края деревья. Героически переносят лютые морозы и засухи. Растут быстрее берез, лип, елей и экзотических дубов, которые время от времени пытаются насадить в Зауралье здешние начальники. Своей громадной зеленой массой они впитывают в себя всю атмосферную нечисть, дарят людям возможность дышать, не забивая легкие всякой дрянью и отравой… Помните, какой бывает воздух после грозового дождя на улицах, где большие тополя? А какой спасительной бывает здесь тень в июльскую жару… И если бы только тополя! Теперь и до кленов доходят руки. До всего, что растет «слишком высоко». Иду на работу в университет и вижу - березы на главной улице кто-то обкорнал, как попавших в приют ребятишек. Оказывается, у берез тоже обнаружена «вредная пыльца». Оно и понятно - тополей все меньше, а рубить и резать хочется по-прежнему… Кстати, говорил с разными медиками - ну, ни один не подтвердил, что цветущие тополя могут вызывать аллергию. Кошки - могут (давайте их всех на живодерню!). Пыльца кипарисов - может (давайте лишим Юг этих деревьев!). Разные краски и химикаты - могут (давайте запретим их производство!). Сенная труха - может (давайте прекратим заготовки кормов!). Люди, любящие затверженные истины, тоже у многих вызывают аллергию, однако процветают во все времена…
статья отсюда:
http://community.livejournal.com/neskush_gor/194241.html