Бернард М.Барух. Моя собственная жизнь.

Jan 16, 2017 02:50




Барух Б.М. От биржевого игрока с Уолл-стрит до влиятельного политического деятеля. Биография крупного американского финансиста, серого кардинала Белого дома. М.: ЗАО Центрполиграф, 2015.
Оригинал: Bernard M.Baruch. Baruch: My Own Story. New-York: Buccaneer Books, 1993.
Недавно мне в руки попали довольно интересные мемуары одного известного финансиста и близкого советника американских президентов. Звали его Бернард Маннес Барух. Это был очень богатый и очень влиятельный человек, получивший прозвище «одинокий волк с Уолл-Стрит», потому что свои операции предпочитал проводить в одиночку (позже такое название получил фильм о Джордане Белфорте с Леонардо Ди Каприо в главной роли; о нём я написал в своё время рецензию).


Он родился в семье Симона Баруха, врача из Южной Каролины, немецкого еврея по происхождению. Симон служил в армии Конфедерации во время Гражданской войны в качестве военного врача, несколько раз был в плену, принимал участие в знаменитом сражении при Геттисберге. После войны он состоял в Ку-Клукс-Клане - знаменитой организации, которую создал генерал-конфедерат Натаниэль Бедфорд Форрест (в честь которого получил своё имя его дальний родственник Форрест Гамп), уроженец штата Теннесси и один из разработчиков тактики мобильной войны. Для того времени, когда его сын писал свои мемуары, это выглядело чем-то невероятным (по причине антисемитизма его членов). Но в те времена ККК не был таким, каким он стал в ХХ веке (антисемитизм в Клане появился с 1920-х годов). Причиной создания организации было поражение Юга в Гражданской войне, после чего победители принялись всячески возвышать освобождённых от рабства негров и принижать коренное белое население. Во время Реконструкции Юга республиканцы (тогда это была партия прогрессивная и «за всё хорошее») использовали их против южан. Негритянские шайки творили бесчинства, убивали и грабили. Братьям Барух (двум юным мальчишкам) приходилось охранять дом с ружьями, чтобы быть готовыми дать отпор бандитам. Негры получили избирательные права, несмотря на то, что у них часто не было никакого имущества и грамоте они не разумели от слова совсем. Однако их научили, в какую урну надо кидать бюллетень. И однажды местные белые борцы пошли на хитрость - устроили стрельбу и под шумок поменяли урны местами, после чего негры накидали бюллетени за демократа. Это потом всё поменялось, и уже демократы перехватили негров и методики управления ими в своих целях (превратившись в партию «за всё хорошее», а республиканцы стали консерваторами). Потом к неграм добавились ещё и латиносы и прочие меньшинства. До недавнего времени это работало, но тут пришёл Трамп, который с помощью тех, кого презрительно зовут rednecks и white trash, сумел одержать победу над толерастией и Мировой Жабой…

ККК вёл борьбу против негритянских активистов, а также против приезжавших на Юг за наживой карпетбеггеров (саквояжников), намеревавшихся в обстановке послевоенного хаоса прибрать к рукам собственность в проигравших штатах (они скупали хлопковые плантации за копейки), и борцов за равноправие белых и негров. Члены клана вели террор против них, отвечая тем самым на бесчинства и произвол распоясавшихся негров и их пособников из числа республиканцев. Вначале они присылали предупреждение жертве - дубовые листья, либо зёрнышки дыни или апельсина (об этом есть рассказ у Конан Дойля из цикла о Шерлоке Холмсе «Пять зёрнышек апельсина»), предлагая ей убраться, а если та не внимала этому, то далее следовало убийство. Стоит также отметить, что антисемитизма на Юге, по воспоминаниям Баруха, не было совсем, напротив, евреи были
уважаемыми членами общества, служили офицерами и солдатами в армии конфедератов (как Симон Барух, помощник врача в 3-м Вирджинском пехотном полку, и его брат Герман Барух, служивший в кавалерии) и даже занимали важные государственные посты (как госсекретарь Джуда Филип Бенджамин, второй еврейский сенатор в истории США - в 1852 году был избран в сенат от штата Луизиана; первым был избранный в 1845 году сенатором от штата Флорида Давид Леви Юли, отец которого, Мозес Элиас Леви, был кузеном и бизнес-партнёром Филлипа Бенджамина, отца Джуды; Леви Юли также поддержал Конфедерацию). С антисемитизмом Барух впервые столкнулся в полиэтническом Нью-Йорке, где местный мальчишка обозвал его «шини» (аналог русского «жид»).

Большую часть мемуаров занимают рассказы о финансовых операциях на Уолл-Стрит, включая также советы Баруха начинающим игрокам на бирже. Много известных и не очень исторических лиц проносится перед нами, включая таких зубров, как Джон Пирпонт Морган. Про участие в политике написано как-то очень мало, на мой взгляд, хотя как раз тут Баруху было бы о чём рассказать. В политическую жизнь он попал, когда принял участие в финансировании [1] кампании Вудро Вильсона (южанин, уроженец Виргинии, сын священника-пресвитерианина, сторонника рабства и Конфедерации, капеллана в армии конфедератов, демократ, юрист, историк, доктор философии, ректор Принстонского университета,  губернатор Нью-Джерси), который в 1912 году одержал сенсационную победу над прогрессистом Теодором Рузвельтом и республиканцем Тафтом. Рузвельт был бунтовщиком против партийного истеблишмента, который, не получив номинации от Большой Старой партии, создал свою Прогрессивную партию (Партия Сохатого - как противовес ослам-
демократам и слонам-республиканцам). Тафт был как раз ставленником истеблишмента и ошибкой Рузвельта - он должен был подобно Медведеву при Путине 4 года охранять президентское кресло, чтобы Рузвельт мог переизбраться в 1912-м (тогда запрета избираться «более двух сроков подряд» не было, да и формального запрета выбираться более двух сроков вообще тоже не было, была просто традиция, идущая со времён Вашингтона, ставший президентом после убийства Мак-Кинли Рузвельт вполне мог переизбраться в 1908-м на второй срок как избранного президента, но не стал этого делать и допустил серьёзную ошибку, которой не допустит в 1940-м его дальний родственник Франклин), но Тафт вовсе не хотел отдавать Овальный кабинет Рузвельту, этого не хотел и истеблишмент республиканцев. И в итоге проиграли все. Причём, Рузвельт, будучи выдвиженцем от третьей партии, занял второе место, а действующий президент-республиканец позорно проиграл, заняв третье место. А в белом доме на последующие 8 лет воссел демократ Вильсон. Он не забыл поддержки Баруха и ввёл его в Ведомство национальной обороны. В годы Первой мировой Барух возглавил Военно-промышленный комитет США, во время работы которого способствовал развитию американской промышленности и американской экономики, довольно неплохо выигравшей на войне - долгое время бывшие нейтральными, США поставляли различные военные товары воюющим странам и получали неплохую прибыль. В итоге Вильсон был советником шести американских президентов, независимо от их партийной принадлежности - Вильсона, Гардинга, Кулиджа, Гувера, Рузвельта и Трумэна. Время их правления пришлось на первую половину ХХ века - весьма бурное и трагическое время, когда тридцатилетняя Мировая война (1914 - 1945) навсегда изменила ход истории и картину мира. И Бернард Барух стал одним из тех, кто творил историю, будучи за кулисами процесса.

В его мемуарах есть немало интересных моментов. Например, про Мексику, соседнюю с США страну. Баруха же Мексика интересовала в качестве источника каучука - стратегического военного сырья. Он посетил эту страну ещё до революции - в 1904 году. Мексику он описывает как страну поразительных контрастов. «Порфирио Диас [2] собрал вокруг себя когорту чрезвычайно грамотных и тонких людей, которые вращались в обществе столь же уточнённом, как и в любой европейской столице. Но за воротами их садов оставались миллионы подёнщиков, у которых почти не было шансов на лучшую долю. Такой порядок вещей не мог сохраниться надолго, и нам ещё предстояло в этом убедиться, хотя в тот момент я пока не мог этого предвидеть», пишет Барух. Он отмечал тот факт, что мексиканцы были напуганы столько неожиданным интересом США к получению каучуковых концессий - они видели в этом предлог для захвата северных территорий страны. Революция нарушила и положила конец столь выгодному предприятию, из-за боевых действий завод в Торреоне закрылся. Но Барух считал, что идея была сама по себе прекрасная и могла бы быть более удачной. Стоит отметить, что Соединённые Штаты принимали
активное участие в событиях мексиканской революции. В Мексике в то время были хаос и анархия, разгул бандитизма. Шайки мексиканцев совершали рейды на территорию США с целью грабежа. В январе 1916 мексиканский полевой командир Панчо Вилья убил 16 американцев в Санта-Исабель, а через два месяца напал на Коламбус в штате Нью-Мексико, в результате чего было убито 17 американцев (из них 8 - американские военнослужащие). Тогда президент Вильсон направил в этот район войска во главе с генералом Першингом. 16 марта 8-тысячный экспедиционный корпус вошёл на территорию сопредельного государства и находились там до 5 февраля 1917 года. Нанеся ощутимый урон вильистам, поймать их предводителям им не удалось (однако был ликвидирован один из его командиров - Канделарио Сервантес). В ходе операции американцы потеряли около 25 человек убитыми, 45 ранеными и 24 пленными. В этой войне отличился молодой американский офицер лейтенант кавалерии Джордж Смит Паттон, который был адъютантом Першинга (предки Паттона происходили из Виргинии, его дед и двоюродный дед были офицерами армии Конфедерации и погибли на войне).

image Click to view


Трейлер к американскому фильму о событиях того времени - "Они шли в Кордуру" (1960).


Ещё одна интересная страница мемуаров - Бельгийское Конго и личность короля Леопольда II. О нём Барух пишет с почтением, но всё же достаточно объективно: «Это был выдающийся человек. Когда ещё в молодом возрасте он понял, что доходы его маленького королевства не могут удовлетворить его экстравагантные вкусы и грандиозные амбиции, то сам занялся бизнесом в интересах своей страны. Сделав Бельгию колониальной державой, Леопольд приступил к решению обоих упомянутых выше недостатков. С помощью ряда искусственных манёвров он превратил богатый бассейн реки Конго в якобы независимое государство Конго, а затем привёл его под суверенитет Бельгии. Как финансовая сделка, эта операция, проведённая под самым носом Англии и других держав, сделал бы честь и Моргану, и Рокфеллеру, и Гарриману [3] с Райаном. Самые богатые концессии в Конго принадлежали бельгийской короне. Богатства страны, особенно в первые годы, эксплуатировались жестоко. Каучук из Конго стал известен под названием «красный каучук», отчасти из-за его цвета, но в основном из-за пролитой крови местного населения при его производстве. Об актах насилия и жестокости рассказывали представители других держав, которым не нравились методы правления при Леопольде. И несмотря на всю контрпропаганду бельгийских властей, объяснявших это происками и завистью других наций, я всегда считал, что «красный каучук» заслужил своё название. К лету 1906 г. Леопольд, которому был 71 год, понял, что пришло время изменить методы правления в Конго. К тому же он больше не желал игнорировать общественное мнение в мире, где все были недовольны его отношением к аборигенам. Леопольд навёл справки, кто был самым успешным капиталистом-католиком в соединённых Штатах, и ему назвали имя Томаса Форчуна Райана [4], который в то время даже имел у себя в доме собственную церковь» [5]. Король пригласил Райана в Брюссель и тот прибыл к нему из Швейцарии, где в тот момент находился. Была создана Американская компания в Конго, а также Международное горнопромышленное общество Конго, названное, для краткости, «Форминьер». Американская компания получила концессию на поиск и разработку каучука, а «Форминьер» стала заниматься разработкой рудников и лесов страны. «Леопольд был жёстким бизнесменом. Ему принадлежала половина акций каждой концессии. А если учесть ещё «Форминьер», бельгийским капиталистам которого отходила ещё четверть, то Райан оставался при 25 процентах интереса. Я не могу представить, чтобы кто-то, кроме короля, да ещё и очень мудрого короля, мог бы побудить Томаса Форчуна Райана довольствоваться столь малой долей от сделки» [6], пишет Барух. Окрылённый Райан, польщённый покровительством самого короля, вернулся в США и сумел завербовать в союзники Гуггенхеймов, сенатора Олдрича (дед Нельсона Олдрича Рокфеллера, вице-президента США при Джеральде Форде, показанного в фильме «Фрида» в исполнении Эдварда Нортона) и других предпринимателей, включая и Баруха, который, однако, «медлил присоединиться к проекту, потому что подозревал, что шаг Леопольда был направлен на то, чтобы лишить оружия тех, кто критикует его в Америке» [7]. По мнению Райана, полного энтузиазма, «здесь для каждого из нас открывался шанс стать кем-то вроде Сесила Родса» [8]. Причём, как оказалось, «пункт о реформировании условий труда в Конго, который внёс Райан, был отброшен» [9] (Дэниэл Гуггенхайм сомневался, вступить ли ему в проект по причине того, что у Леопольда была плохая репутация как работодателя, а он ставил честные отношения с местными рабочими как непременное условие своего участия в деле). «Два года рискованных изысканий  оказались для Американской компании в Конго бесполезными. Правда, были найдены алмазы на землях, принадлежавших «Форминьеру», что оказалось большим плюсом для его акций» [10], пишет Барух. Но Райан не терял веры в деятельность на территории Конго, ведь его пригласил сам король, предложивший ему начать там дело. «Когда впервые там были обнаружены алмазы, Райан обычно носил несколько штук в кармане и с удовольствием демонстрировал их окружающим, как мальчишка, который показывает собранные камешки» [11].                                     
Конечно же, не обходит вниманием Барух и двух лидеров, соратников по антигитлеровской коалиции, с которыми был хорошо знаком, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. О них он пишет, рассказывая в отдельной главе о своём поместье Хобкау в Южной Каролине, где у него в гостях бывали многие известные люди - политики, бизнесмены, актёры, журналисты, писатели и прочие. Но о Черчилля и Рузвельте я поведаю как-нибудь в другой раз, в рамках своего рассказа об этих людях, а подробно останавливаться на них сейчас мне не позволяет формат постов в ЖЖ.

Несколько цитат из книги:

«Большая часть из ложных концепций о мотивации получения прибыли, распространённых в слаборазвитых странах, основана на лживом посыле под авторством Карла Маркса о том, что империализм является чем-то присущим капиталистической экономике. Во многих таких недоразвитых странах капиталистические нации рассматриваются как агенты империализма. Однако история Рима, Греции и Персии демонстрирует, что империализм существовал задолго до того, как начал процветать капитализм. В действиях Советского Союза лежит дальнейшее доказательство того, что империалистические тенденции могут существовать и без мотивации к получению прибыли. В самом деле, в то время как капиталистические страны отказались от своих старых империй, Советы используют все имеющиеся у них средства для построения новой империи. Как это видно из хода событий после окончания Второй мировой войны, Советский Союз стал самым империалистическим из всех государств» [12].

«Я считаю ошибкой и то, что греческий и латынь больше не являются обязательными для изучения предметами. <...> Изучение этих двух языков помогло мне понять культурные основы нашей цивилизации, что мне никогда не удалось бы, не владей я ими. <...> Лишить учащихся латыни и греческого - значит сделать более скудным их разум и дух» [13].

[1] Перечислил в фонд демократической партии $50 тысяч, что было довольно значительной суммой в то время.
[2] Хосе де ла Крус Порфирио Диас Мори (1830 - 1915), президент Мексики (1877 - 1880, 1884 - 1911).
[3] Эдвард Генри Гарриман (1848 - 1909), американский железнодорожный  магнат. Отец Уильяма Аверелла Гарримана, предпринимателя, государственного деятеля, близкого соратника и советника президента Франклина Рузвельта.
[4] Томас Форчун Райан (1851 - 1928), хозяин нью-йоркского городского транспорта и создатель первой в США холдинговой транспортной компании, один из самых богатых и влиятельных американцев, «один из финансовых гигантов того времени» (Бернард Барух; речь шла про 1890-е годы).
[5] Барух Б.М. От биржевого игрока с Уолл-стрит до влиятельного политического деятеля. Биография крупного американского финансиста, серого кардинала Белого дома. М.: ЗАО Центрполиграф, 2015. С.225 - 226.
[6] Там же, С.226 - 227.
[7] Там же, С.227.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же, С.233.
[13] Там же, С.68 - 69.

Вильсон, Черчилль, Древний Рим, Путин, политика, национализм, Латинская Америка, история, Франция, СССР, США, Трамп, Первая мировая, Греция, коммунисты, Германия, евреи, консерватизм, Ни дня безъ книги, Бельгия, Великобритания, Рузвельт, либералы

Previous post Next post
Up