В этом году мы отмечаем 110-летний юбилей одного из наших прославленных флотоводцев - адмирала Головко Арсения Григорьевича. Это человек, о котором стоит поведать, ибо такими должны гордиться русские люди. Он появился на свет 23 июня (по новому стилю) 1906 года. Известный публицист Егор Холмогоров в
статье об Адмирале Флота Советского Союза Горшкове (родился в городе Каменец-Подольский, детство и юность провёл в Коломне) отметил, что многие великие адмиралы родились вдали от моря (Ушаков - село Бурнаково Ярославской области, Сенявин - деревня Комлево Калужской области, Нахимов - село Хмелита Смоленской области, Кузнецов - деревня Медведка Архангельской области). Арсений Григорьевич не исключение - он родом из станицы Прохладной (ныне - город Прохладный, Кабардино-Балкария), потомственный терский казак. Но судьба сделала так, что он встал на защиту далёкого от его родных краёв Заполярья. 5 ноября 1925 года студент Тимирязевки Головко был призван на флот по комсомольскому набору - так определилась его дальнейшая судьба на всю последующую жизнь.
В 1928 году оканчивает Военно-морское училище имени Фрунзе, в 1931 году - Специальные курсы комсостава и в 1938 году - Военно-морскую академию имени К.Е.Ворошилова (ныне - Военно-морская орденов Ленина, Октябрьской Революции и Ушакова академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова). В 1927 году принят в ряды ВКП(б), через год становится вахтенным командиром э\м «Фрунзе» (на Чёрном море). С ноября 1929 по май 1930 года - штурман группы канонерских лодок Каспийской флотилии. С мая 1931 года - дивизионный минёр 3-го дивизиона эскадренных миноносцев на Балтийском флоте. С марта 1932 года - флагманский минёр бригады траления и заграждения Морских сил Дальнего Востока, с января 1933 года - начальник штаба отряда торпедных катеров особого назначения, с декабря 1934 года - командир бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота, с мая 1935 года - начальник штаба этой бригады. В 1936 году отправляется добровольцем в Испанию, где под псевдонимом Дон Симон Гарсия Галвис исполняет должность советника командира военно-морской базы в порту Картахены. В мае 1938 года, по окончании Академии, назначается начальником штаба Северного флота. С июня 1938 года - командир дивизиона эсминцев Северного флота. В июле 1938 года становится командующим Каспийской флотилией, а через год принимает под начало Краснознамённую Амурскую флотилию.
И вот, в июле 1940 года следует важное и судьбоносное назначение, которое навеки впишет его в историю. В свои 34 года он становится командующим самого молодого флота страны - Северного. Головко был самым молодым командующим флотом (из 4-х флотов страны) - на должность назначен в 34 года, войну встретил в 35 лет. Самым возрастным был командующий Тихоокеанским флотом Юмашев (в должность вступил в 43 года, войну встретил в 45 лет). Командующий Черноморским флотом Октярьский - назначен в 39, войну встретил в 41. Командующий Черноморским флотом Трибуц - назначен в 38, войну встретил в 40 лет. Т.о. средний возраст назначения на должность командующих флотом - 38,5 лет, а средний возраст их же во время начала войны - 40,25 лет.
Немного о месте назначения. Северный флот был основан 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия, а 11 мая 1937 года получил статус флота. Первое боевое крещение - в 1939 - 1940 годах в войне с Финляндией, когда флотом были заняты Лиинахмари и Петсамо, что прервало связь Финляндии с иностранными государствами и возможность её снабжения по морю. На начало Великой Отечественной войны в составе Северного флота находилось 8 эсминцев, 15 подлодок, 7 сторожевиков. Авиация флота насчитывала 116 боевых самолётов. Подробнее о том, какие корабли имелись в составе Северного флота и какие вошли в его состав в ходе войны, вы можете узнать
здесь.
Как мы видим, из всех трёх флотов на линии западных границ СССР Северный был самым слабым и малооснащённым. У него не было дредноутов и достаточного количества серьёзных кораблей. Не было и давних флотских боевых традиций, таких, как у балтийцев и черноморцев. Однако именно этот флот в течение всей войны сохранял активность и мобильность. На Балтике корабли были заперты немцами в Финском заливе, они превратились в батареи, защищавшие город Петра. На Чёрном море мы лишились главных портов - Одессы, Севастополя, Новороссийска. Вражеская авиация всячески препятствовала деятельности флота. Так что большую часть войны старые флоты были не особо активны. Зато североморцы, которые защищали также пути снабжения по ленд-лизу (конвои союзников шли в Мурманск и Архангельск, откуда грузы отправлялись по железной дороге к войскам), встали насмерть и сумели отстоять Мурманск, важный порт в данном регионе и в стране (незамерзающий). Северный флот, в итоге, доказал всю свою важность и значимость, приобрёл боевые традиции и историю и сегодня это сильнейший флот страны (в частности, в его составе находится наш единственный авианосец - ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», флагманом является ТАРКР «Пётр Великий»). Своё значение этот флот приобрёл именно благодаря деятельности адмирала Головко, именно он был, по сути, отцом Северного флота.
При назначении Головко на должность, товарищ Сталин подчеркнул важность Северного флота и русской Арктики, Заполярья: «Между тем театр большой важности, очень сложный, открытый, по-настоящему океанский театр, не в пример Балтике и Чёрному морю. И не надо забывать, что во время первой мировой войны связь между западными государствами и Россией была более обеспеченной по северному направлению, нежели через балтийские порты...». Вождь был абсолютно прав в своих оценках. Собственно, во время Первой мировой Россия была вынуждена обратиться за помощью к союзниками, поскольку её ресурсы стали заметно иссякать - к такой длительной войне никто не готовился, потому вскоре на фронте стала ощущаться нехватка боеприпасов, «снарядный голод». Поэтому Россия стала закупать необходимые товары у Англии и США. Поставки пошли через Северную Атлантику и Северный Ледовитый океан. Снабжение шло, первоначально, через Архангельск, который когда-то был построен специально для торговли с Англией (впрочем, ещё до его основания в 1583 году
торговля с Западом шла через Холмогоры и Колу), и другие порты на Белом море (включая Кандалакшу). Но поскольку это всё же замерзающие порты, то необходим был новый порт, через который шла бы поставка военных грузов круглый год. Таким местом стал омываемый водами тёплого течения Гольфстрим Кольский полуостров, куда от Петрограда была проложена Мурманская железная дорога (с 1935 года - Кировская, с 1959 года - в составе Октябрьской). Так начинается история Мурманска, который в этом году отметит своё 100-летие. Сегодня Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом (в 2015 году население составило 305 236 человек; для сравнения население Нарвика составляет 18 473 человек, а Тромсё - 59 590 человек (Норвегия); из русских городов в Заполярье Воркута насчитывает 60 368 человек, а Норильск - 176 251 человек; города Нуук (Готхоб) и Рейкьявик находятся южнее Северного Полярного круга, но всё равно уступают по численности населения Мурманску). В этническом населении Мурманск является русским городом - 95,8% его населения являются русскими (великороссы, малороссы и белорусы), это практически совпадает с показателями по Мурманской области - в ней 95,5% населения являются русскими. «Сами эти места открыты и основаны русскими людьми», пишет в мемуарах Головко.
И это действительно так. В XII веке сюда прибывают новгородцы, пришедшие в эти края за рыбой, пушниной, тюленьим салом и прочими богатствами Севера. В новгородской летописи, датируемой 1216 годом, содержится первое упоминание о наличии власти Новгородской Руси на Кольском севере. В 1326 году Новгород подписывает договор с Норвегией о закреплении прав на Кольский полуостров за русскими. На Терском берегу (вот интересное совпадение, ведь Головко происходил из терских казаков - правда, это название произошло от совершенно другого слова, названия русской реки Терек) начали возникать первые постоянные поселения - Корельский погост, Умба, Варзуга (два последних существуют и поныне, датой основания обоих считается 1466 год). В 1478 году земли Кольского полуострова вошли в состав Московского княжества. В 1517 году встречается первое упоминание о Кандалакше. В 1550 - 1583 годах построен Кольский острог, и управление этими землями переходит в Колу (первое упоминание - 1517 год, официальной датой основания считается 1565 год; права города получил сперва в 1784 году и потом - в 1965-м; ныне это город спутник Мурманска). Ближе к середине XVI века Кольский полуостров становится центром международной торговли. Егор Холмогоров
пишет: «Ещё с 1550-х годов в бухту у мыса Кигор на полуострове Рыбачий приходили торговые суда норвежцев, датчан и голландцев. Terminus ante quem
[1] довольно прост - в 1557 году голландцы у Кигора рассказывали англичанину Бэрроу, что «в нынешнем году дела у них здесь идут прекрасно», что предполагает начало торговли как минимум на несколько лет раньше. При торге Бэрроу видит царского чиновника, ведающего сбором дани с лопарей, и тот заверяет его в русских правах на эту землю». Первым Кольским воеводою (1582 - 1588) был, что интересно, дворянин Аверкий Иванович Палицын, который в русской истории отметился как монах Авраамий, келарь Троице-Сергиева монастыря, один из руководителей его обороны против поляков в годы Смуты, автор повести об этой обороне («Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным», написано около 1620 года, издано впервые в 1784 году, в Москве, является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии), один из активных участников Земского собора 1613 года, на котором высказался за кандидатуру Михаила Романова, а также руководитель ещё одной обороны монастыря от поляков в 1618 году.
В августе 1700 года началась Северная война, и шведы стали угрожать Кольскому полуострову и Беломорью. Указом Петра I было велено произвести полную реконструкцию Кольского острога с целью лучшей обороны от противника. Тем не менее, эскадра под руководством адмирала К. Х. Леве всё же пыталась захватить Колу, но у него ничего не вышло. Тогда же провалилась попытка захватить Архангельск, где отличился русский кормщик Иван Рябов (Иван Ермолаевич Седунов по прозвищу Ряб), о подвиге которого можно прочесть в романе Юрия Германа «
Россия молодая» или же посмотреть его
экранизацию. В 1706 году восстановление и укрепление Кольского острога закончилось. В 1780 году Кола стала именоваться городом в составе Вологодского наместничества, а через четыре года, именовалась уездным центром Архангельской губернии. Враг снова пришёл в эти края в 1809 году, когда английская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и Колу. Англичане вернулись в 1854 году, во время Крымской войны. Английская эскадра в ходе
Арктической кампании неудачно пыталась захватить Соловецкий монастырь, где получила отпор. В результате бомбардировки корветом «Миранда» под командованием капитана Эдмунда Лайонса,
был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все коляне, в особенности организатор обороны Колы адъютант архангельского военного губернатора лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер. С этого момента начинается упадок города, который в 1858 году становится заштатным и теряет статус уездного, но вновь обретает его в 1883 году. Статус города Кола утрачивает в 1926 году и становится селом, в 1935 году - рабочим посёлком и только в 1965 году вновь становится городом.
В 1894 году екатерининскую гавань посетил министр финансов Сергей Витте, после чего предложил императору Николаю II устроить здесь коммерческий порт. «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел», писал он позже в своих мемуарах. В 1896 году заложен коммерческий порт Александровск, который 24 июня 1899 года получает статус города и становится центром Александровского уезда (бывшего Кольского) вместе Колы. Имя своё город получил в честь императора Александра III. В 1926 году преобразован в сельское поселение Александровское, а через год стал центром Александровского района. В 1931 году село Александровское было переименовано в Полярное, а в 1939 году село стало городом Полярный. Это место является важным для нашего повествования, поскольку именно в нём находилась главная база Северного флота. В 1896 - 1897 годах было основано небольшое поселение Ваенга, где в 1933 году началось строительство одной из баз флота (приостановлено в августе 1941 года, возобновлено после окончания войны). В 1947 году этот посёлок становится главным местом базирования Северного флота, в сентябре сюда перебазировались его штаб и управление. В 1951 году Ваенга превращается в город с новым именем - Североморск, каковое и сохраняет по сей день, равно как и статус главной базы флота.
[1] Самая ранняя дата, дата не ранее которой (лат.)