В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой.
И с укреплённого архангелами вала
Я город озирал на чудной высоте.
В стенах Акрополя печаль меня снедала
По русском имени и русской красоте.
Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Где голуби в горячей синеве,
Что православные крюки поет черница:
Успенье нежное - Флоренция в Москве.
И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
Осип Мандельштам
Когда говорят о какой-либо европейской стране, в сознании начинают возникать какие-либо образы, ассоциирующиеся у нас с данной страной. Уверен, что у многих на память непременно придут кафедральные соборы (cathedrals). Вот скажем, печально известный сегодня город Кёльн: кто ж не знает самого знаменитого на весь мир долгостроя - Кёльнского собора? Он был заложен по инициативе архиепископа Конрада фон Гохштадена, который считал, что нужно по примеру Франции иметь в городе свой кафедральный собор. Франция - это одна из главных европейских стран, одна из цитаделей европейской культуры. Там находится огромное количество старинных кафедральных соборов, которые являются визитной карточкой этой страны и Европы в целом.
Известный французский историк, принадлежащий к школе «Анналов» Жак Ле Гофф (который, надо сказать, был убеждённым агностиком) отмечает в своей книге «Герои и чудеса Средних веков», что кафедральные соборы - это символ Франции. Он цитирует знаменитого реставратора собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) и автора «Толкового словаря французской архитектуры» (1856) Виолле-ле-Дюка, говорившего, что «соборы XII и XIII веков, с моей точки зрения, - символ французской нации и самый мощный призыв к объединению»
[1], и скульптора Огюста Родена, писавшего в статье «Кафедральные соборы Франции» (1914), что «соборы - это синтез страны, вся наша Франция - это кафедральные соборы»
[2]. Это, безусловно, весьма чёткая и точная мысль.
Впрочем, это ведь применимо не только к Франции и не только к западноевропейскому Средневековью, но и к неотъемлемой части Европы - России. О роли кафедральных соборов в русской культуре неоднократно писал известный русский публицист и мыслитель Егор Холмогоров. В своей статье о русской шатровой архитектуре он, кстати, очень хорошо пишет про западноевропейские кафедральные соборы: «Кафедральный собор призван господствовать над убогой реальностью средневекового города как образ Небесного Царства, залитого светом витражей и населенного бесчисленными статуями святых»
[3].
Кафедральный собор - это национальный символ, это символ государства, напрямую связанный с его возникновением, с рождением нации. Вот что пишет Ле Гофф: «Разрешение на постройку собора надо было испрашивать у короля. Этой прерогативой короли пользовались более широко в зависимости от внимания, каковое они ещё с конца XII века уделяли тому, что называлось строительством современного государства. Так соборы оказались связанными с возникавшими государствами и зарождающимися нациями. Городской памятник, кафедральный собор должен был стать памятником государственным»
[4].
Собственно, собор как символ в процессе строительства нации - это черта характерная и для русских, для России и её истории. Они у нас тоже связаны с правителями. Собор Святой Софии в Киеве был основан в 1037 году Ярославом Мудрым в период укрепления христианства на Руси, в едином государстве (к сожалению, в начале XVIII века он был перестроен волею гетьмана Мазепы в стиле «казачьего барокко» и утратил свой изначальный облик). В 1158 - 1160 годы был построен первоначальный Успенский собор во Владимире по инициативе Андрея Боголюбского, упрочившего новый центр Руси во Владимиро-Суздальских землях. В 1475 - 1479 годы по инициативе Ивана III сооружается в Московском Кремле Успенский собор, ставший символом появления национального единого русского государства. Первый Успенский собор на этом месте был заложен ещё в 1326 - 1327 годах Иваном Калитой, который сумел переманить в Москву Митрополита Киевского и Всея Руси Петра, после которого митрополичья кафедра закрепилась именно в Москве. Этот храм имеет важное и огромное значение для Руси. Здесь погребены Митрополиты Киевские и Московские (начиная с Петра) и Патриархи Московские и всея Руси, начиная с Иова и заканчивая Адрианом (разумеется, разжалованного Никона там нет). В 1547 году там венчался на царство Иван IV Грозный, в 1613 году там проходил Земский Собор, избравший на царство Михаила Романова. Начиная с Петра II, все русские императоры короновались именно в нём.
Иван Грозный в честь победы над Казанским ханством основывает в Москве в 1555 - 1561 годах Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный в народе как Собор Василия Блаженного или Покровский собор. После переноса столицы России в Петербург, Пётр Великий основывает и в нём собор - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), находящийся в Петропавловской крепости, начатый в 1712 году, он был закончен лишь после смерти Государя - в 1733 году. Этот собор является усыпальницей русских государей, там захоронены русские императоры от Петра I до Николая II (перезахоронен в 1998 году) и их родственники, члены царской фамилии. Из императоров там отсутствуют лишь Пётр II (захоронен в Москве, в Архангельском соборе) и Иван VI (место его захоронения до сих пор неизвестно). Ранее функции усыпальницы монархов в Москве выполнял Архангельский собор, основанный в 1505 - 1508 годах в правление Василия III. Первоначальный собор (каменный) был построен ещё в 1333 году - при Иване Калите, который стал первым монархом, погребённым в соборе. Там покоятся великие князья Московские - вплоть до Василия III и Ивана Грозного, начинающего уже перечень похороненных царей. Последний царь, похороненный в соборе - Иван V, брат Петра I. Как уже говорилось выше, единственный император и последний самодержец Российский, погребённый в соборе - Пётр II, внук Петра Великого. В соборе похоронены также родственники правителей по мужеской линии. Разумеется, в соборе не погребены русские цари Борис I, Фёдор II и Василий IV.
Таков примерный перечень соборов Русского государства, связанных с разными этапами в его формировании и становлении. Стоит отметить, что все эти прекрасные ренессансные соборы связаны с периодом превращения Московского княжества в национальное Русское государство, как писал историк Ключевский, когда московский великий князь превратился в национального государя Великороссии. Россия в конце XV века была признана как европейское государство, в котором было много общего с другими европейскими государствами того времени.
А в XVIII веке начинается петербургская эпоха. Пётр Великий строит целый город с нуля, основывает его на месте, совершенно для этого не предназначенном. И там строятся соборы, которые являются визитной карточкой города, которые отображают её имперский период. Первым был упомянутый выше Петропавловский собор, построенный в стиле петровского барокко. Барокко - это общеевропейский стиль, характерный именно для европейских государств и европейских городов. Барокко - стиль, мода на который властвовала в Европе с конца XVI до конца XVIII веков. Это, как правило, стиль характерный именно для европейских стран. В США, что интересно, его тоже можно найти, но это памятники испанской культуры - образцы колониального барокко, находящиеся на территориях, ранее принадлежавших Мексике. Сами же США, молодое государство. Сразу же начинает строиться в стиле классицизма. Стоит отметить также, что в Нью-Йорке есть построенный под влиянием московского барокко православный Свято-Николаевский собор (1901 - 1903 годы). Но, в целом, барокко не является частью духа и истории США как таковых. Французский историк Пьер Шоню пишет в своей работе «Цивилизация классической Европы»: «В классической Европе барокко выступает как реакция на имперский экспансионизм нового порядка»
[5]. Россия XVIII века стремительно врывается в европейскую политику и становится там одним из важных игроков. Впрочем, барокко в России появляется в XVII веке, ещё до Петра. Историк Дмитрий Володихин говорит о существовании в России того времени «посадского барокко». Вот что он пишет: «Барокко - стиль эмоциональный, чувственный и вычурный. Он заставляет камень терять вес и «дышать», то отступая от линии фасада вглубь, но придвигаясь к зрителю. Это стиль, возникший в какой-то степени из усталости от торжества ratio, от недостижимого идеала гармонии, он рассудочной умеренности. По всей Европе идут религиозные войны, кровь льется реками, сладострастие становится позволительным и даже обретает романтический ореол, чувства приведены во взбудораженное состояние… Как тут не поддаться обаянию сумасшествия, вытекающего из подвалов человеческой личности? Барокко и есть в какой-то степени разрешенное безумие… в камне. Отсюда - буйство декора, отсюда - бешеное экспериментирование с формами, их нарочитое, дерзкое усложнение. Ёмко и точно выразилась Наталья Сосновская. По её словам, стиль барокко «…отличает изогнутость линий, нагромождение деталей, сложные формы, декоративная пышность и живописность». Но разве не это характерно и для построек, которые автор этих строк позволил себе объединить под названием «посадское барокко»? И разве Московское государство являло в ту пору образец спокойствия по сравнению с Европой? О, нет. Весь XVII век оно, не переставая, клокотало, выпуская кровавый пар. Не зря само столетие это в нашей истории получило имя «бунташного». Москва познала Смуту, Соляной бунт, Медный, а также несколько стрелецких… Понятие об общественной норме, о правильном порядке размылось. И вкусами москвичей руководило тогда не только обостренное чувство веры, но и в целом - обнажённые, расхристанные чувства. Христианская вера ходила тогда рука об руку с вовсе не христианской страстностью. Вот и пришлось нам в пору своё, домотканое барокко»
[6].
Но вернёмся от барокко к соборам Петербурга.
В 1801 - 1811 годы возводится ампирный Казанский собор, в котором покоится прах полководца св.кн.Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского. Его строительство было задумано ещё в 1799 году Государем Павлом I, который желал видеть русский аналог Собора Святого Петра в Риме - Павел желал стать главой единой Церкви, с этой же целью он стал Великим Магистром Мальтийского ордена. С 2000 года это - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. В 1819 - 1858 годы возводится в стиле позднего классицизма Исаакиевский собор. В 1825 - 1829 годы возводится, опять же в стиле классицизма, Спасо-Преображенский собор. В 1828 - 1835 годы - ампирный Троице-Измайловский собор. Первая половина XIX века - это период русского величия, русского триумфа. Победительница Наполеона, Россия - величайшая держава Европы, с которой вынуждены считаться. Империя выбирает имперский стиль, имперское величие.
Когда же Российская империя обращается к своим корням, к русскому, то в архитектуре сразу же появляются русский и неовизантийский (русско-византийский) стили. В Петербурге появляется ещё один собор, который наряду с Петропавловским, Казанским и Исаакиевским является визитной карточкой Петербурга - Храм Спаса на Крови, который напоминает московский собор Василия Блаженного. Он строится с 1883 по 1907 годы, во времена правления Александра III и Николая II, которые были убеждёнными русскими националистами и вводили моду на всё русское. Кстати, в 1883 году закончено строительство в Москве Храма Христа Спасителя в Москве (начато в 1839 году, ещё при Николае I, по проекту архитектора Тона), который был взорван большевиками в 1931 году и восстановлен в 1994 - 1997 годах. Храм Спаса на Крови был памятником на месте убийства Государя Александра II, а Храм Христа Спасителя - памятником коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном (на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797 - 1806 и 1814 - 1815 годов). Сегодня это - главный православный храм страны. Стоит отметить, что автор его проекта, архитектор Константин Тон, как раз и являлся разработчиком русско-византийского стиля.
Таким образом, мы видим, что соборы иллюстрируют собой саму русскую историю, являясь отображением тенденций в политике страны. Всегда строительство соборов было актом символическим. Обязательно собор строился не просто так, а с целью обозначить политический статус, заявить об амбициях и так далее. Скажем, Софийский собор в Вологде был построен Иваном IV Грозным с намерением сделать там столицу, но это так и не случилось. А собор остался и радует взор горожан и является визитной карточкой Вологды.
[1] Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков. М.: Текст, 2012. С.48 - 49.
[2] Там же, С.49.
[3] http://100knig.com/egor-xolmogorov-iosiflyanstvo-i-russkaya-shatrovaya-arxitektura/ [4] Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков. М.: Текст, 2012. С.41.
[5] Шоню П. Цивилизация классической Европы. М.: АСТ МОСКВА; Екатеринбург: У-Фактория, 2008. С.11.
[6] http://volodihin.livejournal.com/960960.html