Русская литература при Александре II.

Jul 31, 2015 02:30

Дополнение к моему памятному посту о Государе-реформаторе.

Если период правления Николая I охарактеризовался расцветом русской поэзии и это был её Золотой Век, то в правление Александра II развивается русская литература как таковая, в особенности проза. Ниже даётся полный список наиболее выдающихся  литературных деятелей и их произведений, написанных в период правления Александра II. Двое из них - Толстой и Достоевский - являются писателями мирового уровня. О них, например, написал два эссе Стефан Цвейг. Из недавних по времени фильмов, снятых Великобритании, я могу назвать сходу два - "Анна Каренина" (2012, Джо Райт) и "Двойник" (2013, О.Э.Айоади).



1). Достоевский Фёдор Михайлович
Потомственный дворянин, род которого был ответвлением старинного рода Ртищевых, но превратился, со временем, в обедневшую шляхту. Дед писателя был священником, отец - врачом. В 1827 году он официально получил право на потомственное дворянство Империи и с 1828 года Достоевские стали полноправными дворянами. Мать писателя - дочь московского купца третьей гильдии Нечаева, который происходил из Боровска Калужской губернии. В 1849 году Фёдор Михайлович лишён дворянства, это право было ему возвращено лишь в 1857 году. В СССР его определяли как мещанина или разночинца.
О нём написал эссе в рамках другого своего литературного триптиха "Три мастера" (1919) известный австрийский писатель Стефан Цвейг. Президент Италии Серджо Маттарелла посоветовал молодым  итальянцам начинать знакомство с мировой литературой с Достоевского, признавшись, что на его взгляды повлияли Достоевский и Солженицын.
Цитаты.
- "Униженные и оскорблённые" (1861, роман)
- "Игрок" (1866, роман)
- "Преступление и наказание" (1866, роман)
- "Идиот" (1868 - 1869, роман)
Из всех романов Достоевского именно «Идиот» самый совершенный в литературном отношении, хотя промучился с ним ФМ дольше всего в совершенно адских условиях. Но изменил он меня разумеется не этим, а заложенной в нем мощнейшей идеей о достоинстве человека. Самой важной из идей Достоевского, наряду с принципом слезинки ребенка. Эта очень важная идея Достоевского: человеческое достоинство сохраняется и в грязи, и в унижении, и во лжи. Не так что «вот пьяный валяется в канаве, а на самом деле он Человек». Нет. Именно в тот момент, когда он валяется в канаве - он человек и Человек тоже, нравится вам это или нет. Изумительно просто и изящно это показано в сцене с «исповедью Келлера». Жулик приходит занять у Мышкина денег под свою жизненную исповедь, а тот это понимает и так просто об этом говорит и дает, как бы совершенно игнорируя нравственное ничтожество Келлера. Удивительная способность Мышкина видеть и быть деликатным с человеческим достоинством даже в момент отвратительной низости человека - это такая тонкая нравственная тема, к которой даже прикоснуться никому кроме Достоевского не удалось. (с)
- "Бесы" (1871 - 1872, роман)
Книга, в которой автор даёт откровенный портрет тех, кто позже разрушит великую Империю. Эти бесы возвращаются и сегодня - в 2011 - 2012 в России и в 2013 - 2014 на Украине. Фёдор Михайлович откровенно сказал, кого надо опасаться. Не все вняли классику. (с)
- "Подросток" (1875, роман)
- "Братья Карамазовы" (1879 - 1880, роман)
Также в это время выходит несколько его повестей и рассказов, среди которых можно отметить "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), "Дядюшкин сон" (1859), "Чужая жена и муж под кроватью" (1860), "Записки из мёртвого дома" (1860), "Записки из подполья" (1864), "Крокодил" (1865), "Мужик Марей" (1876) и "Мальчик у Христа на ёлке" (1876). С 1873 года и до самой смерти в 1881 году выходит его "Дневник писателя". В 1880 году он произносит знаменитую речь о Пушкине и его значении.
Творчество Достоевского повляило, в частности, на известного русского публициста и мыслителя Егора Холмогорова, который написал, в частности, свою серьёзную работу под названием "Слезинка ребёнка, или притча о ванной" (2013), название которой взято из "Братьев Карамазовых". Также ему принадлежит интересная рецензия на книгу итальянского левого марксистского литературоведа Гуидо Карпи "Достоевский - экономист. Очерки по социологии литературы", в ходе которой он анализирует экономические взгляды великого русского писателя:
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в наиболее творчески продуктивный период своей биографии, ознаменованный созданием пяти великих романов, был убежденным русским националистом, монархистом, охранителем, милитаристом, антиреволюционером, антилибералом, антинигилистом и антисемитом. Перед нами не случайные черты характера, не двойственность позиции политика и писателя. Напротив, свои идеологические убеждения Достоевский сполна выражал в романах, и с не меньшей страстностью и талантом - в «Дневнике писателя». Литературное значение последнего ничуть не меньше, чем у романов, но который постоянно задвигается на задний план, поскольку не соответствовал сперва коммунистическому, а затем либеральному мейнстриму.
Давая ответы на вопросы Панюшкина, на вопрос "Кто наш главный пророк? Аввакум? Пушкин? Толстой? Солженицын?" ответил следующее:

Достоевский. Он очевидно главный пророк не только для России, но и для мира. Величайший из пророков, после тех, кого непосредственно водил Дух Святой, таких как преподобный Серафим Саровский.Достоевский поставил главный из вопросов на который у мира пока нет ответа - вопрос о Слезинке Ребенка, о бессмысленном ничего не искупающем и не исцеляющем человеческом страдании и о том как с ним сосуществовать и возможно ли его утолить.Он же поставил ещ один интересный вопрос - вопрос о человеческом достоинстве жалкого и слабого человека. Не в смысле "Он жалок, но он тоже Человек", как традиционно ставил этот вопрос  постренессансный гуманизм, а в смысле - "и в жалкости, и в ничтожестве, и в гадости его у человека есть достоинство".И Достоевский же был великим русским националистом и последовательным патриотом. Мне представляется, между гуманистической и национальной составляющей творчества Достоевского есть прямая связь.Когда России на Страшном Суде придет свой черед оправдывать перед Богом своё существование, то, я думаю, Федор Михайлович выйдет первым.
Егор Холмогоров также написал эссе о творчестве Достоевского под названием "Когда Русь мир спасёт", опубликованном в газете "Культура".
Стоит отметить, что в списке из 100 книг в серии "Всемирная библиотека" Норвежского книжного клуба, составленном в 2002 году совместно с Норвежским институтом имени Нобеля, Достоевский представлен сразу 4-мя своими романами - "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы" и "Братья Карамазовы". граф Толстой - только тремя: "Война и мир", "Анна Каренина" и повесть "Сметь Ивана Ильича" (то есть, даже 2,5 - в 2 раза меньше, чем у Достоевского). В списке также были представлены Гоголь, Набоков и Чехов. А вот в списке из 200 книг по верссии ВВС (2003) граф Толстой представлен дувумя романами - "Война и мир" и "Анна Каренина", а Достоевский - всего одним: "Преступление и наказание".



2). граф Толстой Лев Николаевич

Из знатного аристократического рода графов Толстых (основан в начале XVIII века как графский). В молодости и в в расцвете своего творчестве Толстой своим аристократизмом гордился и бравировал. Известно его предисловие к первому варианту романа "Война и мир", где он прямо и откровенно говорит о своём арситократизме и интересе к жизни именно своего сословия.

О Толстом написал эссе в своём литературном триптихе "Три певца своей жизни" (1928) известный австрийский писатель Стефан Цвейг.

- "Война и мир" (1869, роман)
- "Анна Каренина" (1877, роман)
Граф Толстой не вкладывал в раскрутку своих персонажей никаких миллиардов. Он просто написал роман об одной женщине и двух её мужчинах, и его героиня стала культовой фигурой планетарного масштаба. Семь немецких переводов. Одиннадцать английских переводов. Тридцать экранизаций, включая одну египетскую. И это не считая японских манга на тему "Анна Каренина". Для сравнения: даже о Супермене снято всего четырнадцать фильмов (правда, Супермену посвящено больше мультиков, чем Анне). (с)

3).Некрасов Николай Алексеевич
Отец - ярославский дворянин. Мать - из малороссийского дворянского рода Закревских.
- "Кому на Руси жить хорошо" (1863 - 1877, поэма)
- "Русские женщины" (1871 - 1873, поэма)
Также он написал множество других стихов и поэм и был издателем журнала "Современник".

4).Тургенев Иван Сергеевич.
Потомственный дворянин. Сын тульского дворянина Тургенева и орловской дворянки Лутовиновой. Его отец, будучи кавалергардом, был ранен в руку картечью при Бородине, за что получил солдатский Георгий (т.к. не был тогда ещё офицером).
Его биографию в 1931 году написал известный французский писатель Андре Моруа.
- "Дворянское гнездо" (1858, роман)
- "Накануне" (1860, роман)
- "Отцы и дети" (1862, роман)
- "Новь" (1877, роман)

5).Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Отец - из старинного дворянского рода Салтыковых, мать - из дворянского рода Забелиных.
- "Господа Головлёвы" (1875 - 1880, роман)
- "История одного города" (1869 - 1870, роман)
Также его перу принадлежит множество сатирических сказок.

6).Чернышевский Николай Гаврилович
Сын священника из Саратовской губернии.
 - "Что делать?" (1862 - 1863, роман)

7).Гончаров Иван Александрович
Из купеческой семьи, на службе получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство.
- "Обломов" (1859 - 1860, роман)
- "Обрыв" (1869 - 1870, роман)

8).Островский Александр Николаевич
Сын получившего в 1839-м году дворянство судебного стряпчего, титулярного советника. Дед - священник. Мать - дочь пономаря. Мачеха - баронесса фон Тессин, дочь шведского дворянина.
Из его пьес стоит выделить:
- "Гроза" (1859)
- "Женитьба Бальзаминова" (1861)
- "Бесприданница" (1878)

9).Лесков Николай Семёнович
Отец - судебный следователь в Орловской уголовной палате, сын священника, выслуживший потомственное дворянство. Мать - дочь обедневшего московского дворянина Алферьева.
- "Некуда" (1864, роман)
- "Леди Макбет Мценского уезда" (1864, повесть)
- "Обойдённые" (1865, повесть) - полемизировал в ней с романом Чернышевского "Что делать?"
- "На ножах" (1870, роман)
- "Соборяне" (1872, роман)
- "Загадочный человек" (1872, повесть)
- "Запечатленный ангел" (1872 - 1873, повесть)
- "Очарованный странник" (1873, повесть) 

Николай I, политика, национализм, Толстой, Достоевский, консерватизм, Холмогоров, Александр II, Православие

Previous post Next post
Up