Нас и здесь неплохо кормят, или Как пассажиры Pegasus поддерживают антитурецкие санкции

Jan 07, 2016 17:03

Когда мы подошли к стойке регистрации аэропорта Шарм-эль-Шейха, там уже стояла группа слегка растерянных русских туристов. Полноватая женщина теребила в руках лист бумаги. "Вы тоже в Москву? Они говорят подождать, но не говорят, чего именно. Вы по-английски понимаете? Может разберетесь?" Мы по-английски понимали. Разбираться было не в чем, смятый листок бумаги содержал исчерпывающую информацию. Pegasus Airlines отменяет рейс Стамбул-Москва 4 января и предлагает пассажирам подождать следующего в Шарме или в Стамбуле. Сотрудник аэропорта объяснил отмены нелетной погодой, следующий рейс обещал 6-7 января. В Турции, он был уверен, нам предоставят отель. Незапланированные каникулы. Полетели все, около 10 человек.

Что случилось?

После отмены рейсов российских авиакомпаний в Египет и ухудшения отношений с Турцией россияне продолжили летать на привычные курорты. Самый простой способ добраться от Москвы до Египта - рейс Pegasus Airlines или Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле. С 1 января Россия в одностороннем порядке отменила безвизовый режим с Турцией. Сотрудник российского консульства в Стамбуле пояснил: «В общем случае визовые требования на экипажи самолетов не распространяются, они летают по служебным удостоверениям и виз не получают, но с некоторыми странами действуют особые условия. Например, турки в Россию теперь должны получать визы. Визовый отдел этим не занимается, экипажи обращаются напрямую в российский Минтранс».

Turkish Airlines позаботился об этом заранее и продолжил летать по расписанию, Pegasus визы для всех летных экипажей получить не успел. С 1 января рейсы в Москву и Краснодар начали отменять, десятки русских туристов застряли в Стамбуле на несколько дней. Впрочем, их приключения вызываю больше зависти, чем сочувствия и негодования.

Большая политика

В стамбульском аэропорту Сабиха Гокчен группа русских уже стояла у касс Pegasus, когда мы подошли. Операционистка переоформляла билеты на следующий день, на то же время, и просила ждать. Люди нервничали. Женщина в голубом пуховом пальто громко рассуждала: «Проклятые турки! Правильно им запретили летать в Россию. Теперь я согласна с Путиным!» Окружающие улыбались и кивали в ответ. Кажется, мы вляпались в большую политику.

Паники не было, раздражения тоже, скорее усталость, а у молодежи - легкое воодушевление от неожиданной перспективы бесплатно пожить в Стамбуле. Даже дама в голубом пальто улыбалась. Ее недовольство было слегка наигранным. После получаса ожидания всех отправили к пегасовской стойке бронирования отелей и еще через полчаса посадили в автобус гостиницы Ramada Plaza. Той, что рядом с аэропортом.

В гостинце около тридцати русских. Некоторые живут тут уже неделю. Их поселили за счет авиакомпании и ежедневно в 9 утра возят в аэропорт, где объявляют, что рейс отменен, просят переоформить билет на следующий день и так же бесплатно везут обратно. Начиная с 3 января сотрудники авиакомпании перерегистрируют билеты самостоятельно, пассажиров продолжают "кормить завтраками". Отмены в первые дни объясняли погодой. Продажа билетов на рейсы в Россию приостановилась только 5 января.

Маленькие каникулы

В холле с утра до вечера толпятся русские туристы с чемоданами и без. Несколько англоговорящих гостей помогают товарищам по несчастью отменять билеты, покупать новые - «Аэрофлот» или Turkish Airlaines - и организовывать трансфер. Все обмениваются скудной информацией. В нелетную погоду наши туристы не верят, как и в визовые проблемы, о которых утром 4 января начали ходить неподтвержденные слухи. «Санкции,» - говорят они насмешливо, но с понимание и даже одобрением. Мы и есть российские санкции.

Редкому русскому человеку в первых числах января нужно выходить на работу. Зная, что в Стамбуле задержки на несколько дней, наши летят, чтобы жить за счет Pegasus в неплохом отеле, бесплатно наедаться от пуза утром и вечером, иногда гулять по Стамбулу. Последнее сложнее всего: отель в 70 км от центра, в районе без общественного транспорта. Сочинские скалолазы, которые уже 3 дня не могут улететь в Краснодар, съездили в город автостопом, остальные сидят в отеле безвылазно. Телевизор, интернет, бесплатные тренажерный зал, сауна, бассейн и хамам скрашивают дни. Страдают наши с комфортом.

Через 2-3 дня такая жизнь надоедает. Можно отменить перелет с возвратом полной его стоимости и улететь за те же деньги или чуть дороже другой авиакомпанией. Тогда начинается суета. Как отменить билет, не зная английского? С кем скинуться на трансфер? Как купить билет в интернете, если нет денег на карте? В холле всегда шумно и многолюдно.

Визы и репутация

5 января в турецкой части сайта flypgs.com появилась новость, что из-за визовых проблем полетов в Россию не будет до 13 января. Через несколько часов объявление убрали, но билеты в Москву и Краснодар на даты до этого числа на сайте купить нельзя. Раньше были каждый день. Сотрудники отеля сообщили застрявшим в Стамбуле пассажирам, что они могут жить бесплатно до самого вылета. Для краснодарцев, некоторые из которых прилетели 29 декабря, это две недели. Скалолазы-автостопщики и почти все студенты остаются, люди посолиднее отменяют билет и летят другой авиакомпанией.

Мы тоже решили лететь. Сотрудники российского консульства в Стамбуле, к которым иногда обращаются за помощью российские пассажиры Pegasus, дружно разводят руками: «Что вы хотите от лоукостера? Они не обязаны кормить вас, обеспечивать номером в отеле и трансфером».

Pegasus, вопреки предостережениям консульства, ведет себя достойно. Туристические форумы полны жалобами на вечно занятую линию колл-центра и иногда на хамство сотрудников, но ни одной претензии к качеству отеля, никаких проблем с возвратом стоимости билета. Авиакомпания терпит убытки, но сохраняет лицо.

Недраматическая развязка

Почти двое суток в Стамбуле и мы летим в Москву «Аэрофлотом». Самолет полный, часть пассажиров - наши недавние соседи. Сытые, отдохнувшие, довольные. Самые неторопливые останутся в Турции до 13 января. По собственному, заметьте, желанию.

Российские санкции и турецкая необязательность причудливо пересеклись в новогоднем Стамбуле. Не поворачивается язык сказать, что российские туристы страдают от этого. Скорее пользуются ситуацией, раз уж оказались в нужном месте в нужное время.

Что делать, если у вас перелет через Стамбул до 13 января

Если вы купили билет «Пегасуса» в Стамбул или через него до 13 января, ваш рейс уже отменили.

Ольга Каймашникова, адвокат: «Это неисполнение обязательства и все Ваши необходимые траты лежат на перевозчике, пока он Вас не отправил в пункт Вашего назначения. То есть все убытки, что Вы терпите. Стоимость билета лежит на них. Напишите претензию, отнесите в офис авиакомпании с требованием вернуть деньги за билет и компенсировать разницу с тем, который Вам надо купить».

Вы можете позвонить в колл-центр и оформить возврат. Полная стоимость придет на карту, если верить операторам, в течение 10-15 рабочих дней. Многие получают деньги через 2-3 дня. Также вы можете потребовать компенсацию через форму обратной связи на сайте flypgs.com. Заплатят ее или нет, зависит от вашего умения аргументированно обосновать претензию.

Что делать, если у вас перелет через Стамбул после 13 января

Ничего. Скорее всего ситуация придет в норму и задержек не будет. Но если нет, вы знаете, что делать.

Россия, 2015, дорогая редакция!

Previous post Next post
Up