Оригинал взят у
dik_dikij в
Квинтэссенция, однакоАлексей Битов (poziloy)
Что-то часто нам в последнее время приходится менять планы на ходу. Хотел сегодня изложить свой «встречный план» выхода из ситуации, сложившейся вокруг Театра Гоголя, но вчера герой наших дней г.Серебренников дал одно из самых роскошных своих интервью. Это без очереди; Кирилл Семёнович, вот, будьте любезны,
http://www.gazeta.ru/culture/2012/10/09/a_4805825.shtml.
Оно того стоит. Ваши планы круче, а озвучку встречно-поперечных можно и на завтра отложить.
Тем более, что «Я больше не буду давать интервью про Театр им. Гоголя, пока мы не откроемся и пока не начнем играть спектакли». Отлично, а мы обязуемся не комментировать интервью, которых Серебренников отныне давать не будет. А если он опять соврал... ну, куда мы денемся, извините. Но, будем надеяться, не сподобимся.
А пока... Слово предоставляется г.Серебренникову; комментарии, понятно, мои, но злоупотреблять ими не собираюсь. Начали.
«Понимаете, такие резкие изменения судеб театров в российской истории случались, насколько я знаю, всего несколько раз. Один из случаев - Товстоногов в БДТ, другой - Любимов в Театре на Таганке». Ещё раз, для особо доверчивых поклонников Серебренникова, повторю: ни Товстоногов, ни Любимов
- не превращали театры, которые возглавили, в «мультицентры»;
- не «переформатировали» театры, в которые, типа, пришли, в «резидентов» собственного «центра», наряду с другими «резидентами»;
- не снимали чохом предыдущие спектакли, обновляли репертуар постепенно.
Список можно продолжать и продолжать, но обо всём этом уже написано много, и в очередной раз повторять всё сначала, право же, бессмысленно.
Впрочем, и в этом посте будут высказывания Серебренникова, позволяющие внести в список дополнительные пункты. Впрочем, давайте по порядку.
«В случае с Театром им. Гоголя так совпало, что Департамент по культуре Москвы был недоволен состоянием дел в подведомственном ему учреждении, и они предложили мне подумать, что с этим можно сделать. Я изложил им программу, и они на неё пошли, таким образом дав мне возможность попробовать реализовать мои идеи на практике». Что ж, одно из двух: либо Серебренников врёт, либо г.Капков превысил свои полномочия - он вправе назначать худруков, но не вправе «переформатировать» театры по своему, так сказать, усмотрению.
«Если я эту возможность использую с пользой для дела - будет хорошо». Для какого дела, не уточняется. Видимо, для дела Серебренникова - Капкова - Суркова («что хорошо для меня, то хорошо и для Франции», так сказать).
«В случае того же Олега Меньшикова, который делает в Театре Ермоловой в принципе то же, что и я, произошла мирная передача власти». Оказывается, Меньшиков «переформатирует» вверенный ему театр в «Ермолова-Центр» и намерен устраивать там кинопоказы, концерты, книжный магазин, кафе и т.д.? А заодно запустить туда «резидентов»? Надеюсь, с ФСБ согласовано? Речь же не об окрестностях Курского вокзала, а о территории, прилегающей непосредственно к Кремлю, не хухры-мухры.
Вопрос: «В итоге 32 из 52 актёров станут группой резидентов нового «Гоголь-центра». Вам удалось найти с ними общий язык?»
Ответ: «Был первый разговор, я им предложил какую-то возможность работы. Дальше уже будем смотреть, может, в результате желающих будет больше. Или меньше». Напоминаю: Товстоногов и Любимов не превращали актёров театра в «резидентов». А что касается решения Серебренникова оставить большинство актёров - посмотрите по его интервью в августе-сентябре, как изменялась позиция свежеиспечённого худрука. Тут не добрая воля Серебренникова, а уступка, на которую пришлось пойти - разогнать себя труппа не позволила, «переформаторам» пришлось пойти на попятный хотя бы в этом вопросе.
«МХТ - это наш Дом, наша Школа. Это всегда будет родным. Но даже из удобного и теплого дома иногда полезнее уходить в самостоятельную жизнь». Вообще-то, «в самостоятельную жизнь», сколько я помню, «Седьмая студия», о которой идёт речь, ушла на «Винзавод», так что нынче никакое не отселение, а улучшение «жилищных условий» (внеочередное, понятно).
«Знаете, мне очень обидно, когда трогаешь стену, а она рушится. Когда там так всё грязно, когда пахнет мочой кошек в сочетании с борщом, когда так много пыли и нет аппаратуры. Любой театр, какой бы он ни был - просто его здание - заслуживает уважения, какой-то любви и отдачи. Люди, которые не любят театр как организм, обречены и недостойны даже сожаления. Мне не жалко людей, которые довели этот театр до такого чудовищного состояния. Я не об актерах, а о тех, от кого это действительно зависело. Мне кажется, им должно быть стыдно, очень стыдно. Необходимо хотя бы починить это несчастное, запущенное здание, брошенное нерадивыми хозяевами, бесконечно говорящими о величии репертуарного театра и о том, что они - последний великий психологический театр. Пускай они оглянутся вокруг себя и поймут, в какую помойку они превратили этот свой театр-дом». Кто-нибудь, за исключением г.Серебренникова, слышал, чтобы экс-худрук Театра Гоголя С.Яшин называл свой театр «последним великим психологическим театром»? Ссылку в студию, пожалуйста. И не одну, об этом ведь говорилось «бесконечно». Что касается запаха, ещё проще - вот приедет специалист по радикалу Мундруцо (или Мандруцо, один хрен), ему выделят средства на закупку свеженького реквизита, и по улице Казакова пойдёт такой аромат, что о борще никто и не вспомнит. Но самое главное - даже не это. Серебренников прекрасно знает, что ни одному предыдущему худруку не позволяли так глубоко засовывать руку в бюджетный карман; или ему не ведомы театры, по 10 лет ждущие крайне необходимого ремонта из-за отсутствия средств? Вот таких нуждающихся Серебренников и обокрал (с помощью, разумеется, своего подельника г.Капкова), а теперь на голубом глазу смеет предъявлять какие-то претензии тем, кто не дружил с властями так, как постановщик «Околоноля».
«если быть последовательным, если следовать всем заявлениям, сделанным в «Фейсбуке», надо просто тихо и спокойно закрыть все театры, все СМИ, даже оппозиционные, потому что они тоже делаются на деньги, которые распределяет власть, уехать из страны, или вообще ничего не делать, не есть, питаться травой и корой». Так, это мы уже слышали в другом исполнении: «Прошла зима, настало лето, Спасибо партии за это». А Серебренников-то, оказывается, весьма недурной вокалист (зря он не пел в «Золотом петушке»). И ещё, для справки: все, кто занят в бюджетной сфере, получают зарплату за выполненную ими работу, а вот проекты власть финансирует далеко не каждому, а только особо приближённым.
«я предпочитаю эти деньги у власти брать, потому что это не её деньги, а наши с вами. Вы платите налоги, и я плачу налоги. И эти средства, как и деньги от трубы, от нефти, от газа - часть общего богатства, которое должно правильно и рационально использоваться. И использование их на культуру я считаю очень правильным». Даже не буду обсуждать вопрос, относятся ли к культуре некоторые особо знаменитые постановки Серебренникова, но он, похоже, путает себя с культурой в целом. А заодно и с налогоплательщиками в целом. Ну, подумаешь, плюс-минус несколько миллионов, имей сто друзей (нужных), а за рублями в любом количестве дело не станет.
«Потому что культура - всегда инвестиции в завтрашний день. В сознание каждого человека и в его жизнь, его потомство. В здравый смысл». Кто как, а я согласен абсолютно. Только опять же не надо подменять слово «культура» словом «Серебренников». Это - не менее вредная привычка, чем при том же слове «культура» снимать с предохранителя своё табельное оружие, любые вредные привычки лучше искоренять сразу же.
«Поэтому - брать деньги, брать и ещё раз брать. И брать много. Потому что эти деньги иначе будут вывезены, украдены, уйдут в песок. Или на них построят ракеты какие-нибудь, гонку вооружений очередную начнут». Логика просто железная: чтобы другие не украли, надо украсть самому. Вот такая борьба с коррупцией - интересно, подобной логике следую все борцы или только авангардисты, затесавшиеся в их ряды?
«тысячу раз было сказано, что Театр им. Гоголя будет репертуарным». Угу, а спектакли будут идти блоками - новый блок запускается, старый снимается. Г.Серебренников, пожалуйста, что-нибудь одно - или с белой ленточкой, или «Околоноля»; или «репертуарный театр», или «блоки».
«этим всем людям надо сказать, что если они не перестанут заниматься своими мелкими сварами в «Фейсбуке» и атаковать друг друга в медиапространстве, то скоро придут какие-то серьезные дяди из министерства финансов и скажут: «Господа, да вы кто такие?! Кому вы со своим театром вообще нужны? Давайте, до свидания!»». Нет, дяди сами не пойдут, им западло, они своих шестёрок-шестерёнок пришлют, как прислали Капкова в Театр Гоголя. Так что хватит свистеть, эту песню мы слышали уже: если тебя не трахну я, придут злые дяди-насильники... В устах нашего героя такая песня звучит особенно комично, но его это не смущает вовсе.
«И после этого «радетели» будут искать работу уже не в театрально-культурной среде, а на каких-то вредных производствах. Толку, конечно, от них там будет так же мало, как и в искусстве, но просто будет неприятно». Опаньки! Интересно, а если спросить г.Серебренникова, не боится ли он сам перемещения на «вредное производство», не услышим ли мы в ответ арию Аметистова: «Пардон, пардон! Порядочному человеку при всяких условиях существовать можно. Я порядочный человек, однако же существую. Я, папаша, в Москву без штанов приехал, а вот...»? Поразительной наглости человек, не правда ли?
И последнее, без комментариев. Вопрос: «Зачем Кириллу Серебренникову Театр им. Гоголя?»
Ответ: «На этот вопрос я вам отвечу позже. Когда начнет получаться то, что я задумал. Я знаю, что мне уже нельзя остановиться, и я должен сделать то, что обещал. Это не вопрос денег, это вопрос принципа, доказательства себе и другим, что изменения возможны и что они могут быть в лучшую сторону - с приращением смысла, качества и всего прочего. Театр им. Гоголя Кириллу Серебренникову совершенно не нужен, а вот «Гоголь-центр» точно пригодится!»
Вот так.