Былое и думы, типа

Oct 22, 2012 21:28

Оригинал взят у dik_dikij в Былое и думы, типа
Алексей Битов (poziloy)

Нет, я не считаю, что конфликт вокруг Театра Гоголя исчерпан; собственно, исчерпан он может быть только в случае ухода рейдеров, но у них, как нетрудно догадаться, другие планы. Почему в ином случае конфликт не исчерпан? А вы откройте ради смеха учебник истории и посмотрите, приводит оккупация к завершению конфликта или нет.
Тем не менее, мы возьмём тайм-аут и будем возвращаться к «гоголевской» ситуации лишь при наличии информационных поводов. А сегодня позволю себе напомнить о некоторых «реперных точках».
Итак, сначала. Снятие С.Яшина и назначение К.Серебренникова выглядело весьма странно: плановую замену худрука никто в здравом уме не проводит на второй день после окончания театрального межсезонья, а для экстренной замены именно в этот период не было никаких оснований (представьте, что футбольного тренера заменяют перед стартом нового чемпионата, до первого удара по мячу, но уже после начала предматчевой разминки; экс-футбольный функционер Капков должен быть в курсе). Не менее нелепо с точки зрения логики и назначение худрука, который может приступить к работе только через два месяца. Ну, и, наконец, закрывать театр на ремонт тоже надо было в межсезонье, а не с 1 октября, что возможно лишь при наличии инженерного заключения об опасности эксплуатации здания, а заключения, похоже, нет до сих пор. Во всяком случае, в августе верный серебренниковский оруженосец, новоназначенный директор театра А.Малобродский говорил: «В ближайшие два месяца я буду проводить мониторинг технического и организационно-финансового состояния театра. О необходимости капитального ремонта тоже можно будет сказать после изучения этого вопроса, но, боюсь, это неизбежно» (7 августа, http://www.ria.ru/culture/20120807/718553882.html). Конечно, глаз-алмаз г.Малобродского вполне заменяет любые обследования и даёт все основания для включения работ в план посреди финансового года, кто бы сумлевался... Между прочим, г.Капков также подтвердил, что никакой необходимости в аварийном ремонте здания нет: «Два месяца будут играть существующие спектакли, а потом мы закрываем театр на легкий ремонт» (http://mn.ru/culture/20120808/324719554.html). Правда, 15 августа Капков запел уже совсем другую арию: «Начнется 4-5 месячный аварийный ремонт здания, где театр располагается, труппа будет работать на других площадках города» (http://www.itar-tass.com/c9/497029.html); видимо, ему объяснили, где хвост, а где грива. Правда, 4 октября Серебренников снова всё запутал: «Это не капитальный ремонт, а косметический. Надо починить текущую крышу и заменить прогнившие балки» (http://www.snob.ru/selected/entry/53459), но это всего лишь подтверждает то, что и так понятно: никакой необходимости срочного ремонта в Театре Гоголя не было, а косметический можно было и в межсезонье провести, если уж на то пошло.
Кстати, и официально одобренной концепции у г.Серебренникова на момент назначения тоже не было, о чём поведал народу лично г.Капков: «Мне кажется, что года будет достаточно для создания концепции» (http://mn.ru/culture/20120808/324719554.html).
Точно так же делались противоречащие друг дружке заявления о дальнейшей судьбе актёров, а уверения, что репертуарный театр сохранится, решительно опровергались озвученными планами. Ну, а о том, что во время ремонта «труппа будет работать на других площадках города», г.Капков - истинный хозяин своего слова - впоследствии, так сказать, позабыл. Следует ли из этого, что «театральные реформаторы» вульгарно врали? Разумеется, следует, но ведь врали-то они, не исключено, потому, что сами не успели толком подготовиться к операции, а то смогли бы сочинить что-нибудь более гладкое, надо полагать.
Конечно, есть и другое объяснение: рейдеры схалтурили, т.к. были уверены, что пипл схавает, а посему подрастерялись, столкнувшись с сопротивлением гоголевцев. Мало того, неожиданно нашлись люди, выступившие в защиту театра, в том числе небезызвестные в театральном мире. Плюс ещё большее количество людей, не выступивших открыто, но так или иначе дававших понять, на чьей они стороне. На какое-то время «группа поддержки» Капкова- Серебренникова несколько притихла, но... соглашусь с А.Солнцевой: «Чего только не говорилось в эти дни в московском закулисье - но, надо признать, консолидированной поддержки протестанты из театра Гоголя так и не получили» (http://www.ria.ru/analytics/20121005/766913720.html). Почему?
По разным причинам, надо полагать, и одна из них - та самая, о которой писал Булгаков: «трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?».
Из чего, разумеется, не следует, что у рейдеров в революционных одеждах нет своих сторонников. Есть, конечно, и это не только ушлые бизнесмены от «Винзавода» и иже с ним, и не только те, кто сделал искусствоведческие карьеры на переливании из одной баночки в другую, и не только те, кто на постмодернистской «волне» взлетел к успеху (а они в большинстве своём понимают, что в нормальных условиях никаких шансов на «минуту славы» у них не было бы, и, за редкими исключениями, понимают правильно). Но и искренних сторонников хватает: во-первых, нет такой вещи, у которой не нашлось бы поклонников (кому арбуз, кому свиной хрящик, а кого хлебом не корми, дай что-то экстравагантное вкусить); во-вторых, любители всяческой экзотики своим порывом увлекли за собой ещё некоторое количество народа; в-третьих... Помните, как всё тот же Серебренников вещал, что он работает для 0% зрителей, но это - «лучшие зрители»? Разве не лестно почувствовать себя одним из лучших? А ещё, было время, тот же Серебренников (в дуэте с Д.Дондуреем) назвал поклонников «нового» искусства «сложными людьми»; ну, как же было «сложным людям» не купиться на такую незамысловатую уловку? Они и купились, много ли им, доверчивым, надо?
«Христиан. Кроме того, наша ткань обладает одним небывалым чудесным свойством.
Король. Воображаю… Каким?
Христиан. А я уже говорил, ваше величество. Ее только умный и увидит. Ткань эта невидима тем людям, которые непригодны для своей должности или непроходимые дураки».
Печально всё это, но так есть. И поддержка госсистемы, против которой многие из них шибко якобы-выступают, тоже есть; если бы её не было - ну, развлекались бы они в своём узком кругу (0%), как умеют, а вот поди ж ты... Реформа культурных ценностей и реформа ценностей образовательных - как реверс и аверс, две стороны одной монеты или одной медали. Кому бы её на грудь повесить, а?
Всё, теперь пауза. Подождём нового информационного повода. Посмотрим. Ведь их дело - левое,. Ну, а наше, получается, соответственно...
Будьте уверены.

Виноват, забыл про ещё одну фигуру - вроде бы, ключевую. Капков, что там лукавить, невелика фигура, честь и слава борца с московским репертуарными театрами достанется совсем не ему: глядишь, а его «в два счета перебросили в Брянск и назначили заведующим грибнозаготовочным пунктом. Едят теперь москвичи соленые рыжики и маринованные белые и не нахвалятся ими и до чрезвычайности радуются этой переброске», как радовались когда-то гамакам и лебедям в Парке Культуры имени кой-кого. А лавры, конечно же, достанутся Мэру Москвы С.Собянину - он ведь у нас за главного. Но, заметьте, прошло два месяца с гаком, народ бузит (негромко, но отчётливо), а Мэр, наоборот, безмолвствует. Интересно, почему? Одобряет «актуальные забавы»? Это вряд ли, а то бы, глядишь, высказался, не утерпел. Не в курсе дела? Ну, ни фига себе, мэр! Не хочет с кем-то ссориться (не с Капковым, естественно, и, тем более, не с Серебренниковым)? Что ж, может, и так, но это означает, что лавры свои он так и получит - в полном молчании. А оно ему надо? Видимо, надо, если молчит.
«Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?» Нет, этого даже я не допускаю, хотя философ из меня аховый...

скандал, театр Гоголя, серебренников

Previous post Next post
Up