Разрез. Хэппенинг московских почвоведов в Химкинском лесу.

May 17, 2011 02:42

В истории с Химкинским лесом меня всегда больше всего интересовало собственно экологическое содержание, которое как-то оставалось за скобками политических коллизий и борьбы с властью. Настолько ли важно на самом деле защищать Химкинский лес? На самом деле его экологическая ценность так очевидна, что можно пренебречь строительством трассы Москва-Питер с помощью которой у людей появится возможность без пробок добираться до аэропорта Шереметьево и в Питер. Мы с Лешей Просвирниным учились в МГУ на почвоведов-экологов и поэтому наш интерес можно считать в том числе и профессиональным.



Один мой знакомый исследователь, например, считает, что шум поднятый из-за строительства трассы - не по делу. Нужно бороться не против строительства трассы а лишь за то, чтобы была сохранена реликтовая дубрава занимающая лишь небольшую часть Химкинского леса, остальная часть лесопарка - всего лишь "березовая помойка" не обладающая действительной рекреационной ценностью.



Мне не хотелось с ним соглашаться, но у меня не было весомых контраргументов. Спутниковые карты гугл-мэп говорили скорее в пользу исследователя - из космоса хорошо видно, что большая часть Химкинского леса - это березовые, часто прореженные леса действительно не обладающие большой рекреационной ценностью и чья экологическая ценность не очевидна.





Ответ на вопрос об экологической ценности этих березняков мог дать лишь анализ почв, на самом ли деле это почвы ПРИГОДНЫ для лиственных лесов (береза в геоботанике считается чем-то вроде крапивы, растения-паразита, готового расти где угодно. Для лип, дубов, кленов, вязов, нужны более специфические условия, в первую очередь связанные с кислотностью почвы.

Нюанс в том, что в географических условиях Подмосковья произрастание широколиственных лисов связано с тонким экологическим балансом, нарушение которого делает невозможным дальнейшее существования липников и дубрав. Нарушение этого баланса неизбежно приводит к появлению березников с последующим замещением его ельниками, чье геоботаническое поведение крайне агрессивно, приводит к образованию кислых подзолистых почв, что не дает возможность произрастания зональных широколиственных растений (дуб, липа, клен, ясень, вяз).

Казалось бы в чем проблема? Какая разница елка или вяз, когда речь идет о сохранения леса для москвичей. С точки зрения экологии очень важная. Не будет большим преувеличением сказать, что в мире осталось очень небольшое количество ненарушенных лиственных лесов формирующихся на серых лесных почвах. Если бы не деятельность человека, то они тянулись бы полосой от Карпат до Забайкалья. На долготе Москвы они должны были бы простираться на ширину от Химкинского леса до Воронежа. Но как все знают в этой зоне в основном поля, поля, поля с какими-то редкими рощами. Широколиственные лесные сообщества безжалостно убиты хозяйственной деятельностью человека в угоду сельскому хозяйству, которое "прогоняло" леса ради использования лесных почв для выращивания зерновых культур.

Дубовая роща в Химкинском лесу это действительная ценность, вокруг которой нужно по максимуму расширять переходную зону. Более того, в том случае если на "березовой помойке" еще не нарушена почва, можно восстановить широколиственный лес. Как только почва будет нарушена, это будет сделать практически невозможно.

Когда Денис Мустафин пригласил нас с Алексеем Просвирниным поучаствовать в мероприятии "Лесу-лес" мы придумали хеппенинг "Разрез" который мог бы дать содержательный ответ на этот вопрос - анализ почвенного профиля в березняке показал, что мы имеем дело с мало нарушенной светло-серой лесной почвой. Сам почвенный разрез который потом закапывается по специальной методике не нарушающий почву вне всякого сомнения является эстетическим объектом.

Ниже приводится описание почвы которая по идее должна была быть под дубравой (из книжки Ковды по почвоведению) . Наш разрез был на поляне с высоким уровнем грунтовых вод, что делала ее отличной от "номинального" типа. но в любом случае можно говорить о том, что эта почва формировалась под лиственным лесом, что для наших северных широт представляет экологическую ценность.

Определенно эта почва формировалась под лиственным лесом (дубы, клены, липы и т.п.). По тому что там дохрена берез, остатков лип и кленов (которые сами по себе не вырастут там где до этого был еловый лес) видно. что эти леса были в свое время вырублены. Но наличие лесной почвы дает все основания говорить о том, что дубовые и лиственные леса могут быть восстановлены, т.к. почвы серые лесные а не подзолистые на которых лиственные леса (березы не в счет) не могут расти из-за того что эти почвы слишком кислые для них.

PS: страничка из полевого дневника и немного научки:


Подтип светло-серых лесных почв

Профиль почв имеет следующее морфологическое строение:

А0 - лесная подстилка мощностью 2-4 см, темно-бурая, в верхней части состоит из малоперегнивших, побуревших листьев, веточек и другого растительного спада, в нижней - из довольно связной войлокообразной массы полуперегнивших растительных остатков с большой примесью землистого материала;

A1 - гумусово-аккумулятивный горизонт мощностью 15-25 см, реже до 35 см; светло-серый или белесо-светло-серый, неравномерной окраски, структура ореховатая или комковато-ореховатая с пластинчатостью, содержит обильную белесую кремнеземистую присыпку;

А2В (A1A2) - переходный горизонт мощностью 12-20 см, оподзоленный или гумусово-оподзоленный, белесоватых тонов окраски, светлее вышележащего, чешуйчатой, пластинчатой или плитчато-ореховатой структуры с обильной кремнеземистой присыпкой и постепенным переходом в горизонт В;

В - иллювиальный, бурый, плотный, во влажном состоянии вязкий, в верхней части - ореховатый и крупноореховатый, ниже - мелкопризматический. На гранях структурных отдельностей буровато-коричневые пленки и примазки, белесая кремнеземистая присыпка.

Иллювиальный горизонт В постепенно переходит в почвообразующую породу; на глубине около 2 м встречаются карбонатные конкреции в виде журавчиков, известковистых трубочек и прожилок.

Верхние горизонты светло-серых лесных почв имеют кислую (pHKCl 3,5-4,5) или слабокислую (pHKCl 5,0-6,0) реакцию. Степень насыщенности основаниями изменяется по профилю от 60% в верхних горизонтах до 90-95% в нижних. Содержание гумуса варьируется от 2,5 до 7,0%. Почвы ясно дифференцированы по содержанию ила и полуторных окислов.
Previous post Next post
Up