В автобусе о толерантности, и не только

Oct 10, 2016 22:45

ZOB в Берлине, сижу в ожидании посадки на проходящий автобус до Вильнюса. Поганое настроение из-за нужды воспользоваться именно таким видом транспорта усугубляется необходимостью находиться в здании автовокзала. И даже скорое свидание с малой Родиной, близкими и друзьями детства не сильно успокаивает. «Блин, что заслужил», - пронеслось в голове. Говорят, что каждый пассажир автобуса старше тридцати - неудачник. Я бы добавил в этот список ещё и посетителя Икеи… А что собственно меня так раздражает?

Сам зал ожидания - довольно грязное и неухоженное место внутри, которое резко контрастирует с великолепными новенькими автобусами извне. Бросается в глаза (а порой и бьёт в нос) большое количество долго едущих граждан из дальних стран. Может быть, как раз поэтому, пойдя навстречу аборигенам, которые заглядывают сюда редко и ненадолго, справочные основных компаний вынесены наружу. Даже всегда держащий высокий стандарт Макдоналдс, выглядит здесь непривычно неряшливым, начиная с продавцов и заканчивая содержанием меню. Совсем нерадостную картинку скрашивает многочисленная пёстрая немецкая молодёжь. Они всегда шумны, веселы и оптимистичны, и это радует. Улыбнувшись, делаю вывод: я просто старый, нудный брюзга, выискивающий соломинку в чужом глазу, и выбираюсь наружу. Aвтобус опаздывал, погода позволяла, почему не подождать на свежем воздухе?
Приблизившись к остановке, замечаю у табло небольшое скопление нашего народа, болезненно и шумно переживающего опоздание. Промелькнуло: «Быстро, однако, привыкли к немецкой пунктуальности». А вот излишняя обеспокоенность предательски выдавала совковые внутренности (а вдруг не придёт?). Ха, это в Германии-то, возьмёт так просто и не придёт? Со стороны, выстроившиеся вдоль остановки, напоминали наше войско перед битвой из фильма Эйзенштейна «Александр Невский». Не хватало только гнетущего трубного фона за кадром. Впрочем, небольшой гул при нервном покачивании вполне можно было выдать за «вставайте, люди русские»…
Смиренно стоять и ждать граждане никак не соглашались. Молодой человек снова «напрягал» справочную компании. Дама приятной полноты заявила кому-то в телефон, у неё есть «гефюль», что автобус «пришпетился». Мужики с большими сумками «нажимали» на никотин. Почти все «балтийские тигры» говорили между собой по-русски. Неожиданно на дорогу выскочил человек в спортивном костюме и громко прокричал: «Есть кто-нибудь из Чечни?». Он не спросил, потребовал признаться. Прозвучало, как «Хенде хох»... Тишина. Потом попробовал обобщить: «России»… «Вечер становится томным», - промелькнуло в голове. Народ на какое-то время замолчал, а потом перешёл на балтийские «диалекты», не желая признать в вопрошавшем соплеменника. Проверять длину собственной кольчужки никто не рискнул… Не дождавшись сочувствия, человек «метнулся мухой» к молодой паре на лавочке, схватил со скамейки недопитый ими сок и побежал в сторону вокзала. Толерантные промолчали… Ну, хоть кто-то разнообразил затянувшееся ожидание.
Наконец у шлагбаума появился тевтонский автобус, народ вздохнул с облегчением, засуетился и привычно побежал сдаваться. Подождав, пока очередь вытянется длинной змейкой, смиренно пристраиваюсь в её конец (небольшая хитрость, чтобы мой чемодан в багажнике лежал сверху) и спокойно жду своей очереди. Когда до проверяющего билеты и документы водителя оставалось совсем немного, вперёд меня неожиданно «встрял» китаец с каменным лицом. Встал и затаился в ожидании, как терракотовый воин императора, взирающий с презрением на остальных с высоты своего положения (даже будучи закопанным). Ага, вроде так и надо. Внешний вид презиравшего вполне соответствовал его содержанию: толстая помятая спортивная куртка, грязные джинсы и чёрные остроносые туфли на каблуках. Но, пожалуй, изюминкой «истукана» были ярко-красные шнурки, аккуратно завязанные бантиком. Предположу, что именно, эта деталь должна была показать окружающим высокий статус её владельца. Ну, как такого было не пропустить? Да и конфликтовать по мелочам мы не приучены.
Проживая за границей, мы стараемся соответствовать их понятию толерантности. Но в отличие от аборигенов, принимая решение, способны «включить голову», а не доверяться абстрактным принципам. Что означает : «Оно мне надо?». Вот и сейчас я последовал правилу Трёх Д - как учили нас в автошколе в Москве. ДДД - означает: Дай Дорогу Дураку... Тем более, что однажды я уже был свидетелем подобной неприятной сцены, когда жил в Бирмингеме. И прекрасно помню, чем это закончилось. Жизнь научила меня отступать и быть умнее. Тогда в Англии, чёрнокожая дама, войдя в банк, привычно перешагнула жёлтую ограничительную линию и, оставив за спиной ожидающих, проследовала прямо к заветному окошечку. Попытавшаяся её неуверенно приструнить английская старушка, была тут же посрамлена нещадно и обвинена во всех смертных грехах. И там и здесь толерантные (на сей раз я и о себе тоже, но по другой причине) смиренно стали ждать своего часа..
Однако, китайский пассажир оказался ещё «хитрее». Когда подошла его очередь, он, заглядывая преданно в глаза водителю, часто залопотал что-то на родном языке и, размахивая руками для убедительности, стал тыкать паспортом ему в лицо. Понять сразу, что бормочет сей фрукт, молодому "еуропейцу" было не дано. Он и сам говорил только на литовском, помнил что-то из русского и знал несколько слов по-английски. Пришедшая на помощь лучшая китайская половина, которая немного владела английским, и присоединившиеся к ней сердобольные пассажиры, наконец, втолковали водителю, что билетов у них нет. Они, дескать, хотели бы их прикупить прямо здесь. Экзамен на общеевропейскую толерантность «автобусник» не сдал. Как только картинка прояснилась, проверяющий густо покраснел, и нарушители моментально (и очень даже нецензурно!) были направлены прибалтийским водителем в известном направлении, в конец очереди. Терпимости и особенно уважительного отношения (это перевод иностранного слова толерантность, если что) тут и рядом не стояло. Молодые демократии, они такие демократии...
Я же благополучно прошёл контроль и затаился в салоне. За мной и отправленным в сад гражданам Поднебесной, тоже выписали билеты. Все стали рассаживаться. Поскольку свободных мест в салоне было достаточно, то каждый сел, где посчитал нужным. Китайский пассажир был последним. Сидеть рядом с благоверной он не пожелал, а устроился через ряд, за моей спиной. Заняв места, китайцы тотчас же начали громко обмениваться замечаниями через мою голову. Дамочка даже привстала со своего места, чтобы уж наверняка… Поняв, что это не прекратится до Варшавы, а они стремились попасть именно туда (вот счастье-то полякам подвалило!), я настойчиво предложил даме поменяться местами. К счастью, она согласилась. Крики в какой-то момент прекратились, и началось чавканье. Говорят, что громким чавканьем китайцы показывают хозяину, насколько понравились им предложенные блюда. Интересно, что сказал бы в этот момент Сергей Цигаль, утверждающий , что для китайцев еда - это целая философия! Защекотало в носу. По запаху, пассажирам не трудно было определить, что немецкий Бог сегодня послал китайцам знаменитую баварскую колбаску со специями. Это дома они едят всё, что шевелится, а тут вполне себе избирательны. А говорят, что трудно адаптируются... Может быть, достаточное количество дешёвой и доступной пищи и есть тот самый рецепт для успешной адаптации вновь прибывающих в страну? Хотя, скорее, это повод...
Мы тронулись, и водитель включил спасительный кондиционер. Дышать сразу стало легче. На мгновенье чавканье прекратилось, и стало подозрительно тихо. В этот момент, сидящая напротив меня седая высокая бабуля встала и громко озадачила всех: «Люди, а куда идёт этот автобус?». Тишина была ей ответом, никто не решался взять на себя ответственность. Мы уже выезжали из Берлина. По чёткому белорусскому акценту определить конечную точку путешествия дамы было не трудно - Минск. Если бы это был мужчина, то внешне я, не сомневаясь, опознал бы в нём бессменного вождя всех белорусов. Придя в себя, народ наперебой взялся рассказывать бабуле полный маршрут следования с конечной остановкой в Риге. Услышав, что автобус идёт до «Рыги», дама заявила, что её коварно обманули, и стала требовать у водителя немедленно вернуть ей билет. И тут я впервые заподозрил неладное. Было в этом лице что-то знакомо наигранное от простачка-колхозника, вообразившего себя самым умным, хитрым и непогрешимым. Оказалось, что дама ехала из Ганновера, а уже в Берлине она «не знала», куда едет!? На мой вопрос, читала ли она, что написано в билете, дама ответила утвердительно. Потом, поняв оплошность, перепрыгнула на то, что её «подставила» кассирша, не выдав билет именно до Минска. А ведь она лично сбегала уже на стоянку, и водитель нашёл ей место... но билет обменять отказались. Боюсь, и здесь было не всё так просто. И главное, «жанчына» так же, как и отец всех белорусов, искренне считала, что ей все должны. Кассир, водитель, пассажиры, аборигены - все просто обязаны были войти в положение. Вот, бросить всё и войти. Ей было совершенно непонятно, как все остальные не могут понять такую простую веШШ. Предположу, что весь этот цирк с вопросом был устроен именно с целью обратить всеобщее внимание на недопонимание с немецкой стороны. Ей нужен был благодарный слушатель... В какой-то момент я устал ловить даму на противоречиях и замолчал. Потом, то же самое сделала пара из Риги, сделав вид, что задремала. Не сдавалась лишь молодая девушка из Вильнюса, пытавшаяся ещё долго доказывать, что не все в мире не любят русских и повсеместно чинят им козни. Белоруска с прищуром делала вид, что слышит, хитро (чуть не написал в усы) улыбалась... и продолжала ей «выносить мозг».
Далее утомительная поездка ничем особенным не запомнилась. Один раз, правда, парнишка «подрезавший» сок в Берлине, что-то спросил у водителя, и чуть не завязалась потасовка. На самом деле, водитель не сказал ничего обидного, но парню «на взводе» показалось, что тот ответил недостаточно вежливо. Случилось это, предположу, лишь из-за незнания толком нормативного русского языка обеими сторонами... Понты столкнулись с обиходным русским - обошлось.
Китайцы вышли в Варшаве, мы с девушкой доставили бабулю с огромным чемоданом на пересадку в Вильнюсе. Возбуждённый парнишка поехал до Риги. Возможно, оттуда он продолжит свой путь в Россию.
Обратная дорога, на автобусе другой компании, оказалась тоже вполне себе занимательной. Однако, в этом автобусе была стюардесса! Бар, кофе, можно было отобедать, встроенные планшеты с закачанными фильмами для каждого пассажира. Забота чувствовалась во всём! Порой, правда, чрезмерное желание прослыть толерантными "еуропейцами" напрягало до невозможности. Русские девушки: стюардесса из Риги и практикантка из Вильнюса в микрофон на каждой остановке долго "радовали" аудиторию на разных языках длинными пересказами техники безопасности, правил поведения, прибытия-убытия, рассказами о необходимости демонстрировать вновь «присевшим» билеты ещё раз и прочее, прочее. Начинали с латышского. Потом литовский, польский, английский.. Представители от третьего балтийского тигра, эстонцы, ими были нетерпимо и совершенно неуважительно проигнорированы. Длинновато, напрягает. Предположу, что русского и английского было бы вполне достаточно. Тот самый случай, когда толерантность неуместна и нужно «включить голову». Если это, конечно, не единственная возможность показать всему миру, что «балтийские тигры» ещё не перевелись...и, порой, очень даже значимы.
В Мариямполе два подвыпивших «русака» (так в Германии называют себя большинство русскоязычных) пытались уговорить стюардессу принять их на борт как есть. Меня даже не удивило, ведь убедительным им казалось оправдание, что вчера у одного из них был День Варенья, и не выпить они просто не могли. Святое дело! Как этого не может понять глупая дамочка на входе? Не помогло, отцепили. Мужики смиренно пошли ждать дизель до Варшавы. Снимаю шляпу, стремление навести порядок на своём, конкретном месте, победило излишнюю толерантность.
В Белостоке очень удивил вокзал, прямо чудо совковой архитектуры. На перроны там ведёт длинный подземный переход - хотели как лучше. Только люди идут все поверху - так удобнее и быстрее. А тоннель используется совсем для другой нужды...
Там же в автобус к нам подсел какой-то суетливый лысый чел. При посадке он всё время копался в своей сумке, что-то бормотал и дёргал головой. Его отправили на второй этаж. Я, как и другие, разместившиеся на первом, облегчённо вздохнули. Напрасно. Когда все уже удобно устроились, чтобы вздремнуть, лысый попросился посидеть немного с нами (внизу). Стюардесса, войдя в положение, разрешила. Затаившись у окошечка, чел через какое-то время неожиданно принялся подхохатывать, трясти головой и громко кашлять. Через два часа народ не толерантно потребовал пассажира занять своё место наверху. Он ушёл, все расслабились на какое-то время. А зря. Каждые 20 минут чел спускался на первый этаж, в туалет. Если он был занят, то лысый начинал отчаянно бить ногами и руками в дверь, до тех пор, пока испуганный нуждающийся не освобождал ему место.
После Варшавы в автобусе значительно прибавилось гекающих граждан, но на атмосфере это никак не отразилось. Зато, попытавшийся занять своё законное место подвыпивший европеец, говоривший по-английски, был отправлен стюардессой в сад...Здесь "еуропейцы" доказали на деле, что они могут сказать «кормильцам» нет - уважаю. Толерантный не стал призывать к состраданию (в отличие от «русаков»), а сразу же заявил о своей исключительности, когда стал долбить кулаком в лобовое стекло автобуса. Приехавший на вызов польский полицейский повез его в отделение доказывать обратное, а мы продолжили свои скорбный путь. Дорога от Варшавы на запад идеальна (именно с этого места, как мне кажется, начинается пока собственно Европа), и я снова вознадеялся подремать. Однако, к нам (на первый этаж) подсели две польки, и появилась новая напасть. Не знаю, какой тариф был у них на телефоне, но замолчали они только в Берлине. Семь часов непрерывных разговоров (совершенно негуманно) обо всём..
Не имея возможности уснуть, ехал и думал: Почему нельзя пустить скоростной поезд из Европы к «еуропейцам»? Автобусы в этом направлении идут колоннами, по 70 человек в каждом, и все люди вынуждены терпеть эту трясущуюся передвижную коммуналку столько времени! При всём уважении к автобусным компаниям и их попыткам завернуть это всё в яркую обёртку... Может быть просто следует не толерантно посадить вождей из Литвы, Латвии, Эстонии и Беларуси в эту душегубку и прокатить с ветерком?
Для справки: в 30х годах прошлого века поезд из Кёнигсберга до Берлина шёл 6 часов 38 минут!

В Берлине пересел в немецкий автобус до Гамбурга и тотчас же с удовольствием «затаился» на три часа. Очень может быть что, кто-то в это время в салоне плясал, пел, наступал мне на ногу, не помню - просто надоело прислушиваться и ждать тишины.
Вот и в потрясающей Германии, возможно, люди тоже устали. Устали без конца сожалеть, каяться, мучиться угрызениями совести... и смирились с мыслью, что толерантность заключается в необходимости терпеть нетерпимоe.

Previous post Next post
Up