Пассивность Ицхака

Nov 24, 2008 14:58





Одним из центральных персонажей главы Толдот является Ицхак- фигура загадочная и недосказанная. Вот, что пишет о нем р. А. Штейнзальц в своей книге "Библейские образы":Нельзя сказать, что Ицхак все время делал что-то не так. Наоборот, вызывает недоумение его пассивность, как бы сознательное стремление уклониться от каких-либо решений и действий. Библейское повествование об этом втором из патриархов включает в себя шесть эпизодов: рождение Ицхака; несостоявшееся принесение его в жертву; женитьба; рытье колодцев; Ицхак и царь Грара; и, наконец, благословение сыновей Яакова и Эйсава. Почти во всех этих эпизодах Ицхак выступает лишь как пассивный участник действий, предпринимаемых другими, и почти не проявляет собственной инициативы.Пассивность Ицхака проявлялась во всем: он всегда жил в одном и том же шатре; он женился на девушке, которую ему выбрали по велению отца; он не вел войн; не спорил с противниками, а предпочитал отступать и ждать, когда они придут к нему с миром; не вмешивался в воспитание сыновей и другие дела семьи, предоставив заботу о них жене. И именно решение жены добиться, чтобы Ицхак благословил младшего сына Яакова вместо старшего Эйсава определило будущее.Создается впечатление, что роль этого человека сводится к тому, что он породил Яакова, который стал отцом двенадцати колен Израилевых, а личность самого Ицхака кажется не имеющей значения.И все-таки он не воспринимается как безликая тень. Как ни мало говорится об Ицхаке и его делах, он занимает определенное место в ряду патриархов и пророков - великих основателей веры, причем не просто как звено в генеалогическом ряду, но как фигура, обладающая особым значением сама по себе. Попытаемся понять его как личность, как определенную индивидуальность. Если бы Ицхак стремился занять свое собственное место в истории, ему было бы трудно позавидовать: за ним стоит мощная фигура его отца, и, стремясь к самовыражению, Ицхак оказался бы под гнетом гигантского духовного наследия, возложенного на его плечи. Для этого, действительно, он должен был бы стать необычной личностью. Но, как правило, сыновья великих людей, даже чрезвычайно талантливые и значительные сами по себе, всегда оказываются в тени отцовской славы и рано начинают ощущать то, что мы назвали бы сегодня комплексом неполноценности. В этом, как представляется, и состояла сущность проблемы Ицхака. Он должен был найти свое место в мире, в котором господствовал гений его отца, и Ицхак скромно делал то, что ему оставалось делать: продолжал путь Аврагама. Задача сыновей- удержать взятый курс, а не искать новых путей, они должны раскапывать колодцы, вырытые ранее их отцами. Отец роет колодец, создавая нечто новое, но время, враги и повседневная обыденность засоряют и засыпают его. Задача сына - снова раскопать колодец и дать его воду людям. Поэтому задача, стоявшая перед Ицхаком, была крайне важна и значительна, Констатация: "А это родословие Ицхака... Аврагам родил Ицхака" имеет глубокий смысл. Дистанция между Аврагамом и Ицхаком огромна, но они выполняли одну задачу. Ицхак не только продолжал начатое, но и утверждал его навечно. Таким образом, достижения Ицхака означают нечто большее, чем просто продолжение дела отца Благодаря Ицхаку Аврагам стал для потомков тем, кто он есть.В рукописных источниках, в легендах, в воображении многих поколений Ицхак - это олицетворение второго поколения, поколения последователей. И, чтобы успешно выполнить эту задачу, Ицхак должен был подавлять порывы самоутверждения, даже если они у него были. Он призван был сохранять и поддерживать порядок вещей, не пытаясь экспериментировать, и постоянно хранить в себе состояние благоговения перед Б-гом. Полностью текст можно прочитать здесь: http://www.judaicaru.org/steinsalz/obraz_2.html
P.S. Когда мы попадаем в некоторые специфически тяжелые условия, там, где не видно, чтобы помогли заслуги Авраама, Яакова и других праотцев, мы просим вспомнить заслугу Ицхака. Когда мы ожидаем небесного суда в Рош-hа-Шана, мы говорим: "Вспомни того, кто по доброй воле лежал связанным на горе". Т.е. его заслуги какие-то совершенно особые, он на самом деле как бы ничего активно не делает, и, тем не менее, без его вклада в эту тройную нить отцов Авраама, Яакова и он посередине, без этого качества наш "набор" не был бы полным. ( З. Дашевский)

Толдот Штейнзальц

Previous post Next post
Up