Цафнат-Панеах или Йосеф?

Dec 17, 2009 12:21

Небольшая, но любопытная деталь- (Брейшит 41:45): «И нарек Паро имя Йосефу «Цафнат Панеах», т.е. фараон дал новому премьеру египетское имя. И вдруг, по прошествии семи с лишним лет успешной работы Цафнат-Панеаха, Тора сообщает (41:55): " И когда стала голодать вся страна египетская, и народ завопил к фараону о хлебе, сказал фараон всем ( Read more... )

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА "Микец"

Leave a comment

igor_83 December 17 2009, 13:31:17 UTC
Кстати неасколько я припоминаю основное достижение Йосефа состояло в том, что "сделал он народ рабами от одного конца египетской земли до другого". Об этом комментаторы обычно как-то осторожно умалчивают.

Reply

chele_sta December 17 2009, 18:40:02 UTC
Основное достижение - что он спас людей от голодной смерти.
* * *
Что до рабства, то до правления тов. Цафната все египтяне состояли в демократической партии и пользовались всеми привилегиями наисвободнейших людей. А фараоны лишь робко внимали гласу народа. Ага...
* * *
Автору поста: точнейшее наблюдение, причём - на всех уровнях, от вечного зама-еврея какой-нибудь конторы до первого министра типа Хисдая ибн Шапрута...

Reply

zeev18 December 20 2009, 06:47:08 UTC
Благодарю за Хисдая ибн Шапрута. Практически ничего не знал о нем. Был повод почитать. А, что касается зама- еврея, то это- классика жанра. С одной стороны, некоторая непрочная уверенность в отсутствии антисемитизма в стране (назначали же, пусть маленьким, но начальником), с другой, вечный страх, что эти счастливые времена пройдут, а отсюда и такое поведение: боязнь принимать на работу, даже , если есть возможность, других евреев, боязнь проявить свое еврейство, необходимость постоянно и публично клеймить израильского агрессора, склонность к смене еврейских имен с обвинениями в адрес своих родителей, которые не подумали о будущем ребенка, и т.д.

Reply

chele_sta December 20 2009, 10:41:11 UTC
http://www.ijc.ru/istoki7.html
Хотела найти для Вас переписку ибн Шапрута с хазарским царём.
Нашла по этой ссылке отрывки. Я читала книгу - исследование двух учёных по теме (забыла их фамилии), и там был полный текст писем. Письмо ибн Шапрута тронуло до глубины души, чуть не до слёз: в нём столько боли и тоски...
""Если бы я знал, - пишет Хасдай, - что есть у нашего народа свое царство на земле, я оставил бы свое высокое положение, шел бы по горам и долинам, по суше и по морю, но пришел бы в то место, где живет господин мой, царь иудейский, увидел бы, как живет спокойно остаток Израиля"...
* * *
И ещё тут посмотрите: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0502.htm

Reply

zeev18 December 20 2009, 14:26:25 UTC
Обязательно посмотрю. Спасибо

Reply

zeev18 December 17 2009, 19:54:08 UTC
Воспользуюсь случаем задать крамольный вопрос. Как понять слова Йосефа по поводу имен сыновей: Менаше- « ибо дал забыть мне Бог всю мою тягость и все (в) доме отца моего»,
Эфраим- « ибо возвеличил меня Всесильный в стране бедствия моего»? Прочитал (не хочется давать ссылку), что т.о. Йосеф выбирает для себя ассимиляционную линию существования: все забыть, находясь на Олимпе власти.Другое дело, что события развиваются неожиданным образом. Будучи знакомым, с многочисленными комментариями по поводу многолетнего молчания Йосефа, чувствую, что это не так.И все-таки!

Reply

zeev18 December 18 2009, 06:22:40 UTC
Извините,вчера ошибочно адресовал Вам вопрос, но спасибо, что обратили внимание на мой пост, хотя приведенной фразы о рабах не нашел.

Reply

igor_83 December 18 2009, 11:49:03 UTC
В данном случае я процитировал Септуагинту, заглянул в масоретский текст, там действительно этой фразы нет, хотя операции Йосефа и там выглядят сомнительно: сначала ЗАБИРАЛ зерно у крестьян, а потом им же ПРОДАВАЛ.

Reply

zeev18 December 20 2009, 06:57:52 UTC
В Торе есть такие слова: Брейшит 47:21 «А НАРОД ОН (ЙОСЕФ) РАССЕЛИЛ ПО ГОРОДАМ ОТ ОДНОГО КОНЦА ЕГИПТА ДО ДРУГОГО»
47:25" И ОНИ (НАРОД) СКАЗАЛИ (ЙОСЕФУ): "ТЫ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ, ЛИШЬ БЫ ОБРЕЛИ МЫ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ГОСПОДИНА НАШЕГО, И БУДЕМ МЫ РАБАМИ У ФАРАОНА"
Надо признать, что Йосеф был жестким премьером. Он забирал не только зерно (правда, лишь пятую часть), но и менял, впоследствии, хлеб, приготовленный из этого зерна, на серебро, скот, землю, сделав население, лишившегося, практически, всего, полностью зависимым от фараона. Затем, снабжая жителей Египта семенами , он требовал за это отдавать фараону опять таки пятую(!) часть, а 4/5 оставлять себе на посев и пропитание. Т.о., нравится или не нравится нам такая экономическая стратегия, но, в условиях кризиса, она спасла страну от голода. И, как видно, из дальнейших событий, Египет очень даже неплохо существовал.

Reply

chele_sta December 20 2009, 10:43:04 UTC
"...Египет очень даже неплохо существовал" -- пока не вторглись арабы.

Reply


Leave a comment

Up