Чтение недельной главы «Ваикра», практически, полностью посвященной храмовым жертвоприношениям, неожиданным образом привело меня к совершенно другой проблеме, связанной со страданиями животных, вегетарианством, употреблением мясной пищи и гуманным умерщвлением животных.
Современный человек, часто чувствительный и сентиментальный, болезненно относиться к страданиям животных, желая распространить на них какие-то права. В ряде стран существуют законы защиты животных, запрещающие причинять им страдания и предусматривающие определенное наказание за нарушение этих законов. И это совершенно понятно, ведь физически животное страдает так же, как человек. Не удивительно, что многие, в результате, становятся вегетарианцами, отказываясь от животной пищи. Ведь вегетарианство - это не только оздоровительная, но и философская система, поклонниками которой были достаточно приличные люди (хотя, справедливости ради, следует сказать, что были и остервенелые антисемиты, в т.ч. Адольф Гитлер и Рихард Вагнер). Вот только несколько высказываний известных защитников этого направления в питании.
Альберт Энштейн.
"По моему мнению, вегетарианский образ жизни, благодаря своему чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, оказал бы самое благоприятное влияние на большую часть человечества".
Адам Смит, экономист.
"Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной".
Джордж Бернард Шоу.
"Животные - это мои друзья ...и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими".
Лев Толстой.
"Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце".
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"
"Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться - это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно стремление человека к моральному совершенству".
Леонардо да Винчи.
"Правда, что человек - это король животных, по своей жестокости он превосходит их. Мы живем за счет смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса, и придет время, когда человек будет смотреть на убийство животного так же, как сейчас он смотрит на убийство человека".
Тем не менее, Тора вовсе не запрещает употребление мяса, а скорее наоборот. Вот, что говорится в главе Дварим (12:15) «Однако, сколько угодно душе твоей
можешь закалывать и есть мясо по благословению Г-спода…». Конечно же, с точки зрения иудаизма, идеальным было бы вообще не убивать животных для употребления в пищу их мяса, но иудаизм не настаивает на вегетарианстве и вот почему : «Во-первых, в древние времена соблюдать вегетарианскую диету было трудно, даже невозможно по причине калорийной недостаточности такой диеты для наших далеких предков, которые вели довольно подвижный образ жизни; во-вторых, даже если бы иудаизм и запретил употребление мяса, проследить за выполнением такого закона было бы практически невозможно, а о его добровольном приятии и говорить не приходится» ( Д. Прейгер, Д.Телушкин «Восемь вопросов об иудаизме»
Есть и другое объяснение: «Еврейский закон не запрещает употреблять в пищу мясо животных: неупотребление его в пищу рассматривается как поступок куда более жестокий, ибо в этом случае «братья наши меньшие» не получают шанса послужить высокой цели. В любом случае, если человек живет без цели и желания привнести в этот мир толику добра и утвердить на Земле присутствие Вс-вышнего, то он поступает одинаково жестоко и питаясь помидорами, и поедая мясо животных.
Мир животных жесток сам по себе: львы убивают и пожирают антилоп, лисы воруют кур, тигры выживают благодаря охоте. И убивают они, как правило, молодых или старых животных - наиболее слабых и беспомощных. Кто же установил такой порядок? И отчего именно человек обвиняется при этом в особой жестокости и беспощадном отношении к животным? Секрет в том, что эта жестокость является таковой только в нашем понимании - просто потому, что животные не задумываются над этим. Мидраш рассказывает о том, как одна лягушка сказала царю Давиду: «Не заносись, Давид. Я славлю моего Создателя лучше тебя и служу Ему даже в последние свои мгновения: умирая, я сползаю в воду и отдаю себя на съедение обитателям морских глубин. Смерть моя - и та угодна Б-гу».
Кроме того, иудаизм разработал четкую и строгую концепцию Кашрута, которая содержит глубокое этическое начало. Среди главных целей законов Кашрута есть и такие:
- Сократить до минимума число животных, которых можно убивать и употреблять в пищу
- Производить умерщвление животных как можно менее болезненным способом.
- Воспитать отвращение к пролитию крови
В соответствии с законами Кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Более того, мясник ("шохет") должен быть праведным и религиозным евреем. Инструменты, которыми он пользуется (нож, топор), должны быть острыми. Убивать животное тупым орудием - некошерно.
И все-таки, по- видимому, будущее человека на земле представляется так, как описано в книге Брейшит (1:29-30) «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу, И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в чем существо живое, - вся зелень травная в пищу»