Исаакиевский Собор закрыт как храм в 1928 году. В его стенах в 1931 году был открыт антирелигиозный музей, спустя шесть лет поменявший свой профиль на историко-художественный.
В 1934 году, благодаря Глебову-Путиловскому (мужу сестры), в то время директор музея Антирелигиозного музея и Дома безбожника, Филонову удалось достать работу. Он предложил ему нарисовать огромную карту Северного полушария под маятником Фуко в Исаакиевском Соборе.
Конечно заказ был оформлен на имя П.Э.Серебрякова (пасынка Филонова), Филонов работал скрывая фамилию.
«Всего над диском я работал 116 ночей ежедневно…»
«В первые дни работы дома днём я спал часа 2 ½, 3 ½ , 4, но затем я стал спать больше…».
«Так однажды, работая на коленях или лёжа на левом боку или на животе, замечал, борясь со сном, что рука совершенно бесконтрольно писала, пачкала, а затем переставала, упираясь уже в написанное. Иногда стук выпавшей из моей руки в такие минуты маленькой кисточки приводил меня в сознание…».
"
Охраняют собор два сторожа по очереди. Им даётся винтовка, но без зарядов. Часто по ночам я слышу свистки, это они отпугивают гопников.
«…Здесь при осмотре обнаружили между наружным стеклом, где часть была разбита, и внутренним, где написан по стеклу Иисус Христос выходящим прямо в алтарь, спальню гопников, пиджак, колоду карт и помёт. Между стёклами алтаря они устроили спальню, игорный притон и уборную..."
«В июне особенно часто раздавался треск и взрывы короткого замыкания сырых проводов и звон разбитого стекла. И я часто обходил дозором все здание в темноте, думая, что гопники, разбив стекло, проникли в собор. Позднее я узнал, что это падали окантованные картины от сырости. Иногда таких падений было до 10 в ночь».
«Сырость - бич музея. В иные дни с колонн и стен буквально течёт, и на полу у стен - лужи. Комендант собора водила меня на хоры показать плесень на картинах. Всего картин в плесени и порче мы насчитали 18».
"Заработали мы всего на двоих 5000 руб.(Деньги поделили поровну). Но я заработал ещё 303 р. За реставрацию малахитовых колонн.
Работа состояла в том чтобы нарастить гипсом 11 мест, откуда были выкрадены куски малахитовой облицовки колонн, и написать по гипсу масляной краской зелёный малахит»
"В последнее утро работы (1 августа) Цурок повела меня вокруг собора показать отвинченные руки ангелов на дверях у бронзовых фигур. Ангелов воры отвинтили штук шесть рук. Она предложила мне восстановить их. Я сказал, что или сделаю их, или пришлю товарища…»
(1 кг. «украинского» серого хлеба стоил 1р.10 коп.)