К вопросу о результативности бомбежек Хельсинки в феврале 1944 года

Dec 29, 2019 11:47



или О причинах глупой клеветы А. В. Исаева на Д. Б. Хазанова

В недавнем стриме Алексей Исаев отвечает на вопросы зрителей "Архивной революции" на 37 минуте уважаемый Алексей Валерьевич с вальяжным сарказмом пропиарил одно из любимых идиотских измышлений рукопожатных историков, геев, демократических журналистов и экологических активистов (например, К. Геуста или Б. Иринчеева) о том, что в феврале 1944 года Авиация дальнего действия старалась разбомбить город Хельсинки, но не сумела, потому что для советской авиации "попадание в объект типа "город" было проблемным", ссылаясь при этом на Д. Б. Хазанова. И ведущий, типа сам знаток авиации времен Войны, исправно ему подхрюкнул. При этом уже через минуту тот же уважаемый Алексей Валерьевич сообщил, что в "Багратионе" та же Авиация дальнего действия эффективно разбомбила артиллерию ГА "Центр", то есть попадание в объект типа "артиллерийская батарея" проблемным не было, но, как водится за уважаемым Алексеем Валерьевичем, не заметил непоследовательности собственной позиции.

На самом деле все было не так, конечно. Не было приказа разбомбить Хельсинки, налеты были вполне эффективными, и Д. Б. Хазанов такого не писал.

Д. Б. Хазанов в соавторстве с А. Медведем в статье "Цель - Хельсинки" изложил совершенно иной ход событий.

В этой статье авторы процитировали участника налетов генерала В. В. Решетникова: "Город мы не трогали. Нашими целями были совершенно конкретные военные и административно-политические объекты - порт, верфь, железнодорожные узлы, промышленные предприятия в предместьях города. "От массированного удара собственно по городу воздержаться", - было предписано Головановым ... А что касается бомб "гулящих", в немалом количестве залетавших в городские кварталы, то большого разрушительного вреда крупным и прочным строениям эти штатные стокилограммовые фугаски, составлявшие основной боекомплект, принести не могли".

Для подсветки целей среди наиболее опытных авиаторов выделялись экипажи-осветители, и в их самолеты загружали только САБы. Особая роль отводилась "лидеру-искателю", который первым обнаруживал цель, освещал ее в строго заданное время и давал команды другим экипажам-осветителям. Стандартным построением стало включение в состав группы одного осветителя на десять бомбардировщиков.

О пораженных в Хельсинки объектах в статье приводятся следующие сведения, источники обозначены согласно названной статье.

1 налет 6-7 февраля 1944 года

Военно-промышленные объекты, железнодорожный узел, порт и центральная часть города. В результате бомбежки возникло более 30 пожаров. Крупные пожары отмечены в районе газохранилища, военных казарм, электромеханического завода, в районе вокзала, на территории станции и депо. В районе судостроительного завода и сухого дока, а также на территории автосборочного завода наблюдались взрывы большой силы (из сводки Совинформбюро за 7 февраля 1944 г.,)

Железнодорожные мастерские, войсковые казармы, кабельный завод, газохранилище, строительные склады, электромеханический завод "Стрельберг". Пять экипажей целями имели зенитную артиллерию и прожектора (в статье источник обозначен "по советским данным").

7 февраля 1944 года на 14.05 весь город остается в дыму, продолжают гореть пять больших пожаров в восточной части города (из донесения штаба ВВС Карельского фронта).

В городе целиком разрушено три каменных и два деревянных здания. Получили повреждения 61 каменный и 5 деревянных домов. В пригородах уничтожено 29 зданий и от пожаров сгорел полностью 331 деревянный дом. Крупнейшее разрушение: повреждено бензохранилище, из которого вытекло 500 тыс. литров бензина. Среди наиболее значимых объектов Хельсинки пострадали: высшее техническое учебное заведение, портовые склады Яткясаари и Катаяккола (по сообщению Б. Иринчеева, зарево пожара в порту было видно за 80 километров), железнодорожное депо в Пасила, здание бывшего советского посольства. Находившееся в Яткясаари судно "Антарис" загорелось и было затоплено для предотвращения взрыва (вероятно, было загружено боеприпасами - Z.) (доклад командования финской ПВО)

Потоплены грузовой пароход Patria и сторожевой катер VMV-12 (финские источники)

165 зданий (ссылка 32)

2 налет 16-17 февраля 1944 года

Пятнадцать пожаров. из них пять больших (наблюдения полковника Куликова и майора Матвиенко.

Пожары в восточной части города (финские источники).

Железнодорожная станция (показания пленного финна)

75 зданий (ссылка 32)

Про результаты этого налета информации негусто, впрочем, уже из отмеченного факта многочисленных пожаров сделать вывод о том, что для советской авиации "попадание в объект типа "город" было проблемным" может только идиот или сильно рукопожатный историк.

3 налет 26-27 февраля 1944 года

Эшелоны и склады на железнодорожной станции, газовый завода, электростанция. Объекты ПВО и аэродром ("пытались воспрепятствовать взлету ночных истребителей"). Целые кварталы оказались в огне (сообщение экипажей бомбардировщиков).

Потоплены сторожевой катер VMV-8 и торпедный катер Hurja-5, повреждены несколько транспортных судов (финские источники)

Большие разрушения всему городу, особо пострадал район Катаянокка - он оказался почти совершенно отрезан от остальной части города. Прервалось сообщение с островом Рюссянсаари (сообщение штаба КБФ).

194 здания (ссылка 32)

Без указания конкретной даты

В центре города и в районе Фело повреждено около сотни каменных зданий и военные казармы. В большинстве городских зданий были выбиты окна. В гавани Катаянокка разрушены портовые строения, склады сгорели. Полностью разрушен железнодорожный путь, ведущий в гавань Катаянокка. Несколько попаданий было отмечено в южную гавань и пристани в Сандвике. Из пригородов наиболее пострадали районы Мальме и Фастебло. Сильно разрушен городской район Ейра (сообщение разведотдела штаба КБФ)

В районе Калма сгорели все деревянные дома. Разрушены десятки школ, несколько вузов, металлообрабатывающий завод, судоверфь; казарма "Валконияви Каарти", пивной завод. На две недели прервано движение трамваев (показания пленного финна).

Вот так примерно в реальности выглядят "проблемы" советской авиации с попаданием в объект типа "город".

Я вполне понимаю финскую машину пропаганды, которая заставляет свой народ верить в героическую и победоносную оборону их страны от нападений злобного восточного соседа и заставляет свой народ просто не знать о том, что из первых двадцати семи лет своей независимости (полученной на блюдечке из рук России) одиннадцать лет Финляндия потратила на нападения на Россию/СССР. Для поддержания мифа о победах Финляндии эти победы требуется придумывать, и история с уничтожением промышленности Хельсинки в феврале 1944 года, которое финны упорно выдают за свою победу - типичный тому пример.

И я высоко оцениваю эффективность финской машины пропаганды, которая даже не самых глупых людей и даже не только в Финляндии вынуждает верить, что уничтожением промышленности Хельсинки в феврале 1944 года свидетельствует о том, что для советской авиации "попадание в объект типа "город" было проблемным".

В завершение статьи А. Медведь и Д. Б. Хазанов заявляют, что "сравнивая эффективность налетов АДД с аналогичными массированными ударами авиации союзников, можно считать, что при одинаковых исходных условиях результаты получались примерно одинаковыми", и делают вывод о необоснованности "легенды о якобы "чрезвычайно высокой" эффективности системы ПВО Хельсинки, "сорвавшей" удары АДД".

Для обоснования вывода о примерно одинаковой с воздушными ударами союзников эффективности налетов Авиации дальнего действия на Хельсинки авторы в статье производят несложный расчет соотношения ожидаемого и реального количества разрушенных зданий в объекте типа "город" при известных размерах объекта и известном расходе бомб, но при этом исходят из неверного предположения о том, что у Авиации дальнего действия целью был именно город. Это не так, целями были конкретные военные объекты в этом городе, которые я и попытался выявить в данном эссе. В город (в жилые кварталы) залетали только "гулящие", шальные, случайные, ошибочные бомбы. Площадь же конкретных целей Авиации дальнего действия во время тех налетов была в реальности значительно меньше площади всего города. Нет ни малейшего сомнения, что если ввести в расчеты авторов необходимую корректировку исходных данных, то получится что эффективность налетов Авиации дальнего действия была в нашем прекрасном реальном мире много выше, чем эффективность аналогичных ударов авиации союзников.

Жеманная геббельсятинка, Бомбежки Хельсинки, Геббельсовцы, Чухноведение

Previous post Next post
Up