Их правда, их сила

Jun 25, 2022 15:34


Цикл статей Петра Робейшка.

Все, кто с вами заговорит, хотят, чтобы вы им что-то дали. Будь то лицом к лицу или в цифровой форме, они всегда хотят либо ваших денег, либо вашей работы, либо вашего послушания, либо вашего одобрения, либо вашей любви, либо даже вашей жизни. Местом проведения является информационное общество.

Что мы не знаем?

Большинство людей считают, что информационное общество - это Эдемский сад, где рождается знание. Я утверждаю, что это джунгли, полные плотоядных цветов, ядовитых хамелеонов и коварных голубых лагун с радужными пираньями. Тропическим лесом правят шаманы, которые одурманивают и опьяняют словами, цифрами и картинками.

Наши предки высекали свою мудрость в камне. Мы читаем их с пластика, и с точки зрения информации на квадратный сантиметр они хуже. Каменные скрижали было трудно вырезать, и эта мускульная самоцензура гарантировала важность послания. Сегодня светящиеся доски могут отобразить все, что угодно, и поэтому люди вязнут в волнах информационного ила. Их также тянет вниз ненасытная жажда отвлечься, которую Олдос Хаксли приписывает современному человеку, а Збигнев Бжезинский добавил его склонность к упадническим развлечениям, назвав это "сиськоманией".

Информация производится политиками, бизнесменами, СМИ и экспертами. Все они вместе образуют информационную индустрию и хотят (как любой производитель) произвести ее как можно дешевле и заработать как можно больше денег.



Информационная индустрия хочет заработать как можно больше денег, но при этом предлагает нам информацию дешево или даже бесплатно. Как? Политики, бизнесмены, эксперты и СМИ дают нам картину мира, которая соответствует их интересам. Они хотят, чтобы мы голосовали, покупали и верили в то, что они нам говорят. Информация - это инструмент для их обслуживания. Вот почему они предлагают нам приманки, мистификации, уловки и пропаганду. В потоке неполной статистики, отредактированных кадров и поверхностных мудрствований единственное, что обычно является бесспорной правдой, - это пробелы между словами.

Большинство людей считают этот информационный пластилин таким же товаром, как и любой другой, и "покупают" его соответствующим образом; в основном по цене и упаковке. И слишком много людей потребляют информацию как развлечение или способ расслабиться. Если бы они подумали хорошенько, то решили бы, что достоверная информация для них жизненно необходима. И если бы они её действительно хотели, то смогли бы и найти. Но кто будет продираться сквозь мириады слов, чтобы добраться до них? В новостных лентах так много всего, так дешевого и доступного. "Дешево" означает не только почти бесплатно, но и легко, быстро и в любое время. Типичным потребителем дешевой информации является семья, которая "зырит" телевизионные новости за ужином.

Всем известна фраза "знание - сила". Это правда, потому что нам нужна информация, чтобы наилучшим образом заботиться о себе и своих близких. Но из этого следует, что для нас жизненно важно постоянно размышлять о разнице между истиной, заблуждением и ложью. В конце концов, нам нужно понять, что происходит, чтобы решить, что делать. И хотя вам, вероятно, не нравится философствовать о разнице между простой ошибкой и ложью, вам все равно нужна достоверная информация. Любая ошибка или ложь делает невозможным достижение того, чего мы все хотим: Заботиться о себе и своих близких.

Вот почему нам нужна достоверная информация о том, как устроено общество, и мнениях других людей. Но то, что говорят нам о мире политики, бизнесмены, ученые или СМИ, для нас (за редким исключением) совершенно бесполезно. Неважно, является ли их информация развлекательной, бессмысленной, ошибочной или ложной. Они всегда беспокоят нас, по своему количеству и содержанию, и если мы будем действовать в соответствии с ними из лучших побуждений, они будут угрожать нам материально, психологически или даже физически.

Большинство людей обладают способностью критически оценивать достоверность информации, но, видимо, не чувствуют в этом необходимости. Это фатальная ошибка. Верить в описание мира, навязанное нам сверху, может быть так же опасно, как и нашим предкам не замечать хвостатого тирекса. То, что выгодно тем, кто находится на самом верху, может стоить вам, а многим уже стоило, жизни. Слова могут быть буквально смертельными врагами. Сейчас мы выясним, почему.

Политики, бизнесмены, СМИ и эксперты окружают нас своей информацией, перегружают ее объемом, отвлекают от действительно важных вопросов и других источников информации, тревожат и даже пугают. Не преувеличиваю ли я, когда говорю, что они ведут себя так, будто ведут против нас психологическую войну? Разве вы не верите? Затем найдите ее определение в Интернете.

Да, среди тех, кто объясняет мир другим, есть яркие исключения. Но большинство политиков, бизнесменов, ученых и журналистов продают нам такой "материал", что перед пресс-конференциями или теленовостями должно быть обязательное предупреждение о том, что их содержание может угрожать здоровью аудитории.

Если подвести итог, становится ясно, что информационное общество - это не райский сад, в котором процветает мудрость. Производители информации рассказывают нам слишком много о мире и редко то, что нам действительно нужно знать. Более глупые из них вдалбливают нам "только" чушь, более умные удерживают и влияют. Все вместе они создают впечатление, что дают нам ценные знания, но на самом деле они хотят повлиять на наши мнения, чувства, мотивы и поведение в своих интересах. Информация - это не источник знаний, а инструмент для обучения людей повиновению. По сравнению с обещанием рационализма, "cogito ergo sum" (мыслю  - значит существую), сегодняшнее информационное общество - это сплошная насмешка над homo sapiens, человеком разумным.

Что нам нужно знать?

Одна вещь меня действительно поражает во всем этом. Мое поколение прекрасно разбиралось в колючих зарослях информационного общества. Все знали, что те, кто находится наверху, заботятся только о своих интересах, а мы должны были стать инструментом для их реализации. Вот почему, хотя мы иногда слушали их иллюстрированные сказки, мы не слышали их по-настоящему, не говоря уже о том, чтобы слушать их. Мы не доверяли верхушке, и они либо не делали того, чего хотели от нас, либо делали все наоборот.

Даже сегодня в любом харчевне завсегдатаи объяснят вам, какими изгоями являются те, кто находится наверху, но почему им не приходит в голову не доверять тому, что им говорят сверху? Неужели непонятно, что люди, у которых после Ноябрьской революции было несравненно больше возможностей учиться, не хотят, а возможно, уже и не могут распознать, что достоверно, а что полезно? Как возможно, что они не рассматривают телевизионные репортажи, цифры, фотографии и повествования тех, кто находится на самом верху, как вызов для размышлений о разнице между правдой, ошибкой и ложью? Почему они хотя бы иногда не спрашивают, действительно ли им все рассказали? И почему они до сих пор не поняли, что политики, бизнесмены, ученые, СМИ, да просто вся информационная индустрия, не хотят им добра, а только прибыли?

Единственное объяснение, которое я могу придумать, заключается в том, что люди действительно рассматривают информацию только как потребительский товар. Они получают его за песню и бездумно поглощают, как кусок хлеба; люди получше - как круассан, а интеллектуалы - как вегетарианский батончик. И все они вместе считают, что правильно то, что им чаще всего подают.

Фастфуд для мозга, возможно, и полезен, но для людей он точно не подходит. Большинство расплывчатых цифр, отредактированных кадров и поверхностных сенсаций либо бессмысленны, либо ошибочны, либо ненадежны. Те, кто изо дня в день потребляет эту дрянь, доказывают, что не хотят отвечать за себя. Производители информации находятся в родительской роли, и вечерние новости - это то же самое, что отчим и мачеха, купающие роботов в ванне кислотных сенсаций, мелочей и вымыслов.

Информационно неграмотные люди передают контроль над своей жизнью правительству, бизнесу, СМИ или экспертам. Они хотят подчинить их себе и поэтому рисуют мир, полный веселья, волнения, неуверенности и страха. Они продают им свою истину, и тот, кто покупает ее, становится их слугой. Тот, кто контролирует источники информации, контролирует общество. Как он это делает? Это то, что мы сейчас увидим.

Эпоха пустых слов

Каждый человек хочет заботиться о себе и своих близких и поэтому нуждается в достоверной информации о том, как устроено общество и как ведут себя другие люди. Чтобы понимать целое и общаться с отдельными людьми, нам нужны слова, имеющие четкое значение. Мы можем думать, планировать, вести переговоры и договариваться, только если мы согласны с тем, что означают наши слова.

До недавнего времени подавляющее большинство людей были согласны со значениями как "больших", так и "меньших" слов, на которые люди могли положиться. Но сегодня такие громкие слова, как свобода, демократия, мир, здоровье, закон или наука, уже звучат просто как пустое эхо их былой неоспоримости. Их нынешние левые коллеги не являются достижениями в поиске истины. Информационная индустрия - это вампир, который высасывает содержание концепций. Как "большие", так и "маленькие" слова теперь являются просто рюмками на барной стойке, наполняемые в зависимости от того, кто хочет вас напоить, будь то правительство, бизнес, эксперты, СМИ или все вместе взятые.

Помните, что я сказал в самом начале? Каждый, кто обращается к вам, хочет, чтобы вы дали ему деньги, работу, послушание, признание, любовь или даже свою жизнь. Если вы скажете, что в этом нет ничего нового, я отвечу: Да, вы правы, высший класс всегда пытался это сделать, но до недавнего времени элита конкурировала даже между собой. Политики спорили с бизнесменами, СМИ критиковали и правительство, и промышленность, а наука, тогда еще неподкупная, была превыше всего. Но за последние три десятилетия политики, богатые, СМИ и эксперты слились в сегодняшний властный блок, который хочет контролировать большинство.

Этот новый высший класс говорит на другом языке, отличном от большинства людей, потому что у него другие интересы. Более того, он не хочет понимать людей, не говоря уже о том, чтобы слышать их. Вам нужны доказательства? Вот он. Американское исследование в 2012 году и немецкое исследование в 2016 году доказали, что чем больше обычных людей считают политическую цель важной, тем меньше вероятность того, что она когда-либо будет реализована. Можно ли лучше доказать незаинтересованность элиты в том, чего хочет большинство?

Не так давно власть имущие должны были убеждать нас, а сегодня они лишь навязывают изуродованные слова, которые служат их интересам. У идейных начальников свои интересы, отличные от интересов большинства, поэтому они говорят не с большинством, а только обращаясь к большинству и всегда с восклицательным знаком в конце предложения. Власть управляемых больше не может быть основана на сильных аргументах, а только и исключительно на способности изменять значение слов по своему усмотрению. Все эти слова, цифры и картинки, с которыми информационное общество вторгается к нам, в основном развлекают, удивляют, расстраивают, беспокоят и даже пугают.

Кто больше всего жалуется на разобщенность общества? Ну, СМИ, политики и эксперты. Но плачут только те, кто ловит вора. В конце концов, именно те, кого я называю информационной индустрией, размывают смысл слов. Не только в обычном репортаже, но и в научной экспертизе или даже в тексте закона такие термины, как свобода, демократия, мир, здоровье и закон, звучат пустотой, угасающим эхом их былой обязывающей силы.

Минуту назад мы говорили, что тот, кто контролирует источники информации, контролирует общество. Теперь мы можем быть более точными. Кто определяет значение слов, тот и правит. Я буду напоминать вам об этой идее много раз.

-Мы живем в век пустых слов, и поэтому вещи и их названия не имеют ничего общего друг с другом.

-Слова можно выдать за действия, и когда они произнесены, их не обязательно выполнять.

-В эпоху пустых слов истину не ищут, а лишь провозглашают новейшее, временно обязательное значение таких терминов, как демократия, свобода, верховенство закона или здоровья.

-В эпоху пустых слов сегодняшняя правда может стать завтрашней ложью, потому что правдивость зависит только от объема, а объем - только от денег.

-В эпоху пустых слов нет ни обещаний, которые можно выполнить, ни знаний, которые можно опровергнуть, ни законов, которые применимы ко всем, ни, ни, ни, ни.

И вы не можете остановить "прогресс". Скорость, (деформированная) основа нашего общества, заставляет людей сокращать количество слов, потому что она искушает излишне размышлять, а это мешает послушанию. И поэтому предложения становятся короче, а слов меньше; одно слово говорит о вас все: "Он нацист, не слушайте его". Одно слово может осудить книгу, высмеять продуманную концепцию и сжечь на костре труд всей жизни.

И вы не можете остановить "прогресс". Многие люди уже выходят просто с картинками и символами. Одна фотография осудит плохого парня и избавит от доказательств вины. Смеющейся или расстроенный смайлик, большой палец вниз, правильный или неправильный цвет. Не так давно слова выдавались за действия, сегодня же фотография или логотип заменяют слово, а флаг - действие. "Я мыслю, следовательно, я есть"? Вовсе нет. Я вижу, поэтому я есть.

Зачем еще нужны рассуждения Аристотеля и бредни Шекспира? Это только задерживает. Мы можем перевести сложные ситуации, конфликтующие интересы и судьбоносные вопросы в несколько картинок и жестов. Картинное письмо не знает сомнений и не требует размышлений; оно означает все и ничего. Написание картинок позволяет смешивать клавиши, смайлики, логотипы, одежду, прически, цвета, жесты и несколько одиноких слов, чтобы каждый мог выразить свое отношение к сложным вопросам без малейшего намека на собственную мысль. И не за горами то время, когда особо одаренные личности будут писать диссертации на языке картинок и претендовать на высокооплачиваемую работу. Картинное письмо - это алфавит сегодняшнего искаженного мира, в котором людям не суждено знать, а только видеть. Я вижу.

Знание - сила?

Знание было силой до тех пор, пока люди обсуждали его друг с другом. Но разговоры и споры погибли под колесами скорости. И поэтому в эпоху пустых слов и картинок легко стереть границы земли, упразднить верховенство закона, заставить замолчать научную объективность и критический разум. То, что раньше было неоспоримым, теперь размыто пятнами временных значений слов, а вечерние новости - это ежедневное обновление искаженного мира. И поэтому нет ничего проще, чем нарушать Конституцию во имя закона, ограничивать свободу во имя демократии и подвергать опасности жизнь во имя здоровья. Раньше речь была инструментом человека, теперь люди должны стать инструментом речи тех, кто выше. Не знание, а разговор - это сила.

Я обещал объяснить, почему слова могут быть буквально смертельными врагами. Но нужно ли мне вообще это делать? Теперь ты это знаешь. И вы также знаете, что политики, бизнесмены, СМИ и эксперты затуманили взгляд людей на мир. Информация, которую получает от них рядовой гражданин, новости, мнения и догадки - это просто товар на продажу, а правда, по крайней мере, на пятьдесят процентов дешевле.

Как назойливые комары, мириады беспрерывных слов налетают на нас с информационной ценностью дыхания между ними. А последствия? Люди видят мир как в тумане, потому что они ослеплены перцовым спреем из запутанных цифр, наводящих на размышления фотографий, двусмысленных терминов и символов. И что в результате? Средний человек не имеет представления о том, в каком обществе он живет и что в нем происходит. И большинство даже не знают, что не знают. На смену "разделяй и властвуй" пришло "запутывай и властвуй".

Резюме

В заключение давайте подведем итог тому, что мы узнали на сегодняшний день. Информация производится политиками, бизнесменами, СМИ и экспертами. Вместе они образуют информационную индустрию и хотят (как и любой бизнес) производить как можно дешевле и зарабатывать как можно больше денег.

Их прибыль заключается в том, что люди будут голосовать, покупать и доверять, основываясь на информации, которую они получают от них. Информация - это не источник знаний, а инструмент для того, чтобы погрузить людей в послушание.

Производители информации рассказывают нам слишком много о мире и редко то, что мы действительно должны знать. Более того, по мере увеличения объема информации ее достоверность снижается.

Напротив, большинство людей рассматривают информацию как такой же (часто даже в основном развлекательный) товар, как и любой другой, а не как вызов, заставляющий задуматься о разнице между истиной, ошибкой и ложью. Большинство людей обладают навыками критической оценки достоверности информации, но не чувствуют необходимости делать это. Это фатальная ошибка.

Прежде всего, информация должна быть достоверной, потому что она нужна нам, чтобы наилучшим образом позаботиться о себе и своих близких. Не имеет значения, если мы получаем неверную или ложную информацию. Она одинаково бесполезна, и если мы будем действовать в соответствии с ней, она принесет нам вред.

Информационная индустрия переполняет и развлекает общество обилием информации, отвлекая от действительно важных вопросов, беспокоя и даже пугая.

В последние десятилетия политики, бизнесмены, СМИ и эксперты слились в одну правящую группу. Новый истеблишмент говорит на совершенно другом языке, чем большинство людей, потому что у него другие интересы. Поэтому его сила не может быть основана на сильных аргументах, а в основном на способности изменять значение слов по своему усмотрению. А последствия?

-Мы живем в эпоху пустых слов, и поэтому вещи и их названия не имеют ничего общего друг с другом.

-В эпоху пустых слов истину не ищут, а лишь провозглашают новейшее значение таких терминов, как демократия, свобода, верховенство закона или здоровья.

-В эпоху пустых слов сегодняшняя правда может стать завтрашней ложью, потому что правдивость зависит только от объема, а объем - только от денег.

-В эпоху пустых слов нет ни обещаний, которые можно сдержать, ни знаний, которые можно опровергнуть, ни законов, которые применимы ко всем.

То, что раньше было неоспоримым, размывается пятнами временных значений слов, а вечерние новости - это ежедневное обновление искаженного мира.

Средний человек не имеет представления о том, в каком обществе он живет и что в нем происходит. На смену прежнему правилу "разделяй и властвуй" пришло "запутывай и властвуй". Вот почему этот эпизод был назван "Их правда и их сила".

Previous post Next post
Up