Препринт статьи.
Заев Г.А.
Аннотация. В статье раскрывается связь боевых искусств Востока и биомеханических типов живых существ, а также принципы объективной классификации восточных единоборств.
Ключевые слова: биомеханический тип, тип внутреннего усилия, стиль, «кама́э», каратэ, тхэквондо, ушу.
Введение. В процессе изучения различных видов спорта, цирковых жанров и восточных единоборств, опираясь на философские принципы, лежащие в основе боевых искусств Востока, в 1996 году автором было сделано открытие неизвестного ранее явления, получившего название биомеханические типы живых существ (БМТ) [1].
Биомеханический тип - это особая форма движения, присущая любому живому существу и закреплённая на уровне безусловно-рефлекторных двигательных реакций, обусловленная соответствующим типом внутреннего усилия, посредством которого выполняется любое движение данного существа и включающая в себя все способы, типы, виды и разновидности движений, лежащих в основе любой двигательной активности.
Тип внутреннего усилия (ТВУ) соответствует волне определённой формы, распространяемой в теле живого существа, посредством которой данное существо осуществляет движения.
Тело любого живого существа представляет собой биомеханическую конструкцию для передачи механических колебаний и постоянно пребывает в движении. Даже статические позы имеют свою внутреннюю динамику, что соответствует такому понятию восточной философии, как «движение в покое», вытекающему из концепции Инь-Ян. Это легко прочувствовать, если в положении с маленькой площадью опоры попытаться сохранить полную неподвижность, например, в позиции «пятки вместе - носки вместе», соответствующей стойкам «хейсоку дачи» (каратэ) или «моа соги» (тхэквондо). После непродолжительных попыток становится понятно, что для живой материи состояние равновесия не может быть статическим - это перманентный динамический процесс, что вполне согласуется с определением жизни, как активной формы существования материи. Также, исходя из идеи, что жизнь - это высшая форма развития материи, вытекает преемственная связь между живой и неживой материей, которая и объясняет способность живой материи вести себя двояко - и как живая, и как неживая.
Тело, пребывающее в состоянии, свойственном для живой материи, является биомеханическим аналогом замкнутого колебательного контура, имеет один центр тяжести и представляет собой систему, в полном её понимании. Каждый элемент данной системы имеет своё место, своё назначение и обладает своими системными функциями. Все элементы соединены воедино и анатомически, и функционально. Ни один элемент системы не может функционировать отдельно от остальных её элементов, независимо от того, какое движение выполняет тело - будь это двойное сальто с пируэтом, выполняемое на чемпионате по акробатике или шевеление волоска в носу во время чихания. В описываемом состоянии все движения выполняются в физиологических пределах.
Тело, пребывающее в состоянии, свойственном для неживой материи не является аналогом замкнутого колебательного контура, - контур разомкнут, и движение за один колебательный цикл уже не проходит через всё тело, оставляя некоторые его части за пределами волны. Все эти части тела связаны между собой исключительно анатомически, т. е. крепостью связок и сухожилий, каждая часть имеет отдельный центр тяжести и осуществляет поступательные движения, выполняющиеся в анатомических пределах. Ярким примером подобного движения является злополучный удар представительницы российского бокса Анастасии Беляковой на Олимпийских Играх в Рио-де-Жанейро, «обеспечивший» спортсменке утешительное третье место. Сила, вложенная спортсменкой в движение, превысила крепость связок «неотцентрованного» тела - дальнейший результат всем известен.
Для состояния тела, характерного для живой материи, в восточных единоборствах имеется своё понятие. Например, в японских боевых искусствах это понятие выражено термином «кама́э», что в переводе с японского означает: позиция, поза, положение, стойка, готовность, конструкция, структура, устройство, осанка, сбалансированный. На самом деле это обширное понятие, далеко выходящее за рамки простого положения тела.
«Кама́э» - это психофизическое состояние, включающее в себя помимо психической готовности, готовность биомеханическую, т. е. пребывание тела в целостном, уравновешенном состоянии замкнутого колебательного контура с особым расположением элементов опорно-двигательного аппарата, характерным именно для определённого «кама́э», со своей формой черепа, своим разворотом бёдер и особым состоянием стоп, а также с особыми изгибами позвоночника, порой жёстко не совпадающими с официально принятыми стандартами правильной осанки (Рис 1).
Рисунок 1 - У каждого «кама́э» своё особое расположение элементов опорно-двигательного аппарата или своё построение тела.
Из сложного, многосоставного понятия «кама́э», автором была выделена реальная биомеханическая составляющая, соответствующая по своей сути таким понятиям, как конструкция, структура, устройство, для которой был введён специальный термин - построение тела.
Построение тела - данное от рождения, не изменяемое без определённого психофизического вмешательства состояние элементов опорно-двигательного аппарата человека, обусловленное определённым типом внутреннего усилия, характерным для того или иного биомеханического типа.
Стоит ещё раз уточнить, что такое явление, как построение тела присуще исключительно человеку, у других существ оно отсутствует. На сегодняшний день только один вид обладает подобным биомеханическим свойством, - это Homo sapiens sapiens, все представители этого вида, имея одинаковое строение, обладают разным построением тела и имеют в рамках своего вида полный набор биомеханических типов. Остальные существа в рамках одного вида и даже семейства всегда и без исключения имеют лишь один биомеханический тип. Из-за того, что количество биомеханических типов ограничено, у некоторых, не связанных друг с другом видов, БМТ совпадают.
Биомеханический тип существа определяет его биомеханическую склонность к различным видам двигательной активности, например, кто-то хорошо плывёт, а кто-то бежит, подобные качества переносятся и на человека с соответствующим биомеханическим типом, поэтому выражение «волка ноги кормят» актуально и для людей, имеющих «волчий» биомеханический тип, как правило они хорошие бегуны, даже не зависимо от антропометрических данных, в разумных пределах конечно.
Это объясняет наличие звериных стилей и попытку подражать животным в ушу. Однако, как показали исследования, представители китайских боевых искусств не до конца разбираются в сути данного вопроса. Глубину их познаний в этой теме можно выразить известной поговоркой: «Слышали звон, да не знают где он». Скорее всего, адепты ушу, не понимая истинной сути данной информации, передают её со времён первоисточника, которым, с большой степенью вероятности мог быть Бодхидхарма. Хотя есть примеры, говорящие о том, что у некоторых представителей восточных единоборств в данном вопросе могут быть более глубокие познания. Например, биомеханический тип, на котором строится стиль каратэ вадо-рю, соответствует биомеханическому типу голубя, и на эмблеме данного стиля так же изображён голубь. Случайное совпадение или осознанный выбор изображения для эмблемы стиля его основателем? К сожалению автору это не известно.
Итак, каждое движение совершается посредством внутреннего усилия, которое есть результат действия распространяемой в теле волны, имеющей особую форму и передающую эту форму телу человека, создавая тем самым соответствующее построение тела и, обеспечивая телу некоторые функциональные особенности.
В природе существует строго определённое количество форм волн, посредством которых живые существа осуществляют движения. Количество форм задаёт количество типов внутреннего усилия, которые обуславливают соответствующие биомеханические типы, а в случае с человеком и построение тела, характерное для каждого БМТ.
Любой стиль традиционных боевых искусств строится на основе какого-то конкретного биомеханического типа, а отсюда вытекают принципы классификации восточных единоборств, собственно, их всего два: субъективный и объективный.
- Субъективный принцип классификации использует возможности и предпочтения субъекта, классифицирующего восточные единоборства. Это может быть классификация на основе правил соревнований, технических, тактических, административных, экономических и даже личных предпочтений или понятий [2].
- Объективная классификация восточных единоборств основывается исключительно на принадлежности к тому или иному биомеханическому типу и на соответствующем ему построении тела, другими словами, на «кама́э» (Рис 2).
Рисунок 2 - Слева каратэ шотокан, справа каратэ вадо-рю, одна стойка, один удар, но разное «кама́э».
Данное положение дел объясняет почему некоторые мастера или адепты имеют возможность практиковать сразу несколько разных стилей, ведь чисто биомеханически невозможно «смешать руки вин-чун и ноги тхэквондо», поскольку стиль вин-чун базируется на одном биомеханическом типе, а тхэквондо - это вообще отдельные, обособленные группы стилей, базирующиеся на множестве других БМТ. Так почему же получается, что, например, многие мастера тайцзи практикуют помимо основного стиля ещё багуа и син-и? Это возможно лишь потому, что в основе всех этих так называемых стилей лежит одно построение тела, и они все принадлежат к одному биомеханическому типу. Фактически, тайцзи, багуа и син-и являются не стилями, а всего лишь тактико-техническими предпочтениями определённых людей, обладающих соответствующим построением тела. Другой пример: чёрный пояс 2 дан по каратэ, 3 дан по тхэквондо, серебряный призёр чемпионата Канады по тхэквондо - Кэтрин Винник, талантливая актриса и спортсменка (Рис 3).
Рисунок 3 - Кэтрин Винник, 2-й дан по каратэ, 3-й дан по тхэквондо, талантливая актриса и спортсменка.
Можно предположить, что она освоила программу 2-го дана каратэ, затем занялась тхэквондо и изменила своё построение тела на соответствующее, выполнив при этом программу 3-го дана, и всё бы ничего, но дело в том, что построение тела Кэтрин Винник не соответствует ни одному построению тела характерному ни для каратэ, ни для тхэквондо. Анализ визуальных материалов показал, что с самого детства БМТ Кэтрин не менялся, а её построение тела соответствует построению тела характерному для уданского ушу, которым она никогда не занималась, - на лицо недобросовестная аттестация и некомпетентность преподавателей, обучавших Кэтрин. По факту девушка прозанималась не традиционными единоборствами Востока, а суррогатом, который можно классифицировать, как кикбоксинг с элементами восточных единоборств.
В принципе ничего страшного не произошло, поскольку личный подход спортсменки и подход её наставников был поверхностным, но стоило сделать попытку углубиться в тонкости стиля, не имея при этом достаточной компетенции, - всё могло бы кончиться серьёзными проблемами со здоровьем, поскольку настоящие восточные единоборства в техническом плане полумер не терпят.
Заключение. Объективная классификация восточных единоборств основывается исключительно на принадлежности к определённому биомеханическому типу, главным признаком которого является построение тела. Большинство представленных в мире стилей, являются результатом субъективной классификации их основателей.
Восточные единоборства - это, прежде всего, инструменты тонкой настройки человеческого тела, являющиеся разрозненными остатками некогда существовавшего целостного знания.
Люди, чьё построение тела не соответствует выбранному стилю единоборств, чаще всего превращаются в статистов, поскольку без наставника, владеющего технологией, изменить построение тела не представляется возможным, зато можно легко нарушить двигательный стереотип, со всеми вытекающими последствиями.
Опираясь на открытие биомеханических типов живых существ, можно совершенно точно определять технические стандарты для каждого вида восточных единоборств, а также вести сортировку занимающихся по склонности к тому или иному стилю, что значительно улучшит их спортивный результат. Данные знания можно успешно применять для коррекции подготовки спортсменов в таких стихийных видах спортивных единоборств, как бокс, кикбоксинг, фехтование и т.п., что способно вывести представителей этих видов спорта на несколько иной уровень спортивного мастерства.
Многие представители восточных единоборств, в том числе и российских, говорят, что в каратэ нет секретов, но как показали исследования, проведённые автором, секретов в «каратэ» предостаточно, их хватит ещё на годы исследований, а применение этих секретов в масштабах такой страны, как, например, Россия, может внести колоссальные изменения позитивного характера не только в области спортивных единоборств, но и в области физической культуры и спорта в целом.
Литература.
- ISBN 978-83-949403-4-8 POLISH SCIENCE JOURNAL Issue 2, May 2018 SECTION: BIOLOGY SCIENCE Заев Г. А. (Белгород, Россия) БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ С. 5 - 21
- Бубенцов Ю. М. Здоровьесбережение через систему единоборств // Электронный архив УГЛТУ. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/930/2/Bubencov.pdf (Дата обращения: 05.09.2020).=============================================================================
Публикация:
Заев Г.A. Принципы классификации восточных единоборств и биомеханические типы живых существ. В кн.: Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 15 октября 2020 г.) / Под общ. ред. Ю.Л. Орлова, Л.Г. Рыжковой. - М.: Лика, 2020. С. 114-120. Работа включена в список мероприятия «XXVII (27) Международный конкурс научно-исследовательских работ - 30.11.2020»
Сертификат участника