Вторая прогулка по Петербургу. День второй (часть 2)

Jan 20, 2016 19:40



После посещения 18 декабря премии среди блогеров Северо-Западного региона, "Блоги года-2015", выходные 19 и 20 декабря были в моем полном распоряжении. Так почему бы не пройти более 60 км по Санк-Петербургу и не наснимать 1500 фотографии? Так как материала после обработки много все равно, придется еще и на части три мои прогулки разбивать. Первая часть.


2.


На пресечении улицы Садовой и  Набережной реки Мойки, за спиной Марсово поле.
3.


Садовая, 2 Михайловский замок, исторический музей
4.


Инженерный 1-й мост.

Первый мост через Мойку у её истока из Фонтанки был построен во второй половине XVIII века по проекту Ф. Б. Растрелли. Эта крытая деревянная переправа соединяла территорию Летнего дворца Елизаветы Петровны с Летним садом, имела соответствующее название - Летний переходный, или просто Летний мост. Первоначально Летний мост располагался прямо напротив главного входа в Летний сад, в 1780-х годах был перемещён к набережной реки Фонтанки.
При преобразовании пространства вокруг Марсова поля архитектор К. Росси предусмотрел строительство в истоке реки Мойки нового моста. Новая переправа была построена на месте старой деревянной в 1828-1829 годах по проекту инженеров П. П. Базена и Э. К. Клапейрона. Она представляла из себя однопролётное чугунное сооружение, первоначально также называвшееся Летним мостом. В плане 1829 года она обозначалась как Новый Чугунный мост, что было связано с использованным материалом.
5.


Откуда мы пришли - Садовый 1-й мост.
6.


Пантелеймоновский мост (с 1824 по 1908 - Цепной мост; c 1923 по 1991 - мост Пестеля) - мост в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий остров Летний сад и Безымянный остров через реку Фонтанку. Один из самых красивых и интересных в архитектурном отношении мостов города.
Является продолжением улицы Пестеля (до 1923 - Пантелеймоновской) через реку Фонтанку к северной (нечётной) набережной реки Мойки у Летнего сада. Образует ансамбль с расположенным рядом 1-м Инженерным мостом через исток реки Мойки.
7.


Вид с первого инженерного моста.

Набережная реки Фонтанки, 12 / Пестеля, 1 (Российский геоэкологический центр)

Набережная реки Фонтанки, 14 Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области8.


А внизу Инженерного 1-ого моста расположен Памятник Чижику-Пыжику

Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке был установлен 19 ноября 1994 года у Первого Инженерного моста, рядом с Михайловским (Инженерным) замком напротив дома №12/1. Чижик-пыжик - самый маленький памятник в Санкт-Петербурге. Его высота - 11 сантиметров, а вес - 5 килограммов. Авторы скульптуры - архитектор Вячеслав Бухаев и грузинский режиссер, сценарист и скульптор Резо Габриадзе.9.


Множество туристови гостей города брасоют монетки с желанием сюда вернуться. Я вот тоже бросил и летом уже вернусь снова с Питер!

10.


Добывают мелочь магнитов и простой веревкой.

11.


Набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге начинается от начала реки Фонтанки (в Неве) и заканчивается в месте впадения Фонтанки в Большую Неву. Набережная проходит по обеим сторонам реки, причём левая (чётная, восточная) её часть начинается раньше правой (по правой стороне, на участке, ограниченном Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой, находится Летний сад).
Почти каждый дом здесь - это история.
12.


Гангутская, 1 / Соляной переулок, 9
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда13.


Соляной переулок, 15 / Музей прикладного искусства, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица14.


Собор Спас на Крови

15.


На берегу реки Мойки, ограничивающей Михайловский сад с северо-востока, стоит небольшой павильон, выполненный в стиле ампир архитектором К. Росси в 1825 году. Павильон представляет собой два помещения, квадратных в плане, связанных между собой дорической колоннадой. Перед павильоном сооружена гранитная терраса-пристань, огражденная элегантной чугунной решеткой. В первой четверти 18 века в районе того места, где находится павильон, стоял деревянный дворец жены Петра I Екатерины, украшенный высоким золоченым шпилем.
При реконструкции Михайловского сада по проекту арх. К. И. Росси, А. А. Менеласа и садового мастера Д. Буша на берегу Мойки по проекту Росси построили гранитную пристань и павильон с дорической сквозной колоннадой и полуротондой.
Зодчий поставил павильон не по главной оси Михайловского дворца, а сдвинул его к восточному углу сада, через который проходит продольная ось Марсова поля. Тем самым павильон композиционно связал два ансамбля.
16.


Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 г. 4 марта 1797 г. Павел I повелевает: "Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору колежскому советнику Бренне".
К строительству Михайловского замка были прикомандированы арх. И. Гирш и Г. Пильников, а также, в качестве чертежника, - К. И. Росси.
К концу октября 1797 г. стены замка были подведены под крышу, и его покрыли временной кровлей.
В октябре 1800 г. строительство Михайловского замка было закончено, но работы по отделке интерьеров продлжались еще до февраля 1801 г.
17.


Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитектурных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

18.


Памятник российскому императору Павлу I в Санкт-Петербурге находится во внутреннем дворе Михайловского замка. Он был построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков.
Павел I принял решение о строительстве Михайловского замка, так как не желал оставаться в Зимнем дворце из-за того, что опасался дворцовых переворотов. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а в ночь с 11 на 12 марта 1801 года император был убит в собственной спальне.
Памятник Павлу I во внутреннем дворе замка был установлен в 2003 году. Его открытие было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. Памятник был создан скульптором В.Э. Горевым и архитектором В.И. Наливайко.
19.


20.


Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

21.


Площадь Петра Великого
В 2003 году, в день рождения Петра Великого, именем основателя Северной столицы была названа площадь перед Михайловским или, как его еще называют, Инженерным замком.
Присвоение названия носило декларативный характер, документально оформлено не было. Поэтому, название площади - неофициальное.
22.


Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году.
В течение второй половины XVIII века рассматривались разные места для установки памятника - в Полтаве, в Кронштадте. До конца столетия он оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры, в частности, в брюхе коня и заново изготовил две кисти.
По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись «Прадеду - правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
23.


Улица Инженерная

24.


Инженерная, 8 / Здания Кордегардий Михайловского замка
Кордегардия - помещение для военного караула.
Спроектированные Бренной трехэтажные каменные кордегардии своим внешним видом напоминают павильоны. Крестообразные в плане, они имеют четыре выступа по диагональным осям и скругленные южный и северный фасады с объединяющими два верхних этажа колоннами ионического ордера. Фасады первого этажа обработаны горизонтальным рустом и прорезаны высокими окнами с полуциркульными завершениями. Над ними архитектор разместил скульптурные барельефные композиции, ограниченные сверху горизонтальной тягой.
25.


Набережная реки Фонтанки, 3 / Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк.
Цирк построен по заказу антрепренёра Г. Чинизелли в 1876-1877 гг. арх. Кенелем В. А. Это первое в России каменное здание цирка, построенное с учетом специфики циркового зрелища.
В 1875 г. он добивается у городских властей разрешения на приобретение участка для строительства цирка. Возражения , что постройка цирка закроет фасад Инженерного замка , Гаэтано Чинизелли снимает обещанием устроить на свои деньги сквер на Михайловской площади (ныне Манежная). Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа, существует и сейчас.
Составление проекта и руководство строительством были поручены академику архитектуры Василию Александровичу Кенелю. Сквер на Манежной площади был разбит по проекту Кенеля.
Проект нового цирка выполнен художником О. Майем. При воплощении проекта были внесены изменения в убранство фасада. Новое более легкое пластическое решение органично сочеталось с назначением здания. Первый каменный цирк России открылся в 1877 г. и поражал величием и изяществом, богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание.
26.


Набережная реки Фонтанки
27.


Мост Белинского. Он соединяет Инженерную ул. и ул. Белинского у Гос. цирка.
Впервые здесь был построен в 1733 г. деревянный свайный мост, оформленный под каменный арочный. Мост назвали Симеоновским по церкви святых Симеона и Анны, расположенной рядом с мостом. По проекту архитектора Пироне в 1785 г. Симеоновский мост перестроили в трехпролетный. Все опоры моста возвели из каменной кладки и облицевали гранитом. Боковые пролеты перекрыли каменными арками, а средний деревянный - подъемным пролетным строением.
На быках моста возвышались гранитные, архитектурно оформленные башни, где размещались подъемные механизмы. В 1859 г. средний разводной пролет моста заменили каменным сводом, а гранитные башни убрали.

28.


Фонтанка.

В 1890 г. с целью расширения проезжей части тротуары моста вынесли на консоли, для чего по обе стороны установили на быках и устоях по четыре чугунных литых кронштейна, к которым крепится металлическая тротуарная балка. Кронштейны попарно удерживаются металлическими тягами, уложенными поперек моста под проезжую часть. Перильные ограждения моста - металлические, кованые.

6 октября 1923 г. мосту присвоили имя Белинского.

29.


Вид на Набережную. Слева Цирк, а в далеке Пантелеймоновский мостВ 1988 г. Государственная инспекция по охране памятников выдала мостостроителям проектно-реставрационное задание на возвращение мосту утраченного исторического облика. Предусматривалось восстановление старинных башен, снесенных в 1859 г., за счет расширения речных опор, а также возрождение старинных перил и светильников. Но этот проект так и не был осуществлен. В 1999 г. произведен ремонт моста с заменой консольных тротуаров. Длина моста 56 м, ширина 19,06 м.

30.


Моховая, 48 / Церковь св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Строительство первой деревянной церкви на углу Симеоновской ул. было начато в 1712 г. в память о рождении старшей дочери Петра I Анны. 3 февраля 1714 г. она была освящена во имя Архангела Михаила. Первоначально это было прямоугольное одноэтажное здание с башенкой и шпицем над алтарной частью.
В 1731-1734 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей была возведена новая каменная церковь по проекту арх. М. Г. Земцова. В работе принимал участие его помощник И. Я. Бланк. 27 января 1734 г. архиепископ Феофан Прокопович освятил храм в присутствии императрицы. Главный алтарь церкви был освящен во имя свв. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а боковые приделы - правый - во имя Архангела Михаила, левый - во имя Ефрема Сирина.
В разработанном проекте арх. соединил традиционные приемы русского церковного зодчества с чертами западноевропейской архитектуры.
Церковь является образцом раннего русского барокко.
31.


Набережная реки Фонтанки, 34 / Фонтанный дом (Шереметевский дворец)

В 1712 г. Петр I подарил один из участков на Фонтанке своему соратнику фельдмаршалу Б. П. Шереметеву для сына графа Петра Шереметева. Более 150 лет (до 1918 г.) дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям известного дворянского рода Шереметевых.

За дворцом находиться Шереметевский сад и Фонтанный дом, в котором Анна Ахматова прожила более 30 лет.

32.


Набережная реки Фонтанки в сторну моста Белинского.33.


Набережная реки Фонтанки, 36 / Филиал Российской национальной библиотеки.

Екатерининский институт. Филиал Российской национальной библиотеки (РНБ).
Построено в 1804-1807 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги для нужд Екатерининского института - привилегированного женского учебного заведения.
В филиале РНБ на набережной Фонтанки располагаются читальные залы отдела газет, нотных изданий и звукозаписей с фонотекой, а также юношеский читальный зал, включающий в себя интернет-класс и мультимедиалингафонный кабинет.34.


Набережная реки Фонтанки, 21 / Итальянская, 39

Шуваловский дворец
Первоначально зданием на набережной реки Фонтанки, построенным в конце 18 столетия, владел граф Воронцов, а с 19 века в нем поселилось семейство Нарышкиных. Несколько раз дом Нарышкиных перестраивался, и узнать, как изначально выглядели внутренние помещения здания, сегодня не представляется возможным.
В середине 19 века дочь владельца дворца С. Л. Нарышкина вышла замуж за П. П. Шувалова. По этому поводу во дворце был организован грандиозный праздник, а затем особняк подвергся еще одной, наиболее масштабной перестройке, длившейся более десяти лет. Обновленный дворец стал называться Шуваловским, во дворце был создан Белоколонный зал, который по площади был самым большим в городе. По воспоминаниям современников, на некоторые балы в Шуваловский дворец съезжалось больше тысячи человек, но на тесноту никто из приглашенных не жаловался.35.


Набережная реки Фонтанки

36.


На берегу Фонтанки был построен двухэтажный дворец. Его архитектором предположительно является итальянский мастер. Дворец как и вся резиденция получили название Итальянских. Точно также назвали и улицу на другом берегу реки - Итальянская, также назван и мост через канал Грибоедова в створе Итальянской улицы. Улица Жуковского до 1902 года называлась Малой Итальянской. На территории резиденции существовал парк. Его остатки можно наблюдать и сейчас, это зелёные насаждения вокруг корпусов Мариинской больницы, за Новым Пассажем (Литейный пр., 57), у института Нейрохирургии (ул. Маяковского, 12), Павловского училища (ул. Восстания, 8). Этот сад иногда именовали 4-м Летним садом.
В первой половине 1730-х годов здание дворца было перестроено по проекту М. Г. Земцова для герцога Э. И. Бирона. Площадь резиденции сократили, часть земли отдали Шереметьевым. По территории парка проложили Литейную першпективу, участок за ней был передан Преображенскому полку.
В ноябре 1740 года Бирон был арестован и отправлен в ссылку. После этого его дворец отдали для проживания чиновникам Удельного ведомства. В 1796 году здесь решили разместить военно-сиротский дом, а в 1800 году Павел I подарил его новому женскому учебному заведению - Екатерининскому институту благородных девиц. Существующее строение оказалось ветхим, его снесли. На освободившемся месте в 1803-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги было построено новое здание.
В Екатерининский институт принимали детей незнатных небогатых дворян. Девушек из более обеспеченных семей принимал Смольный институт.
37.


Набережная реки Фонтанки, 36/2 (пристань)
38.


Итальянская, 16 / Набережная реки Фонтанки, 19
Доходный дом княгини Урусовой

С 1847 по 1857 годах здесь находилась редакция журнала "Современник", перешедшего в 1846 г. Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В квартире в доме Урусовой, Некрасову принадлежали две комнаты. Редакция «Современника» находилась там же.
В этом же доме была квартира Панаева с женой, у них несколько лет жил и Некрасов.
В 1881-1882 гг. (всего один год) в этом доме, скрываясь от своего мужа, проживала великая трагическая актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова.
Именно в этом доме 14 декабря 1888 г. произошло знакомство Петра Ильича с Антоном Павловичем Чеховым.
39.


Водичка неприятно колит холодом...

40.


Аничков мост (Аничкин мост) - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.
Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Анны Иоанновны дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Народная этимология, возводящая название к некоей Ане, или Аничке, так же как и ударение на первый слог неверны.
Является памятным местом блокады Ленинграда, как напоминание о жизни блокадного города, на постаменте одной из статуй на мосту, сохранены следы от снарядов.

Продолжение следует...Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Санкт-Петербург, пейзаж

Previous post Next post
Up