20 и 21 октября в Сибирский филиал РОСИЗО-ГЦСИ прошли творческие встречи с искусствоведом Лукией Муриной. Встречи были посвящены особенностям развития современного сибирского и томского искусства.
2.
«По каким критериям оценивать? Исследователи утверждают, что критерий «Качество» уже не работает. Можем оценивать, например, эффективность акций - какое воздействие оказывает искусство на зрителя. Образ мышления зрителей - хороший критерий оценки. Некоторый опыт чувственного восприятия. Так давайте восстановим в правах это чувственное познание, эту чувственную форму. Чувственное - то, чему нас учит современная жизнь.
Исследователи говорят, что надо искать возможности новых инструментов, которые у нас есть. Расшатывать стереотипы мышления - вот эстетическая задача. Отказываться от того, что сковывает. Экспериментальное современное искусство расшатывает наши представления, говорит: сделай шаг в сторону. А это область нового».
3.
Во время творческих встреч Лукия Мурина рассказала об основных тенденциях и направлениях в искусстве Сибири 2010-х годов. Познакомила слушателей с крупными выставочными и персональными проектами, художественными акциями и кураторскими проектами. Представила творчество ведущих молодых художников региона в авторской трактовке.
4.
Лукия Мурина - художник, искусствовед, куратор. Автор публикаций о современном искусстве Сибири. Один из организаторов значимых проектов, выставок и художественных акций, таких как «Регион 70», «Место для искусства», «Сжечь нельзя сохранить», «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны» и др. Приоритет деятельности - изучение искусства Сибири.
Молодые томские художники - выпускники томских учебных заведений. Уехали учиться в столицы более 30 художников, а вернулось после окончания учебных заведений пятеро
Остаются и работают.
Преобладают художники, работающие в традиционных формах.
5.
XXI областная молодежная художественная выставка «Регион 70» Один из самых масштабных выставочных проектов о молодом современном томском искусстве.
6.
Фестиваль нового искусства. Фестиваль объединил относительно экспериментальные и актуальные формы современного искусства Сибири. Ориентация организаторов на новые формы современного искусства привела к тому, что основой фестиваля стало музыкальное, а не визуальное искусство.
7.
Современное томское искусство можно разделить на несколько блоков:
- Современный реализм.
- Техника (уникальные, авторские)
- Форма
- Публичное пространство
- Site specific
- Концептуализм
8.
Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны. Томск. ГЦСИ
9.
10.
Перцептивные сессии.С 2015 года в Томске под кураторством философа Германа Преображенского начала работу «Лаборатория нового искусства», основным художественным продуктом которой стала «Перцептивная сессия».
«Перцептивная сессия» - это уникальное явление для томского современного искусства. Принцип сессии заключается в публичном создании произведения или произведений искусства, находящимися в одном пространстве музыкантами, танцорами, художниками и поэтами. Это вид синтетического искусства, который учит воспринимать и видеть искусство по-новому как самих участников, так и зрителей.
В «Перцептивной сессии», как и в перформансе, публичный процесс создания заменяет само произведение искусства и не претендует на какую-либо долговечность. В целом все происходящее развивается согласно принципам автоматического письма (художественный прием свойственный сюрреализму) - всеобщий психический автоматизм, выраженный в словесной, изобразительной, музыкальной и пластической форме. Прочитывается основной метод, который заключается как раз в бессознательном потоке творческой энергии, что в этом случае и есть язык искусства. В данной практике именно синтетический подход и объединение различных видов искусства является новым опытом для Томска.
В целом это напомнило огромный полиэкран, на котором визуально все обретало структуру одного произведения. Именно сочетание транслирующего на экран процесса создания живописных и графических работ, периодически появляющихся в пространстве проекции чтецов и танцовщика стало основой полиэкрана, что в следствии стало основой для побочных произведений - фотографии и видео.
«Перцептивные сессии» - это экспериментальные, новые и важные практики для развития современного искусства в Томске. Сессии стирают грани между видами и жанрами искусств и открыты для зрителей, что важно не только для восприятия новых, но и традиционных форм искусства.
11.
Терсков Артем. Томск
Выпускник ТГУ. Космический поэт, художник, эссеист. Почти всегда сопровождает свои работы текстом, т.к. заинтересован в понимании своего искусства.
"Работы Артема Терскова наоборот кричат о его авторской позиции и художественно-эстетических пристрастиях. Но А. Терсков, избрав постмодернистическое направление, повторяет коммерческий прием сибирских постмодернистов старшего поколения. Он перечисляет образы массовой культуры, дополняя их современной каннотацией. Каждый новый созданный А. Терсковым образ имеет одинаковое звучание, близкое художественное решение, общий подход в выборе композиции и колорита. Артем Терсков, вероятно, избрал общепринятый шаблон в интерпретации постмодернистской тематики и ни на шаг не отклоняется от него" - рецензия искусствоведа Натальи Поповой
Вихревой стиль. Этот стиль пришёл ко мне в 2004 году, как наиболее удобный, позволяющий рисовать быстро, не задумываясь о плоскостях, фактуре и так далее, удобный для моей руки, которой нравиться завихрять.
12.
К 70-летию Победы в Томске открытлся памятник ученым ТПУ, сражавшимся на фронте и работавшим в тылу. Он установлен у 2-го учебного корпуса, на одной исторической площадке с монументом политехникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Оба памятника представляют собой единый архитектурный ансамбль из серого гранита, завершенный идейно и композиционно. Торжественная церемония открытия памятника участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла состоялось 9 мая 2015 года, в ознаменование 70-й годовщины Победы.
Автором композиции выступил заслуженный художник России Сергей Павский, а скульптором - Всеволод Майоров.
Всеволод - автор станковых и монументальных композиций. Учился в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (2004-2009) у С.К. Даруева, А.Г. Дёма, В.Ф. Огнешко. Участник выставок с 2002 года (Томск, Санкт-Петербург).
В основном работает с помощью металла и сварки. Сочетает в работах камень и металл. Минимум средств и материалов, а художественно выразительно. Единственный проф скульптор. И здесь образование важно. Скульптура это не только выставочные работы, но и объекты, которые связаны с публичным пространством.
Это лишь малая часть, что было на 2-х часовой лекции. Более подробно, в скором времене, опубликует
Лукия.
Оформлено с помощью «
Обрамлятора»