ZAVODFOTO из ЖЖ: Белоярская АЭС. Часть вторая

Jun 05, 2013 16:24

Оригинал взят у guriny в Белоярская АЭС. Часть вторая.

Продолжаю то, что начал здесь. овсем недавно где-то в ЖЖ я прочитал такую вещь: "Единственным символом власти остаётся ядерный чемоданчик, всё остальное - фантики для дикарей". Чем-то мне это выражение понравилось. То есть получается, что пока  живёт и развивается ядерная отрасль, живёт и наше государство. Само понятие Россия  теперь уже немыслимо без "чего-то ядерного".
     То, что государство сейчас стало наращивать мощности Белоярской АЭС говорит именно  о его стабильности  и развитии. Реактор БН-600, срок службы которого хоть и продлили на десять лет, всё равно придётся выводтиь из эксплуатации. Но на смену ему придёт БН-800, а затем будет построен и БН-1200.
-Это будет первый коммерческий реактор на быстрых нейтронах - говорит нам Евгений.
    Получается так, что сегодняшняя Белоярская АЭС стала своеобразным мостом между опытным и промышленным использованием атомной энергии. Таким же "переходным мостиком" были и первые два реактора БАЭС - АМБ-100 и АМБ-200. До них была лишь первая в мире Обнинская АЭС, настолько маломощная, что говорить о её вкладе в энергетику не приходится. Она была объектом чисто научным. Ещё  АЭС в Северске, которая была учреждением чисто военным. И только БАЭС стала объектом по преимуществу мирным и энергетическим. Недаром название реактора АМБ расшифровывается как "Атом мирный большой".
     А это фото строительства БН-800. Он будет в восемь раз мощнее первого "мирного и большого".





-А мы сейчас поднимемся наверх, нам выдадут каски и мы с вами отправимся в машзал.
Внизу замечаю на столбе довольно большое объявление: " Утеряна ручка "Паркер". Нашедшего просим обратиться к..." А к кому именно, я  теперь уже забыл.
Желаю работникам АЭС поскорее найти злополучную ручку. А то не дай Бог закатится куда не надо.
     Мы поднимаемся по красивой лестнице с массивными деревянными перилами. Огромные окна создают ощущение скорее не цеха, а какого-то  дворца или санатория. Вообще везде на АЭС, что внутри, что снаружи чистота и порядок.
     Внизу я замечаю два длинных вагона, стоящих у подножья цеха . Вагоны вот такого типа. Каждый на четырёх тележках. Четыре тележки нужны для того, чтобы выдержать большую тяжесть того, что находится внутри. В таких вагонах выгоревшие ТВЭЛы после выдержки в бассейне отвозят в город Озёрск на переработку. Тяжесть объясняется необычайно прочным корпусом. Его расчитывали  и строили так, чтоб он выдержал без повреждений  возможную железнодорожную аварию.



Кстати, для перевозки отработавшего топлива с первых двух реакторов АМБ-100 и АМБ-200, которые выведены из эксплуатации, подобные вагоны ещё не построены. Те реакторы были экспериментальными и ТВС для них имеют очень большую длину. На основе этих экспериментальных реакторов потом был разработан реактор РБМК (Чернобыльского типа). После Чернобыля подобные реакторы на всех АЭС были доработаны с целью повышения их безопасности. И теперь они так же безопасны, как и все остальные. О чём свидетельствует международный сертификат. Хотя наличие подобного документа  и не совсем нас успокаивает. Наверное, и на Фукусиме были свои сертификаты.
     Белоярская АЭС считается довольно безопасной. Аварии на ней были, были утечки натрия и большой пожар в 1978 году. Но масштабного заражения территории и человеческих жертв от переоблучения не было.
    А мы идём вверх. На стенах лестничных площадок видим зелёные таблички "Коридор №...." .
-Надо же, у них и коридоры пронумерованы.
Заходим в один из коридоров. Стены, покрытые пластиком, на одной из них плакат. Написано дословно вот что:
    "Прежде чем распускать слюни на заморские чудеса наведи порядок на собственном рабочем месте"
                                                                                                                                                   А.К. Гастев.
     Кто же такой Гастев? Это тоже кто-то из атомщиков? Оказалось, чт Гастев - это советский теоретик научной организации труда и скорее всего, его разработки легли в основу ПСР. Кстати, Гастев был прав. Если каждый наведёт порядок на своём рабочем месте, порядок в своём труде, то надобности в заморских чудесах уже не будет.
- А это столовая для оперативного персонала - говорит нам гид.
      Реактором, турбинами, генераторами и всей массой сопутствующих механизмов нужно управлять круглые сутки. Органы управления нельзя оставлять ни на минуту. Поэтому для тех, кто держит руку на пульсе энергоболка и сделана небольшая комнатка-столовая, чтоб они могли быстро перекусить, не удаляясь от своего рабочего места.
      А мы оставляем свои куртки на вешалке и получаем каски. Каски красивые. Голубые с небольшим козырьком. На них наклеена эмблема БАЭС.


- Сразу понятно, кто производственник, а кто нет.
А почему понятно? Понятно, что кто быстро разобрался в ремешках и сумел сразу подогнать каску по размеру своей головы, тот и производственник. Тому каска привычна. А кто кабинетный работник, тот с каской копается долго.
-А почему у кого-то каски голубые, у кого-то белые, а у кого-то жёлтые? Неужели голубые каски специально для экскурсантов?- спрашиваю я у женщины, которая эти каски нам выдаёт.
-Нет, не для экскурсантов. Просто у разных цехов разные цвета касок.
      Мы все как ооновцы в голубых касках стоим у дверей из-за которых доносится довольно громкий шум. Это шумят турбины. На полу зелёной краской нарисована большая эмблема и написано "ТЦ-2". Турбинный цех. Заходим. И сразу нас ослепляет громадное пространство цеха и оглушает громадный  шум. Цех высотой метров тридцать и больше ста длиной. Он разделён на два гигантских "этажа". Мы на втором этаже. Под нами пятнадцать метров пространства и над нами столько же. Воспользуемся опять же фотографиями Горчакова. Ну не виноват я, что приходится пользоваться чужим.
   На этих фото видно, какие маленькие мы, человечки, среди  громад блестящего железа.



В зале три турбины и три генератора. Громадный кожух с окошечками. Где-то под ним со страшной скоростью вращается ротор. Генератор ограждён перильцами с надписью:"Посторонним не подходить!" Да как-то и не хочется подходить к нему. Страшно. Хотя вроде что тут может быть страшного? Вся эта большая машина всё равно, что увеличенная во много раз электрическая дрель. Вернее двигатель дрели. Также точно вращается со скоростью от полутора до трёх тысяч оборотов в минуту.


А в эти овальные "иллюминаторы"из толстого гнутого стекла , наверное заглядывают для того, чтоб посмотреть, как чувствует себя подшипник.



Обходим весь турбинный цех по периметру. Людей не заметно вовсе. Лишь где-то внизу работает сварщик. Он варит какие-то толстые коричневые трубы. Все трубопроводы здесь блестящие. На многих чёрные стрелки, показывающие направление движения пара. Блестят скорее всего не сами трубы, а защитные кожухи над ними. Если какая-нибудь из труб прохудится, то нам придётся плохо - со страхом думаю я. Ведь здесь горячий пар под огромным давлением.
      Чем ближе к турбинам, тем жарче. Позади самих турбин жарче всего, наверное, больше тридцати градусов.


По всему периметру стоят кадки с фикусами, огромные пожарные брандспойты,  за турбинами телефонные будки со звонками и мигалками на крышах. А на самой крыше зала длинная, во всю длину цеха щель, в которую просвечивает зимнее небо. И похоже, что эта щель регулируемая. Когда на улице тепло, её раздвигают пошире, а когда холодно оставляют совсем узенькую. Иначе нельзя. Турбины и трубопроводы выделяют столько тепла, что без проветривания все бы тут просто сварились.
    "Водяная пушка" всегда в боевой готовности. Что же здесь тушить, здесь ведь одно железо? Скорее всего там, в подшипниках генераторов много машинного масла.Я видел, как горит небольшой электродвигатель. Приятного мало. Так что пожарная безопасность здесь должна быть на высоте.



На турбинах таблички "ЛМЗ"(Ленинградский металлический завод), а внизу стоят большие баки, на которых написано непонятное. "Бак-1", "Бак-2", "Бак-3", "Бак-мешалка"(что в нём мешают?) И совсем уж  непонятное ПЭХМ 350В. Что бы это всё значило?

Ну ладно. Вижу, что и в две части мне не уложиться. Устал писать. Продолжение будет.

ЭНЕРГЕТИКА, Свердловская область, АЭС, Заречный, ZAVODFOTO из ЖЖ, Белоярская АЭС

Previous post Next post
Up