По следам автопробега «Открываем Дальний». Визит-центр Байкал заповедный

Aug 25, 2024 16:46

Чтоб поднабраться знаний о Байкале мы с нашим автопробегом «Открываем Дальний» заглянули в визит-центр «Байкал заповедный», который расположен на территории исторического порта Танхой и входит в туристскую инфраструктуру Байкальского государственного природного биосферного заповедника. Это современный, прекрасно оснащенный туристический центр мирового уровня, «визитная карточка» заповедных территорий Байкальского региона. Здесь и про красоту, и про историю. На территории комплекса расположены: сам визит-центр «Байкал заповедный», историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», экспозиция под открытым небом «Рыбак Байкала», вольерный комплекс «Баргузинский соболь». Визит-центр находится примерно на одинаковом расстоянии (около 230 км) от городов Иркутск и Улан-Удэ.





Визит-центр на берегу озера Байкал был открыт 11 января 2017 года в день 100-летия первого в России общегосударственного заповедника на Байкале - Баргузинского (Республика Бурятия). Он знакомит посетителей с историей заповедника, основными направлениями его деятельности, а также со всей системой особо охраняемых природных территорий Байкальского региона. А ещё здесь можно понаблюдать за местными обитателями региона - Баргузинскими соболями. Вас встретят два соболя Гром и Тучка. Баргузинский соболь, обитающий в районе Баргузинского хребта в восточной части Байкала, занесен в Красную книгу России. Цвет его меха - светлый, темный, с сединой. Самый ценный из них - темный с сединой, доля седины соболей варьируется в интервале 5-50%. Он характеризуется исключительной мягкостью, шелковистостью и легкостью.

2.



3. Экскурсию нам провёл директор визит-центр «Байкал заповедный» Василий Сутула.



Визит-центр «Байкал заповедный» является результатом реализации национальной программы по развитию познавательного и экологического туризма. Местами это интерактивный музей, где можно выбирать, о чем прочитать и что посмотреть. В основном информация про фауну и само озеро Байкал, его историю. В середине первого зала расположен интерактивный стол с макетом озера, где вы можете "спустить" всю воду, а после снова наполнить, пронаблюдать изменения наполенности озера в разные временные эпохи.

4.



Долгие годы водный бассейн Байкала был одним из крупнейших рыбохозяйственных районов евразийского континента. В царской и советской России байкальская рыбная продукция составляла значимую часть хозяйственно-экономической жизни. Основу промысловых уловов составлял омуль. Также здесь ловились такие ценные породы рыб, как осётр, хариус и таймень. Сегодня о промысловом рыболовстве на Байкале приходится говорить в прошедшем времени. Промышленный лов рыбы не ведётся, заводы по её добыче и переработке закрыты, флот и инфраструктура выведены из эксплуатации, а рыбаки освоили другие профессии.

5.



Есть тут и свой экокласс. Это пространство для познавательных игр и отдыха с детьми. Здесь не будет скучно даже самым маленьким гостям заповедника. Через фантазию, интерактивные игры и творчество каждый откроет для себя увлекательный и разнообразный мир байкальской природы.

6.



Байкал - самое большое и глубокое озеро на Земле. Учёные считают, что Байкал образовался 25-35 млн. лет назад. Его глубина достигает 1642 метра, ширина озера в самой узкой точке составляет 24 км, а в самой широкой - 79 км. В длину от края до края оно достигает 636 км. Площадь озера Байкал составляет 31.722 км², что больше площади Албании и даже Армении. Словно драгоценный алмаз, лежит это озеро посреди бескрайних сибирских просторов. В нём чистейшая вода из трёхсот горных рек, удивительные животные и рыбы, которых больше нет нигде на нашей планете. В Байкале сосредоточено 19 % всего мирового запаса пресной воды на Земле. Туристы со всего мира приезжают на Байкал насладиться его неповторимой красотой пейзажей и необычайно прозрачной водой. Благодаря автопробегу «Открываем Дальний!» и я добрался, наконец, до него.

7.



8.



Экспозиция «Человек и Байкал» расположена в реконструированном каменном здании старинной электростанции, являющемся частью современного визит-центра «Байкал заповедный». Интерактивная экспозиция раскрывает тему отношений человека и байкальской природы. Она дает возможность познакомиться с деятельностью заповедников и национальных парков, узнать об особо охраняемых территориях Байкальского региона, найти ответы на вопросы «Кто виноват…» в проблемах Байкала и «Что делать…» для их решения.

9.



10.



11.



12. На втором этаже есть пока неработающие кафе с видом на Байкал.



13. Самое здоровское, что тут много интерактива, и младу, и стару тут точно будет интересно, обязательно заезжайте, если будете в этих краях.



14. В этом здании по соседству расположился историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа».



Оказывается, где-то здесь была конечная точка переправы через Байкал. В период строительства Транссибирской магистрали Байкальская переправа служила уникальным водным мостом для соединения Средне-Сибирской и Забайкальской железных дорог. До постройки Кругобайкальской железной дороги сюда отвозил составы гигантский паром-ледокол «Байкал». Экспозиция раскрывает и особую роль значения Байкальской переправы во время строительства Транссиба и в период Русско-японской войны 1904-1905 годов.

15.



16.



17. Здесь же можно увидеть находки, поднятые со дна Байкала при исследовании пристани.



Поселок Танхой находится на восточном берегу озера Байкал в Республике Бурятия прямо у подножья горного хребта Хамар-Дабан. Он был основан в 1903 году, когда строили Транссиб. Кругобайкальская железная дорога еще не действовала, и поезда из Листвянки перевозили на другой берег Байкала по воде - на ледоходах “Байкал” и “Ангара”. А в Танхое суда встречали - это был портовый населенный пункт. Зимой вагоны перевозили по ледовой переправе - перетягивая их на лошадях. Название поселка происходит от бурятского “тохой” - излучина, изгиб.

18.



Дерзкая и рискованная инженерная мысль о сооружении такого сложного объекта в Сибире стала ярчайшей страницей в истории страны, которая в значительной степени помогла в решении многих проблем в годы Русско-японской войны. В качестве основного ледокольного флота на переправе работали паром-ледокол "Байкал" и ледокол "Ангара", сборка которых производилась на судоверфи в с. Листвяничное (Листвянке). Ледоколы во время навигации ежедневно совершали по 2 рейса между причалами западного и восточного берегов на линии порт Байкал - ст. Мысовая. Функционирование линии порт Байкал - Танхой увеличило число рейсов до 3-4 в сутки. Байкальская переправа завершила свою работу в 1918 году после гибели ледокола «Байкал».

19.



Ледоколы Байкальской переправы «Байкал» и «Ангара» входили в число самых современных кораблей начала XX века. В 1894-1895 годах Россия провела открытый конкурс на право их постройки среди ведущих компаний мира. Большинство корабелов смутили сжатые сроки производства и особые технические условия будущего парома. Имея успешный опыт сотрудничества с британской верфью «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К», Россия заказала ледоколы для Байкальской переправы в Ньюкасле. Было решено строить корабль по типу американского парома-ледокола «Св. Мария», который перевозил 18 товарных вагонов за рейс, ломая лед толщиной до 0,5 м. В конце 1895 года русское правительство заключило контракт с фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на постройку ледокола. По контракту англичанам предстояло изготовить корпус, котлы, силовую установку, собрать на месте, а затем разобрать построенный корабль и передать в Россию для дальнейшей сборки в Сибири.

15 июня 1896 года строительство парома было завершено. Одна его сторона была окрашена в белый цвет, другая - в черный, а каждая часть маркирована и помечена краской. Корабль снова разобрали на 6900 частей, которые были отправлены в Санкт-Петербург. Разобранный ледокол массой свыше 2500 тонн через всю страну перевезли на Байкал. По железной дороге его детали были доставлены в Красноярск. Дальше груз перевозился гужевым транспортом и по рекам. Громоздкие части ледокола перегружали с железнодорожных платформ на баржи, которые буксировали по Енисею и Ангаре. Большую часть корпусных конструкций (1200-1400 тонн) в 1897 году перевезли из Красноярска на судах Ангарской флотилии. В обход непреодолимого Падунского порога была сооружена железнодорожная ветка длиной в 2 версты с верхней и нижней пристанями. Далее производилась погрузка на баржи и буксировка до верфи в селе Лиственничное. Части паровых машин и котлы были доставлены первыми пробными поездами по доведенной в 1898 году до Иркутска железной дороге.

Ледокол «Байкал».



В село Лиственничное (ныне посёлок Листвянка) на западном берегу Байкала в течение 1896-1898 годов была создана судостроительная верфь со стапелями, мастерскими и жилыми постройками для рабочих и служащих. Сборка парома началась 15 января 1898 года. Спуск на воду парома-ледокола состоялся 17 июня 1899 года под громовое «ура» сотен рабочих, чей труд увенчался успехом. В этот знаменательный день из Петербурга пришла телеграмма от императора, в которой Николай II повелел именовать новое судно «Байкалом».

24 апреля 1900 года «Байкал» вышел в свой первый рабочий рейс от ст. Байкал к ст. Мысовой. На борту парома было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пуд. груза. Почти весь путь проходил по сплошному льду и продолжался 17 часов. В обратном направлении «Байкал» вёз пассажиров, почту, грузы и семь вагонов. По проложенному фарватеру он двигался легче и прошёл расстояние до Лиственничного за 5 часов.




По своим размерам «Байкал» был вторым ледоколом в России (первенство держал знаменитый «Ермак»). Длина «Байкала» составляла 88,4 м, ширина - 15,5 м, водоизмещение - 4200 т. Скорость достигала 22 км/час. «Байкал» легко ломал лед толщиной 0,35 м на скорости 12 км/ч., набегами уверенно продвигался во льдах толщиной до 0,8 м и мог форсировать лед толщиной более 1 м, разбивая 1,5-2-метровые торосы. Судно обслуживалось командой до 200 человек, в том числе 21 машинистом паровых котлов. Ледокол мог брать на борт 200 пассажиров и 850 т трюмного груза. В военное время на нём перевозили 2 500 человек и 250 лошадей.

20.



В 1897 году министр путей сообщения М. И. Хилков предложил построить вспомогательный ледокольный пароход для увеличения провозоспособности переправы и повышения надежности её работы. Этот корабль был также заказан фирме Армстронга и доставлен через всю страну к берегу Байкала. На следующий день после спуска на воду парома «Байкал» на освободившемся стапеле приступили к сборке второго ледокола. 4 августа 1899 года распоряжением министра путей сообщения М. И. Хилкова ледокольный пароход получил имя «Ангара». Он был собран на два месяца раньше намеченного срока и 25 июля 1900 года был спущен на воду. Уже через неделю, осуществляя пробные рейсы, «Ангара» включилась в работу переправы.

Ледокол «Ангара»



«Ангара» была гораздо меньше по размерам и маневреннее основного ледокола и в три раза уступала ему водоизмещением. Длина - 61 м, ширина - 10,7 м, высота борта - 7,6 м, водоизмещение - 1400 т. Всего ледокольный пароход мог перевозить до 10 вагонов трюмного груза. В военное время на нём размещались до 1000 человек и 10 вагонов груза. Команда состояла из 50 человек.




После открытия в 1905 году Кругобайкальской ветки, паромная переправа более 10 лет продолжала осуществлять морские перевозки, оставаясь важным звеном Транссибирской магистрали. Она прекратила свою деятельность в связи с началом Гражданской войны. В июле 1918 года «Байкал» и «Ангара» вошли в состав Красной Байкальской флотилии. В Танхое суда были вооружены: в носовой части парома была установлена шестидюймовая мортира, на «Ангаре» - два трёхдюймовых орудия и 4 пулемета. Зимой, весной и летом 1918 года «Байкал» контролировал побережье озера и железнодорожное полотно. 17 августа 1918 года в Мысовой гавани паром был обстрелян артиллерией Белой флотилии. Вспыхнул пожар, и судно выгорело до железнодорожной палубы. С гибелью парома-ледокола перестала существовать и железнодорожная переправа. В 30-е годы его корпус был пущен на металлолом.

Ледоколу «Ангара» посчастливилось дожить до наших дней. До 60-х годов он работал как грузопассажирское судно, затем на несколько десятилетий оказался заброшен в Иркутском водохранилище. Благодаря заботе сибиряков ледокол восстановлен и превращен в музей. Он пришвартован у специального пирса в Иркутске.

21.



22. Вoинcкий вaгoн нaчaлa XX вeкa.



Экспозиция под открытым небом «Рыбак Байкала» посвящена истории и традициям байкальского рыболовного промысла. Торжественное открытие экспозиции состоялось 4 июня 2022 года. Сама экспозиция под открытым небом включает в себя несколько исторических рыбацких лодок и траловый рыболовный бот, который пришел в посёлок Танхой по байкальским водам из дельты Селенги, из села Ранжурово. На высокой корабельной мачте установлен флюгер, указывающий направления ветров.

23.



24. Тpaлoвый pыбoлoвный бoт из ceлa Paнжypoвo.



25. Его величество, Байкал!



26.



27. А в этом месте когда-то и был порт Байкальской паромной железнодорожной переправы.



28.



От здания визит-центра «Байкал заповедный» можно совершить прогулку по мысу к смотровой площадке «У байкальских нерп». В ясную погоду с мыса хорошо просматривается противоположный берег озера и исток реки Ангары.

29. Нерпы - это визитная карточка байкальского региона.



30.



31.



32.



33.



34.



По соседству установлен шатёр, где также проходят всякие активности и выставки. В этот раз там выставлялась выставка «Паровозы-птицы». О ней нам рассказал руководитель творческого проекта - Мастерской «Кто», Алексей Аверьянов.

35.



Творческая мастерская «КТО» начала свою работу в 2015 году. Целями проекта являются социализация молодых людей с ментальными нарушениями через творческий труд и создание для них инклюзивных рабочих мест в производственной мастерской. Сотрудничество профессионалов-художников с ребятами, имеющими особый взгляд на мир, приводит к созданию неординарных, стильных, по-настоящему творческих вещей.

36.



37.



38.



39.



40.



41.



image Click to view



Наш автопробег «Открываем Дальний!» проходил при участии Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), медиагруппы «Комсомольская правда», а также при поддержке Минвостокразвития России. Мы стартанули в Иркутске, а финиш был во Владивостоке на ВЭФ. Цель автопробега - рассказать не только о достопримечательностях и особенностях Дальневосточного Федерального округа, но и показать, как он развивается, его инфраструктуру, а также изучить какие там есть меры поддержки бизнеса и жителей.

42.



Ещё из нашего автопробега «Открываем Дальний»:












#ОткрываемДальний #АвтопробегОткрываемДальний

P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники

Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 5536 9177 1972 2396

#АвтопробегОткрываемДальний, Республика Бурятия, #ОткрываемДальний

Previous post Next post
Up