Как КЭМЗ поднимает малую авиацию России

Oct 13, 2022 12:16

Кизлярский электромеханический завод (АО «Концерн КЭМЗ») - это одно из крупнейших предприятий не только Дагестана, но и страны в целом. Предприятие было основано в октябре 1962 года - в замечательное время рассвета авиа- и ракетостроения. Стране требовались новые и современные предприятия для выпуска различных авиаприборов, комплексов авиационного контроля, бортового оборудования. С этой важной миссией и начал свой путь КЭМЗ - от разработки и производства простых контакторов на заводе постепенно перешли к выпуску серьёзных изделий для военно-промышленного комплекса. В настоящее время завод выпускает около 500 наименований различных изделий. Сейчас предприятие обеспечивает работой более 2 тысяч человек. Сегодня же я покажу их новое направление - создание многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета МАИ-411 (Альфа-КМ) из композиционных материалов и многоцелевого пятиместного вертолета АП-55. Кстати, для окончательной сборки таких машин на заводе был построен и в январе 2021 года введен в эксплуатацию новый корпус площадью более 10 тысяч кв. м. с прямым выходом на взлетно-посадочную полосу.





2. Азы малой авиации КЭМЗ начал осваивать ещё в начале 1990-х годов. Тогда завод представил летательный аппарат - двухместный мотодельтоплан  Т-2. В серийном производстве их сейчас нет, да и за столько лет модель морально устарела. Всего продали около семи штук.



3. Потом здесь собрали лёгкий биплан МАИ-890, проект объединения «Авиатика». Испытывал его Герой России лётчик-испытатель Магомед Толбоев. Таких выпустили четыре экземпляра.



4.



5. Ещё один порыв - это двухместный самолет СЛ-2 (аналог «Пайпера»), который успешно эксплуатировался, например, при обработке сельхозугодий против нашествия саранчи.



И, наконец, 12 апреля 2018 года в рамках сертификации единичного экземпляра воздушного судна в соответствии с ФАП 118 совершил первый вылет самолет МАИ 411. Первый полет длительностью 11 минут 20 секунд выполнил летчик-испытатель специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения МАИ Александр Митрофанов на территории Кизляра.

6. На фото летчик-испытатель Муслим Гасанов.



Важно отметить, что самолет МАИ-411 собран полностью из российских комплектующих, иностранные пока только двигатели (два поршневых двигателей Rotax 912S (Австрия) мощностью 100 л.с. каждый), да и те в перспективе тоже будут заменены на отечественные. Например, заменой могут стать отечественные изделия типа АПД, над линейкой которых работает сейчас Уральский завод гражданской авиации и Центральный институт авиационного моторостроения. Двигатели расположены на крыле самолёта симметрично относительно фюзеляжа и закрыты в специальные отсеки - мотогондолы. Обычно в самолетах, рассчитанных на 4-7 мест, двигатель один, в данном случает это точно плюс. Даже если оба двигателя остановятся, он сможет планировать, так как предусмотрена спасательная система - парашют. Систему приводит в действие пилот. Отстреливается пиропатрон, и вылетает парашют, купол которого наполняется воздухом. Система сконструирована таким образом, что при соприкосновении с землёй лётчик и пассажиры не получат опасных для жизни травм. Как вы понимаете, в авиакатастрофах и при жёстких посадках шансов выжить в принципе немного. Здесь же спасательная система гарантирует, что люди останутся живы.

7.  В производстве деталей и композитных материалов задействованы основные производства завода.



8. Участок по изготовлению изделий из ПКМ (полимерно-композиционных материалов). Перед нами композитные матрицы (верхняя и нижняя) для выкройки крыла на самолёт МАИ-411 . По сути они потом склеиваются, устанавливается начинка, и, собственно, всё, самолёт практически готов.



9.



10. Участок выклейки. Процесс формования боковой балки для усиления дверей самолёта. После этого процесса происходит процесс запекания изделий в печи. Вот за синенькими дверями как раз и есть печь.



Самолет МАИ-411 - это совместная разработка инженеров Кизлярского электромеханического завода и конструкторского бюро Московского авиационного института. Он является аналогом европейского CS-23 и американского FAR-23. Хотя, как минимум, при том же качестве, цена его намного дешевле. При этом самолёт может эксплуатироваться на недорогих горюче-смазочных материалах, а его расходные характеристики сравнимы с автомобильными. Так на одном баке обычного бензина АИ-95 можно слетать из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.

11. А это тот самый новый цех, размером с 10 000 квадратных метров, где и проходит окончательная сборка легкомоторных самолетов и вертолётов. Денег только в эту красоту вложили 100 млн рублей.



МАИ-411 имеет массу 1250 килограмм, длина самолета - 7,507 м, а высота на стоянке 3,036 м. Размах крыла - 13 метров. По габаритам фюзеляж, как внедорожник. Взлет уверенный и очень быстрый. Асфальт для взлета и посадки самолету не нужен, грунтовой площадки вполне достаточно. А ещё сюда можно установить поплавковое шасси и сделать из него самолет-амфибию. Если надо, есть возможность прикрутить лыжное шасси, тогда можно будет и в Арктику летать. Удобные посадка и высадка - тут четыре двери автомобильного типа, не нужны стремянки и подножки. Просторный салон на четыре человека, даже в зимней одежде не будет тесно. Короче, самолёт - огонь, не зря же он у местных получил прозвище "Дагестанский лимузин".

12.



Крыло находится прямо над кабиной самолёта. Винты же расположены достаточно высоко от поверхности. Таким образом, они защищены от механических повреждений, которые могут появиться при воздействии отлетающих гравия, травы, водных или снежных масс. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с носовой самоориентирующейся стойкой. В обшивке фюзеляжа самолёта используется трёхслойная конструкция из композиционного материала. Первые образцы самолета были сделаны из стекловолокна. За счет внедрения композитных материалов он получился легче на 350 кг, в результате чего улучшится маневренность, скорость, да и стало больше полезной нагрузки. Бортовой цифровой комплекс разработан и произведен тоже в России местными инженерами.

13.



Вертикальное оперение состоит из киля, выполненного совместно с хвостовой частью фюзеляжа и руля направления. Горизонтальное оперение состоит из свободнонесущего стабилизатора и руля высоты. И стабилизатор, и руль высоты выполнены неразъемными по размаху, что снижает массу и улучшает эффективность. Шасси - трехопорное колесное с носовой свободно ориентирующейся стойкой, неубираемое в полете. Винты: два тянущих двухлопастных флюгируемых винта изменяемого шага MTV-21-A-C-F / CF175-05 производства компании MT-Propeller. Диаметр винта 1750 мм, привод винта осуществляется через редуктор с передаточным отношением 1:2,43. Винты изготовлены из дерева с покрытием углепластиком и металлической окантовкой передней кромки.

14.



Этот самолёт за номером RA-2872G не просто так тут для красоты находится, он, например, уже несколько раз успел слетать в Москву. В первый раз для участия в международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, где его высоко оценили специалисты, да и просто зеваки. А в 2018 году был получен сертификат летной годности в соответствии с Федеральными авиационными правилами, и уже на «МАКС-2019» самолёт участвовал в лётной программе и снова получил высокую оценку. А так объём баков позволяет совершать полеты на расстоянии 1,5 тысячи км.

15. Покупателю такая техника обойдется в районе 30 миллионов рублей.



Пилотировать машину может один или два человека. От других самолетов он принципиально отличается типом управления - это джойстик. Обычно бывает штурвал или ручка. Самолет оснащен полным комплектом современного навигационного оборудования для обеспечения требований правил полетов по приборам. Предусмотрена и эффективная система вентиляции и обогрева. Схема размещения экипажа и пассажиров - бок-о-бок, в 2 ряда. Высота кабины - 1220 мм; ширина в районе размещения экипажа и пассажиров - 1275 мм, что обеспечивает комфортное размещение людей. Багажный отсек расположен за спинками кресел второго ряда.

16.



Летает самолёт на высоте до 4 500 метров. Одна из причин такого ограничения заключается в том, что кабина не герметизирована, а для нормальной жизнедеятельности пассажиров и экипажа на больших высотах необходима система подачи кислорода. Высота полёта также ограничена из-за особенности работы поршневых двигателей. Чтобы самолёт поднялся выше, потребуется установить турбины для сохранения их мощности. Но все эти вопросы можно решить, создав при надобности отдельную модификацию МАИ-411. Предельная скорость по расчетным данным конструкторского бюро - 310 км/ч. Эти самолёты могут быть востребованы в сфере туризма, при обучении летчиков, в воздушном патрулировании, при проведении аэросъемки и т.д.

17.



А ещё на предприятии был разработан многоцелевой пятиместный вертолет АП-55. Макет вертолёта впервые был представлен на МАКС-2021. Полезная его нагрузка - до 600 кг. Кабина обитаемым объемом 3,1 м³ рассчитана на 5 посадочных мест (включая пилота) и выполнена четырехдверной. Кресла размещены в два ряда, допуская установку энергопоглощающих кресел типа АК-2000. Вертолёт может использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, патрульных и поисковых операций МЧС и правоохранительных органов, обучения, использования в туристическом бизнесе.

18.



С целью развития малой авиации в 2020 году в Дагестане концерн создал свою авиакомпанию «КЭМЗ АВИА». Сейчас она в своём составе имеет три самолета Ан-2, один самолет СЛ-2 и, конечно же, многоцелевой самолет МАИ-411. Тем самым они не на словах, а на деле доказывают значимость этого проекта.

19.



Для расширения географии полетов КЭМЗ принимает активное участие в восстановлении и открытии новых посадочных площадок в Дагестане. За счёт собственных средств они отремонтировали посадочную площадку в Кизляре длиною в 1 450 метров, а ещё создали новую площадку длиною в 650 метров в селении Мачада Шамильского района на высоте 2 200 метров. Она стала самой высокогорной взлетно-посадочной полосой в России. Я вам и её обязательно покажу в следующий раз. Кроме того, идут работы по обустройству взлетно-посадочной полосы длиною 600 метров неподалеку от села Голотль Шамильского района. Просто в своё время в Дагестане было около 26 полноценных аэродромов со всей инфраструктурой, и все потеряли...Здорово, что сейчас, благодаря усилиям КЭМЗа, региональная авиация получила новый шанс!

20. Отдельной строкой, хотим сказать спасибо Абдусаламу Халилову, это он первым откликнулся на наше письмо с желанием посетить завод, а потом он нам его и показал, да ещё дагестанские красоты впридачу.



21. Большое спасибо АО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» (АО «Концерн КЭМЗ») за открытость и тёплый приём! И, конечно же, мы поздравляем завод и всех причастных с 60-летием! Больше заказов, дальнейшего роста и процветания.



Ещё по теме:







P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 550 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники / Пульс

МАШИНОСТРОЕНИЕ, Республика Дагестан, АВИАЦИОННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ, Кизляр

Previous post Next post
Up