«Гото Предестинация» - это первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 года на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил лично Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два лучших русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. И вот сейчас в Воронеже у причальной стенки около Адмиралтейской площади можно лицезреть это чудо. Да, это не оригинал, а лишь точная копия, но поверьте, положительных эмоций вы от этого точно меньше не получите.
В конце XVII века в связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота. Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. 19 (29) ноября 1698 года был заложен будущий 58-пушечный корабль «Гото Предестинация». Почти одновременно были заложены ещё два корабля: «Черепаха» и «Великий галеас». Строительством «Черепахи» руководил английский мастер Осип Най, а строительством второго корабля - венецианец Яков Моро. Таким образом, благодаря одновременному строительству трёх кораблей было начато своеобразное соревнование между русскими, английскими и венецианскими корабельными мастерами.
2.
Торжественный спуск корабля на воду планировался в Вербное воскресенье 24 марта 1700 года. Но из-за «малой воды», зима тогда была малоснежной и холодной, торжества перенесли на 27 апреля. Для участия в церемонии Петр I вызвал в Воронеж сына Алексея, сестру царицу Наталью, иностранных дипломатов, многих бояр. Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду прошло в церкви бывшего Успенского монастыря, которая с тех пор стала называться Адмиралтейской. Сам монастырь, который находился рядом с верфью, был упразднен, а монахов перевели в Акатов монастырь. 17 апреля 1702 года корабль был переведен к устью реки Воронеж, а в 1705 году установлен на камели (плавучий док). Военно-морская служба «Гото Предестинации» начинается с 1710 года, когда корабль был приведен на камелях в город Азов.
3. Нос корабля и гальюнная фигура - коронованный лев.
4. «Гото Предестинация» переводится на наш лад, как «Божье Предвидение». На корабле использовали 6 якорей, среди которых 2 якоря по 72 пуда, 2 по 68 пудов и 1 весил 52 пуда 20 фунтов.
5. По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.
А вот дальнейшая судьба корабля довольно печальная. После неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи. После вступления в состав турецкого флота «Гото Предестинации» было присвоено новое название - «Московский капудание» (тур. Kapudâne-i Mosko). До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришел в негодность, и его продали на слом. И очень здорово, что в наше время кораблю дали второй шанс!
6.
Кстати, пушек тут меньше, чем было на оригинале: всего 32. Сначала хотели установить 58 орудий, но потом решили освободить место под выставочные залы.
7.
В проект корабля царь лично внес немало новинок. Например, киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет.
8.
16 декабря 2009 года на заседании общественного художественного совета губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил о том, что принято решение воссоздать корабль по чертежам эпохи Петра. 8 июля 2010 года на Адмиралтейской площади был отлит колокол для будущей копии корабля. Чтобы построить максимально точную копию корабля, за основу были взяты два изображения Петровского времени: акварель Бергмана и гравюра Шхонебека. Всё осложнялось тем, что чертежей той поры не сохранилось. 15 июня 2011 года на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки копии корабля. Металлический корпус корабля-музея был изготовлен на судоремонтно-судостроительном заводе, а все деревянные части и верхняя часть судна изготовлены в Петрозаводске, при этом их установка проходила на Воронежском водохранилище. На строительство корабля правительство Воронежской области выделило 200 млн рублей. Корабль был спущен на воду 2014 году, 27 июля 2014 года, в День военно-морского флота, торжественно открылся сам музей «Гото Предестинация». Кстати, сейчас корабль принимает участие во всех военно-морских парадах и мероприятиях, проходящих в Воронеже, а внутри корабля действует музей.
9.
10. Между прочим, в этой рынде есть кусочек из времени Петра. Когда её изготавливали, то для солидности добавили монетку времен Петра I.
На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был не просто корабль, а целое произведение искусства. Корпус корабля был окрашен охристым цветом, крышки пушечных портов - огненно-красным. Вокруг щита, расположенного на корме, были изображены аллегорические фигуры амуров с дельфинами.
11.
12. Выставочное пространство составляют: кают-кампания, каюта капитана, верхняя палуба, батарейная палуба и экспозиция в трюме. Вот как-то так восседал Петр I, во время своего плавания.
13.
14. Модель верфи, где показана постройка военных кораблей.
15.
16.
17. Из серии интересный факт, Петр I спал в этой кроватки сидя, подложив лишь под спину себе подушки.
18.
В отличие от петровского судна, у исторической копии нет киля - её днище почти плоское, для устойчивости его уравновесили бетонными блоками. Корпус корабля собирали из двух частей: нижней металлической и верхней деревянной. Вес нижней металлической части составляет почти 150 тонн, сбалансированной для устойчивости 400 тоннами бетона. На строительство верхней части ушло более тысячи кубометров древесины. Паруса корабля расправляют во время городских праздников и только в безветренную погоду. В остальное время парусник передвигается с помощью судового двигателя. Судно имеет две палубы и рассчитано на 50 пассажиров. Экипаж современного судна всего 5 человек.
19.
Моряки отдыхали вот в таких, подвешенных гамаках. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. А вот капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхонъ Симон. Общее количество членов экипажа на судне было 253 человека.
20.
21. Общий офицерский стол кают-компании
22. Восковая фигура изображает одного из моряков-пушкарей, подносящего фитиль к артиллерийскому орудию.
23. Инструменты для перезарядки. Если пушку не почистить после предыдущего выстрела, она могла сдетонировать.
24. На другом борту ещё один пушкарь.
Для того чтобы стрельнуть из пушки, её нужно было перекатить в боевое положение, насыпать порох, забить пыж, закатить ядро (самые тяжелые около 5,5 кг). Особых средств наведения тогда не было, а прицеливание производилось с помощью маневрирования корабля. Поджигал пушки специальный человек с факелом. Так как моряки боялись пожара, то таких людей на кораблях было мало, поэтому-то суда того времени никогда не стреляли залпом - пушки стреляли в порядке их поджигания. На каждое орудие приходилось по три матроса. Когда боевых действий не велось пушки скатывались в центр помещения, а по краям ставились лавки и столы, вешались гамаки, на которых ночевали обычные матросы.
25.
26. Матрос Азовского флота на обеде
27. Общее количество музейных экспонатов здесь более 800. Есть тут и копия посмертной маски Петра Великого и отлитый в металле отпечаток его ладони.
К 425-летию Воронежа, 1 ноября 2010 года, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.
28.
29. Сцены морских баталий.
30.
31.
32. Так же здесь можно увидеть военную форму тех времён.Форма гренадера пехотного полка (слева) и матроса императорской гребецкой команды (справа).
33. Форма элитных петровских старейших полков - Семёновского (слева) и Преображенского (справа).
Длина судна составляет 38,5 м, ширина - 9,5 м, высота без мачты - 4,5 м, глубина трюма - 3 м. Корабль имеет три мачты, высота фок-мачты - 36 м, грот-мачты - около 40 м. Осадка судна 2,5 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней - 26 (10-фунтовых орудий, в последствии были установлены 6-фунтовые пушки), на верхней - 24 (6-фунтовых орудий).
34.
35.
36. Внешний вид кормы. В центре гакаборта, окруженный мифологическими персонажами, прикреплен щит с коленопреклоненным ап. Петром. Ниже - окна капитанской каюты.
37.
38.
Ещё из моих поездок в Воронеж:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 490 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Яндекс.Дзен /
LiveJournal /
Facebook /
ВК /
Одноклассники /
Instagram