Я стараюсь много писать о примерах успешного российского бизнеса из самых разных отраслей, от производства высокоточного оборудования до инновационных сельскохозяйственных производств (не так давно, например, я рассказывал о грибных теплицах бизнесмена Александра Удодова), самое время взглянуть на ситуацию с другой стороны, через призму государственной политики поддержки предпринимательства.
Новости пестрят сообщениями о том, что Россия ограничила поставки шампиньонов из Белоруссии (
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b51a88f9a7947f59103eabe). Отставим политический подтекст данной акции, остановимся на чисто технических моментах. До 2013 года подавляющее большинство поставляемых на российский рынок шампиньонов были импортными. Пробиться отечественному производителю было просто нереально. После введения антисанкций в 2014 году рынок, как говорят эксперты, сильно упал, но затем начали развиваться наши собственные, отечественные компании. В частности, инвестор Александр Удодов построил огромный тепличный комплекс под Курском, который позволил закрыть 20% всех потребностей российского рынка в шампиньонах. Оказалось, что россияне очень быстро поняли преимущество отечественного продукта: он был более дешев, гораздо более свеж и безопасен для употребления. Не удивительно, что буквально за год бренд «Грибная радуга» Александра Удодова стал известен буквально каждому (продаются в торговых сетях "Пятерочка", "Карусель", "Перекресток").
Но вернемся к запрету поставок на российский рынок белорусских шампиньонов. Фактически эта мера означает дополнительную поддержку российских производителей. Да, доля белорусских грибов в общей массе невелика, порядка 10% (
https://rns.online/consumer-market/Krupneishie-riteileri-prokommentirovali-zapret-importa-belorusskih-shampinonov-2018-07-20/), но все же гораздо правильнее дать развиваться собственным компаниям, чем кормить хоть и дружественные, но все же чужие.
Отечественные компании встретили дополнительные заградительные меры для иностранных производителей с позитивом. Как говорит Александр Удодов, владелец крупнейшего бренда «Грибная радуга», отечественные производители с успехом закроют образовавшийся дефицит (
https://regnum.ru/news/economy/2446504.html). Собственно, решение ударными темпами строить третью очередь теплиц «Грибной радуги» Александра Удодова (обещают сдать в августе, после чего предприятие закроет 20% всего российского рынка шампиньонов) -тому прекрасное подтверждение. Огромные инвестиции (а речь идет о миллиардах рублей как собственных средств инвестора Александра Удодова (
https://regnum.ru/news/2421194.html), так и привлеченных кредитных средств) окупаются в рекордные сроки как раз из-за того, что рынок фактически свободен, не насыщен. Отличные возможности брать и развиваться на нем!
Немного цифр, чтобы не быть голословным (данные предоставлены Александром Удодовым, «Грибная радуга»):
«В 2013 г., до введения санкций, емкость рынка свежих грибов - шампиньонов РФ составляла порядка 70 тыс. тонн в год при доле отечественного производства 11% (8 тыс. тонн) и импорте 89%. (62 тыс. тонн). В 2016 году емкость рынка в РФ снизилась до 44 тыс. тонн в год при доле российского внутреннего производства 30% (14,5 тыс. тонн.) и импорте 70% (29,5 тыс. тонн.)
В 2017 г. рынок РФ впервые с 2013 г. показал рост и составил 46,2 тыс. тонн при этом его структура принципиально изменилась доля российского производства достигла 52% (24 тыс. тонн.) при импорте 48% (22,2 тыс. тонн)».
В общем, можно много говорить о плюсах и минусах господдержки малого предпринимательства, но объективно она есть. И если бизнесмен умеет видеть возможности, он их использует. Пример грибоводства в данном случае - лишь один из многих.