Как добывают нефть за Полярным кругом

Aug 31, 2017 12:59

Как у нас раньше на Руси говорили: "Армия и флот - вот два главных наших союзника". В наше время всё больше вспоминают про нефть и газ. Сколько добыли, за сколько продали. При любом раскладе эту нефть с газом ещё и добыть надо, а даётся это, ой, как не легко, особенно где-нибудь в Сибири, например, за Полярным кругом, где заболоченная местность, постоянные ветра, а зимой температура под минус 50°С, а летом другая беда, комары, как колибри. Короче, я опять не выдержал и отправился далеко за Салехард, на полуостров Ямал, где компания «Газпром нефть» сейчас активно развивает свой новый проект по добыче нефти - «Новый Порт».





Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение находится в юго-восточной части полуострова Ямал, за Полярным кругом, в 30 км от побережья Обской губы и в 360 км к северо-востоку от города Салехард. По сути добраться до него можно лишь по воде, что очень долго или, как мы, на вертолёте, часа два лёта и на месте.

2.



Сразу по приезду мы попали на полный контроль, медицинский осмотр здесь проводится с помощью передовой электронной системы ЭСМО. Эта умница полностью автоматизирована и способна всего за одну минуту полностью тебя просканировать на алкоголь и другую бяку, определить температуру твоего тела, измерить давление и пульс, провести анализ ритма твоего сердца и т.д. И при этом FullHD камера весь процесс осмотра сотрудника тут же записывает себе на память.

3.



4. Ну а потом, как и положено, инструктаж по технике безопасности, а как без него, ведь тут на месторождении есть весьма опасные объекты.



5. Пару инстаграмок уже залил, имею право на обед :).



6. Цены весьма демократичные, а главное - всё вкусно!



7. И когда уже все свои личные дела сделали, пора и в бой.



Новопортовское месторождение - это одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал (а по запасам жидких углеводородов - крупнейшее). Его извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Площадь Новопортовского лицензионного участка составляет 659,62 км2.

8.



9. Новопортовское месторождение. Буровая вышка



Оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал» (до 2016 года - «Газпром нефть Новый Порт»), дочернее предприятие компании ПАО «Газпром нефть». Лицензия на право пользования недрами этого месторождения принадлежит компании до 2 150 года. Это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов всей «Газпром нефти». Так, что нефти отсюда хватит и на наш с вами век, и на другие поколения.

10.



Летишь над этими бескрайними просторами и понимаешь, природа эти места немного красотой обделила, а вот зато полезными ископаемыми, наоборот, наградила. Зимой тут, наверное, совсем скучно, только снежок везде, да температура под минус -50°С …

11.



История Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения начинает свой отсчёт с 24 декабря 1964 года. Именно в этот день забил мощный фонтан газа из скважины Р-50 «Главтюменьгеологии». Эта скважина закладывалась ещё с 25 мая в соответствии с проектом разведки на 1964 год, утвержденным начальником Тюменского территориального геологического управления Юрием Эрвье. И вот наконец успех. Между прочим, это было первое месторождение углеводородов, открытое на полуострове Ямал. И только потом наши геологи чуть ли не каждый год стали радовать: в 1971 году было открыто Бованенковское месторождение, в 1974 году - Харасавэйское и Южно-Тамбейское, в 1976 году - Крузенштернское, в 1983 году Северо-Тамбейское и т.д.

12.



К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное его освоение началось лишь в 2012 году. Тому виной отсутствие транспортной инфраструктуры, сложная геология самого объекта и т.д. Тогда в июне 2012 года на месторождении была пробурена первая эксплуатационная наклонно-направленная скважина глубиной 2,2 тыс. метров. И всё-таки полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года. В июне 2016 года была добыта первая миллионная тонна нефти с запуска месторождения.

13.



Месторождение это не простое. Всему виной многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, плюс к этому мощная газовая шапка, а также наличие низкопроницаемых коллекторов заставляет нефтяников сильно попотеть, чтоб добыть такое нужное и драгоценное чёрное золото. Именно поэтому здесь применяются только самые передовые технологии, чтоб хоть, как-то облегчить, итак непростую жизнь в суровых условиях заполярья.

14. Приятно встретить на чужбине земляков. Вот, например, Сергей из Березников, начальник службы супервайзинга буровых работ. В данный момент мы находимся на кустовой площадке 71, где проходит строительство скважины. В среднем весь процесс занимает 22 дня (а когда начинали, на это уходило до 40 суток). Приятно было услышать, что тут работает и пермское оборудование, например, называлась такая компания, как «Фирма «Радиус-Сервис» (между прочим, был я и у них в гостях, причём очень давно, одни из первых, кто пустил меня к себе в гости: http://zavodfoto.livejournal.com/2687518.html). Забегая вперёд, скажу, к сожалению, внутрь буровой в этот раз мы не попали.



Здесь строятся горизонтальные и многоствольные скважины. Например, есть многоствольная скважина, которая была пробурена за 26 суток, и она способна выдавать до 400 тонн нефти. Есть в этом царстве и скважина с длиной горизонтального участка в 2000 метров. Для «Газпром нефти» это свой маленький рекорд. Именно здесь, впервые на Ямале, компания провела многостадийный гидроразрыв пласта. Дальше больше, в марте 2017 года тут была проведена уникальная операция 20-стадийного гидравлического разрыва пласта ГРП (в среднем же ГРП на Новопортовском месторождении проводится с 8-10 стадиями) по «бесшаровой» технологии. Гидравлический разрыв пласта (ГРП) - это такой способ интенсификации добычи нефти. Он заключается в том, что под высоким давлением в пласт закачивается смесь жидкости и специального расклинивающего агента (проппанта). В процессе подачи смеси формируются высокопроводящие каналы (трещины ГРП), соединяющие ствол скважины и пласт и обеспечивающие приток нефти. При многостадийном ГРП (МГРП) в одном стволе горизонтальной скважины проводится несколько операций гидроразрыва. Таким образом обеспечивается многократное увеличение зоны охвата пласта одной скважиной.

15.



Постепенно добыча нефти в Новом Порту набирает обороты. Так, например, в прошлом году здесь было добыто примерно 2,9 млн тонн нефти, то в планах на этот год уже не менее 6 млн тонн, а вот к 2020 году этот показатель вырастет аж до 8,1 млн тонн нефти в год.

16.



Сейчас на Новопортовском месторождении в работе всего 84 скважин и при этом все они высокодебитовые (есть скважины, на которых добывают 700 - 1 000 тонн в сутки). В апреле 2017 года компания завершила бурение первой эксплуатационной скважины на пласт НП-8. Для справки, Пласт НП-8 является вторым по продуктивности, основные запасы нефти содержит уже разрабатываемый сейчас пласт НП-4. Этот новый пласт в ближайшие три года обеспечит около 25% добычи нефти Новопортовского месторождения. За весь же период эксплуатации месторождения из этого горизонта будет добыто больше 10% всей нефти Нового Порта. Общая протяженность ствола построенной скважины составляет 4,2 км, в том числе горизонтальный участок - 1,45 км. Всего до конца 2017 года на Новопортовском месторождении на пласт НП-8 планируется пробурить 14 нефтяных скважин, а до конца 2019 - 50 скважин.

17.



Также важно отметить, тем более в год экологии, что наши нефтяники всё больше думают об экологии, чем о своём счастье. Так, например, нефтепроводы были спроектированы так, чтоб даже для оленей они были совсем не препятствием. Именно поэтому они расположены на высоте 5 метров, а ширина перехода составляет около 150‑200 метров.

18.



19.



20. После того, как мы осмотрели буровую установку, нам показали Центральный пункт сбора нефти (ЦПС), резервуарный парк и операторскую.



21. 1я очередь ЦПС мощностью по нефти 0,4 млн тонн и Приемо-сдаточный пункт (ПСП) на Новопортовском месторождении были построены в 2012 году. В 2016 году им в компанию были построены 2я очередь ЦПС и ПСП. Кстати, до конца этого года будет запущена Установка комплексной подготовки газа (УКПГ). Она позволит подготавливать попутный нефтяной газ (ПНГ) для использования в качестве топлива на ГТЭС. Проектная производительность УКПГ составит более 7 млрд м3 газа в год, общая мощность - 256 МВт.



22. Насосная станция пожаротушения



23.



24. Резервуары для хранения нефти объёмом 5 000 м3 каждый



25.



Нефть мы добыли, а что дальше? Что касается дальнейшей отгрузки нефти отсюда была выбрана история с отгрузкой её по морю через Мыс Каменный, так как ближайший трубопровод был расположен в 700 километрах от месторождения, а это сильно далеко, но тянуть свой до него экономически было не выгодно.

26.



До побережья нефть с месторождения доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Первая попытка отправки нефти морским путём зимой (ведь важно, чтоб эта тема была круглогодичная) была успешно апробирована ещё 2011 году с помощью проводки атомного ледокола из порта Сабетта до Мыса Каменного. На основании этого было принято решение построить в этих краях в акватории Обской губы единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом - нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Первая же отгрузка с него состоялась 25 мая 2016 года. Между прочим, команду на запуск терминала дал Президент РФ Владимир Путин. На данный момент, созданная на месторождении и на берегу Обской губы инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Более подробно про это уникальное сооружение я расскажу в следующий раз.

27.



28.



29. Что с экологией тут всё в порядке видно невооруженным взглядом. Вот птички, например, здесь устроили себе семейное гнёздышко.



30.



Продуктом труда этой станции является подготовленная обводненная нефтегазовая эмульсия. Сырьё сюда приходит с температурой около 19 °С, плотностью 800 кг/м3 и средней обводненностью (или отсутствием воды) 9,2 %. Здесь эту жидкость доводят до товарной кондиции, т.е. она уже соответствует следующим параметрам: по обводненности - 0,03 %, плотностью - 832 кг/м3 и температурой - 40-45 °С. После соответствующей подготовке наша нефть по системе трубопроводов отправляется на ПСП мыс. Каменный, где уже далее грузится на танкера.

31.



А вот и та самая строящаяся Газотурбинная электростанция Новопортовского месторождения, гроза всех факелов Нового Порта! Её мощность будет составлять 96 МВт и она станет одной из крупнейших на полуострове Ямал. Её энергии хватит, как удовлетворить потребности самого месторождения, а также ПСП на Каменном мысе, инфраструктуру терминала «Ворота Арктики», так и близлежащие поселки. Новая ГТЭС (вместе с запущенной установкой комплексной подготовки газа (УКПГ)) сможет полезно утилизировать более 98 % всего сжигаемого сейчас в факелах попутного нефтяного газа (ПНГ). Ай, да молодцы, опять один позитив про нашу промышленность! Сырьем для будущей электростанции будет, как природный, так и попутный нефтяной газ, добываемый на месторождении.

32.



33. В настоящее время электроснабжение проекта осуществляется с помощью газопоршневых и дизельных генераторов.



34. Насосная внешней перекачки нефти



35. Оперативный узел учёта нефти. Здёсь замеряется её количество и качество перед отправкой на ПСП.



Что касается нефти, которая здесь добывается, то и она сама по себе уникальна. Причём новопортовская нефть даже выделена в отдельный сорт - Novy Port. Эта нефть относится к категории легких, серы в ней меньше, всего около 0,1 %, что её и выгодно отличает от более известных, таких эталонных марок, как Brent или наша Urals. Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием всяких примесей, а это значит, что она практически не требует дополнительной подготовки, в этом и весь секрет почему она так желанна для нефтеперерабатывающих заводов. Вот и мы не удержались и отлили себе чуть-чуть :).

36.



37.



38. Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «Газпром нефть» за столь увлекательное и познавательное путешествие! Продолжение следует...



Ещё из нашего большого путешествия вместе с ПАО «Газпром нефть» на Новопортовское месторождение:






Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:









А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

Газпромнефть-Ямал, ZAVODFOTO - Шагает по стране!, НЕФТЕГАЗОДОБЫЧА, НЕФТЕГАЗОВАЯ, ЯНАО, Газпром нефть

Previous post Next post
Up