Несостоявшееся Долгопрудненское водохранилище

Jan 07, 2017 12:00

Оригинал взят у ikuv в Несостоявшееся Долгопрудненское водохранилище




О том, что на месте Долгих прудов во время строительства канала Москва-Волга должно было быть построено Долгопрудненское водохранилище, известно достаточно давно. Были известны и его примерные контуры. Недавно была найдена карта строительства канала в масштабе 1:10000 [1], благодаря чему удалось установить точную территорию затопления и даже проектные номера сооружений. Карту удалось удивительно легко наложить на яндексовскую и перечертить по изолиниям и обозначениям периметр несостоявшегося водохранилища.





1935. Фрагмент плана трассы канала с Долгопрудненским водохранилищем.

А теперь с самого начала.

Для решения основной задачи канала, водоснабжения, требовалось построить две водозаборные станции - Северную и Восточную. Восточная водопроводная станция забирала воду из Учинского водохранилища и была пущена в эксплуатацию одновременно с открытием канала в 1937 году. Поскольку мощностей Восточной станции вполне хватало на снабжение водой Москвы с перспективой на несколько лет вперёд, Северная станция была определена к строительству во вторую очередь. Первоначально она была заложена в проект ещё на начале строительства и в документации от 1935 года уже была детально проработана.

Источником воды для Северной водопроводной станции предполагалось сделать Долгопрудненское водохранилище. В нём должно было производиться первоначальная очистка воды путём отстаивания, чтобы крупные примеси осаждались на дно. Его объём должен был составить 18 млн. м3, площадь водной поверхности - 3,8 км2. Это было бы самое маленькое водохранилище среди всех остальных искусственных озёр канала. Ближайшее по размерам Химкинское водохранилище, несмотря на чуть меньшую площадь (3,17 км2), удерживало воды почти в 2 раза больше - до 28,5 млн. м3 [2]. Остальные водохранилища были в два и более раз больше Долгопрудненского - и по площади, и по объёму. Несмотря на это Долгопрудненское водохранилище было одним из самых глубоких искусственных водоёмов в системе канала Москва-Волга, его глубина была бы выше уровня существующих ныне Долгих прудов на 10 метров.




Реконструкция Долгопрудненского водохранилища на современной карте

Уникальность Долгопрудненского водохранилища заключалась в том, что его уровень должен был быть выше уровня канала на 18 метров. Потому в него пришлось бы закачивать воду насосной станцией №187 (2), которая должна была быть расположена в полукилометре юго-западней деревни Грибки на углублённой и превращённой для этой цели в водопроводный канал реке Мерянке (1). Деревня Грибки была бы наполовину затоплена, разрезанная посередине дамбой (3), удерживающей воду с северной стороны водохранилища. Дамба по проекту должна была состоять из трёх соединённых объектов: западная часть - дамба №206, средняя - плотина №35 с донным водоспуском №60 восточная - дамба №208. С южной стороны водохранилища должна быть возведена вторая плотина под №36 (5) в низине на полпути между Долгими прудами и деревней Заболотье, с восточной предполагалась третья небольшая дамба для защиты деревни Горки (4). Проектный номер дамбы неизвестен, предположительно №207. Таким образом, в зону затопления кроме южной половины Грибков попадали вся западная часть села Виноградово, почти вся усадьба Банзы и значительная часть полей ДАОС. Стоящий на высоком холме храм Владимирской иконы Божией Матери пострадать был не должен.




Ок. 1966. Долгие пруды и Владимирский храм (dolgoprud.org)

Первое проектное задание на строительство Северной водозаборной станции и, соответственно, Долгопрудненского водохранилища было утверждено в 1939 году. Но начало Великой Отечественной войны заставило отложить реализацию объектов. Только зимой 1946 года вновь был поднят вопрос о создании Северной водопроводной станции. При этом Долгопрудненское водохранилище рассматривалось уже не в качестве основного варианта, а среди трёх возможных [3].

При тщательном изучении вариантов размещения водозабора выяснилось, что создание Долгопрудненского водохранилища не лучшее решение задачи. Большой проблемой стала санитария будущего искусственного водоёма. Сток поверхностных вод с полей и из близлежащих населённых пунктов (Грибки, Заболотье, ДАОС и Виноградово) в сторону Долгих прудов мог привести к сильному загрязнению воды органикой, сельскохозяйственными удобрениями и даже фекальными массами, особенно после сильных дождей или бурного снеготаяния. Неблагополучие санитарной обстановки стало веским аргументом против создания Долгопрудненского водохранилища. Был выбран вариант с забором воды из Клязминского/Пироговского водохранилища, находящийся в двух километрах восточнее населённого пункта Поведники. Этот вариант водозабора существует по сей день, поставляя воду для окончательной очистки в Северную водопроводную станцию, расположенную в непосредственной близости от посёлка Северный.

Так Долгопрудный не лишился своей достопримечательности, давшей название городу.

[1] Строительство канала Москва-Волга. План трассы канала. Дмитров, январь 1935.
[2] Канал Москва-Волга. Справочные данные. Под ред. А.Н. Комаровского. Дмитров, май 1934.
[3] В.И. Борисов, А.В. Карпушенко, Ю.А. Чулков Северная Водопроводная станция. Москва, ООО «Можайск-Терра», 2002.

ТРАНСПОРТ, ВОДНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ, ИСТОРИЯ КОМПАНИЙ В ФОТОГРАФИЯХ

Previous post Next post
Up