Как устроена диспетчерская в Пулково

Aug 29, 2016 10:43

Оригинал взят у mozila в Как устроена диспетчерская в Пулково
Сегодня последняя, четвертая часть рассказа про Пулково.

Иногда, возвращаясь в город по Киевскому шоссе, я паркуюсь под глиссадой, чтобы сделать один-другой снимок приземляющихся самолетов. Это, конечно, совсем не то. Они потом довольно далеко еще летят до торца полосы. Правильный споттинг делается там, гораздо ближе к точке касания.

И вот нам сказали - едем на споттинг. К сожалению времени было не вагон, поэтому поставили нас довольно далеко от точки касания. На улице стояла жара, полоса раскалилась, поэтому самолеты было видно сквозь марево горячего воздуха.

Сопровождающие нас прекрасные девушки, сверившись с планшетом, сообщили о скором прибытии бритиша. Так оно и случилось. Вот он, прибыл с берегов Темзы.




Круто - прыгнуть в самолет, и через пять часов ты уже в Лондоне.




А вот и наши: момент касания Россией земли. Однажды я придумал великое изобретение - специальную турбину, которая от набегающего потока воздуха раскручивает колеса, чтобы при касании они не горели. Весь воодушевленный, я полез в интернет и был крайне опечален, найдя эту идею и обсуждение - почему она дурацкая.




Пока мы делали споттинг, мимо пролетел ястреб. Это, возможно, работала орнитологическая служба Пулково.

Не секрет, что самое опасное для самолета - это взлет и посадка. Одной из проблем в ходе этих двух процедур могут стать птицы. Практика показала что птицы меньше вороны особой проблемы не представляют, а вот чайки и более крупные пернатые - уже опасны.

Несколько недель назад в Питер прибыл борт из Амстердама, так у него в носовом обтекателе была ощутимая вмятина - поймал что-то в своей Голландии при взлете.

Чтобы у нас такого не было, в Пулково работают орнитологи. В отличие от одноименных ученых, которые птиц любят, пулковские орнитологи выступают как войска ПВО - сами не летают, и другим не дают.

С целью извести неуместных тут птичек, орнитологи пользуются разнообразными инструментами.

У них есть биоакустическая система, имитирующая крики злобных птичьих хищников. Если вдруг орнитологам попадется глухая чайка, которой пофигу на крики, то для неё приготовлена группа зеркальных шаров, как на дискотеке. Их включают, и шары начинают сверкать во все стороны, а чайки не любят дэнс и сваливают. Против совсем уже настырных применяют сигнальные ракеты.

У Пулково долгое время была повышенная опасность птиц, так как неподалеку, на Волхонском шоссе, находилась городская свалка. Для чаек эта свалка была совершенно потрясающим ресторанам, они летали туда стадами и потом забредали в аэропорт.

Чтобы бороться с превосходящими силами противника пулковские орнитологи завели себе разной степени злобности птиц: орлов, ястребов. В прошлом году, говорят, у них был филин. Филин, судя по поведению, в прошлой жизни был большим начальником - он ничего не делал, но все птицы, при виде его, затихали и старались незаметно свалить подальше.

Так или иначе, но серьезных случаев столкновения птиц с самолетами в Пулково зафиксировано не было. Ну и хорошо.

Я отвлекся. Вот, взмыл вверх швейцарец, кажется.




Взлетевшая Россия развернулась и взяла курс на Европу.




А вот еще одна Россия приземлилась точно в срок и направляется к перрону.

Пару слов скажу про «точно в срок». Пулково страшно обижается, когда задержку рейсов связывают с плохой работой аэропортовых служб. На самом деле в подавляющем большинстве случаев задержки вылета связаны с факторами, на которые аэропорт повлиять не в силах. Например самолет, на котором должны улететь пассажиры, опаздывает. Пулково бы и радо всех выпустить, но сделать ничего нельзя - борт задержится на столько же, на сколько он опоздал с прилетом.

Или, что тоже часто бывает, какой-нибудь нерадивый гражданин посетил магазин Дюти Фри, после чего утратил над собой контроль, распатронил батл Джонни Волкера и прямо там же, между полками с конфетами и косметикой, с этой бутылкой плотно поработал. Что в таких случаях происходит? Сперва его вызывают по всем громкоговорителям, но в обьятиях Морфея под воздействием Вани Пешеходова, так сладко спится. Авиакомпания понимает, что весь их роман был ошибкой и надо расставаться, но по правилам самолет не имеет права лететь с багажом не явившегося пассажира. И начинается долгий и мучительный сгруз багажа. В результате у нас полный самолет раздраженных людей, страшно нервничающий экипаж, в мыле наземные службы, и где-то в недрах магазина спит ничего не подозревающий алкоголик. И только магазин Дюти Фри страшно радуется, потому что ничего личного, джаст бизнес.




Дело близилось к четырем часам, начался вечерний час пик. В Пулково есть два периода, когда самолетов много - это вечерний и утренний разлет. Авиакомпании стараются таким образом построить расписание, чтобы людям было удобно летать. А удобнее всего утром слелать в эту суетливую Москву и вечером вернуться домой. Ну или наоборот, утром покинуть эту дурацкую Москву, чтобы вдохнуть полной грудью воздух на брегах Невы, а вечером грустно вернуться обратно в нерезиновую.

Самый адов разлет, который я видел, был в Лондоне. Я вышел из вагона метро на станции, не доезжая две или три остановки до Хитроу, там где ветка уже идет по земле. Параллельно линии метро шла глиссада, и постоянно в поле зрения находилось три, порой четыре самолета. В Москве очень интересно бывает садиться, когда самолет разворачивается к Домодедово, и перед тобой в воздухе висят самолеты.

У нас изредка тоже бывает очередь в воздухе, но это скорее редкость. Чаще оно бывает вот так:




Управляют самолетами в воздухе из башни. В ней ходит лифт до нижней точки расширения, а дальше надо подняться по довольно длинной лестнице. К сожалению в этот раз подьем на башню не случился.




Зато случился визит в центр оперативного управления аэропорта. Это место, где управляют всем происходящим на земле. Люди внутри работают очень напряженно, поэтому тут как в библиотеке - надо соблюдать тишину.




Каждый диспетчер - это дирижер, управляющий местами стоянки, назначающий гейты, направляющий автобусы. Перед глазами много мониторов, и приходится одновременно говорить и по телефону, и по рации.




Это вам не на форексе торговать, тут все серьезнее.




Раньше они сидели в разных помещениях, теперь всех собрали вместе, чтобы было проще договариваться - кому-то нужен срочно автобус, другому трап. В одном помещении работать проще.

Супервайзер контролоирует строгое выполнение всех операций. Начальник смены контролирует всю работу и решает сложные ситуации в оперативном порядке. При этом начальник обладает квалификацией, позволяющей трудиться на любом рабочем месте в этом помещении.




На центральной колонне установлена пробковая доска, к которой булавками прилепляется важная информация. В основном - последние результаты работы каждой смены, в процентах. Насколько я понял, это некий интегральный показатель, учитывающий количество обработанных рейсов, пассажиров, взвешенное на долю прошедших по телетрапу.

Смен тут всего четыре, работа ведется 24 часа в сутки. Получается что это такой локальный чатик. Утренняя смена такая взяла, и показала результат в 79%, чем умыла дневную. А дневная поднатужилась и в ответ выдала 81%, типа нате вам, что ответите, утренние?

От греха подальше размыл фото этого информационного щита, а то вдруг там есть что-то такое, что нельзя.




Люди работают крайне сосредоточенно, поэтому тут поддерживают не только тишину, но и создают приглушенный свет, чтобы ничего не отвлекало диспетчеров. Даже на двери в туалет висит строгое предупреждение.




При этом у них там стоит аквариум с живыми рыбками! Предположу, что это требование психологов - тоже, наверное, позволяет снять стресс.




Уже выходя из помещения, случайно наткнулся на стенгазету, прививающую семейные ценности, а также подчеркивающую важность соблюдения норм безопасности.




Заканчивать рассказ про Пулково стенгазетой как-то неразумно, поэтому вот вам фотография настоящего иранского самолета на земле невской.




Спасибо за ваши комментарии!

САМОЛЕТЫ, АВИАЦИЯ, ТРАНСПОРТ, Санкт-Петербург, АЭРОПОРТ, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up