Оригинал взят у
scorokhod в
Суворов Самая заметная во всех смыслах достопримечательность Суворова - Черепетская ГРЭС, крупнейшая на момент строительства теплоэлектростанция Европы, работающая на сверхкритических параметрах пара (впервые в СССР) и использующая агрегаты большой единичной мощности.
Строительство первой очереди станции началось в 1949 году, недалеко от деревни Суворово.
Стройка продвигалась достаточно быстро. В декабре 1953-го года был запущен первый блок, деревня превратилась в многотысячный город энергетиков, а станция стояла уже не в чистом поле,
а на берегу водохранилища.
Существует два основных способа охлаждения отработавшего в турбинах электростанций: пар может охлаждаться либо в башнях-охладителях (градирнях), либо, если позволяют условия, - в прудах-охладителях. На Черепетской ГРЭС был выбран второй способ.
Именно так на реке Черепеть в 1953 появилось Черепетское водохранилище. В зону подтопления попали две деревни - Воробьёвка и Катино. Всего лишь несколько месяцев понадобилось, чтобы кардинальным образом изменить карту района.
С 1954 под 1958 были введены в строй все четыре энергоблока первой очереди (4х150 МВт), а в 1960 году началось строительство второй очереди (3 блока по 300 МВт). Последний, седьмой, блок станции был запущен в 1966 году.
В настоящее время работают все блоки, кроме четвёртого, у него вышла из строя турбина и один из котлов. В среднем каждый блок безостановочно работает от двух недель до двух месяцев.
В отличие от котлов первой очереди, рассчитанных на Подмосковный бурый уголь, на второй очереди в качестве топлива использовали Донецкий, а затем Кузбасский уголь.
Оказывается станцию топят совсем не так, как паровоз, кочегаров с лопатами здесь уж точно нет :-)
Прежде всего, уголь вагонами завозят на открытый склад угля (хорошо виден на спутниковых снимках). Его захватывет кран-перегружатель, пересыпает в приемный бункер, далее по системе транспортеров уголь попадает в дробилки, затем по мере необходимости - в шаровые мельницы, где дробится в пыль, которая отделяется в циклонах от воздуха и запасается в бункерах. Уже отсюда пыль, смешиваясь с горячим водухом, подаётся в горелки, где сгорает почти моментально как газ. Спекшиеся кусочки шлака падают вниз, то что вылетает с газами, оседает на электрофильтрах.
После развала Советского Союза, а спустя некоторое время и угледобывающих предприятий Тульской области, котлы первой очереди были переоборудованы под каменный уголь, а в окрестностях Суворова резко прибавилось годных абандонов.
За прошедшие с момента запуска второй очереди десятилетия, станция изменилась несильно. Основное отличие - вместо трёх коротких труб первой очереди высотой около 120 метров, переставших удовлетворять экологическим нормам, была построена 180-метровая труба, аналогичная трубе второй очереди.
У крайней правой, обрезанной трубы, тёмное прошлое. В своё время она пошла трещинами, её решили демонтировать, обрушивая стенки внутрь, начиная с вершины. Обломившийся в какой-то момент фрагмент трубы оказался слишком велик, и, падая вниз, увлёк за собой двоих промальпинистов.
Но оставим на время станцию и отправимся к шахте, отмеченной флагом. Дорога проходит через более или менее живые посёлки Агеево и Центральный, а вот шахтерский посёлок Глубоковский находится, по большей части, примерно в таком состоянии.
Забравшись для осмотра окрестностей на первый попавшийся террикон, понимаем, что есть террикон и повыше :-) Перебираемся на него.
На юге видны лишь окрестные деревни и обширные леса, где раньше располагалась
Засечная черта.
Запад, в свою очередь, поражает плотностью абандонов.
Тут и заброшенные шахты с терриконами, похожими на масштабную копию зимней Фудзи (пруфпик),
и недостроенные корпуса завода Точмаш,
и абандоны поменьше, назначение которых нам пока неизвестно.
Для исследования всех этих объектов явно недостаточно короткого зимнего дня. Уже после поездки выяснилось, что на самом деле объектов ещё больше.
Ну а мы тем временем возвращаемся на станцию и отправляемся на плотину-струераспределитель, - пожалуй, самую интересную часть ГРЭС, доступную всем желающим. Отсюда, с вершины террикона, до неё чуть более четырёх километров по прямой или пятнадцать км по дороге.
Насосная станция подаёт воду внутрь ГРЭС, где она, охлаждая пар, нагревается в среднем на 10 градусов, после чего попадает в искусственный канал.
Канал примерно у центра водохранилища оканчивается струераспределителем, через который подогретая вода возвращается обратно, в искусственное озеро.
Ходить по струераспределителю , как вы понимаете нельзя, имеется даже специальная табличка,
но, как несложно догадаться,
её мало кто замечает.
Здесь можно не просто ходить, а, например, прийти и выкинуть ненужную грузовую покрышку.
Тёплая вода создаёт благоприятные условия для разведения рыбы. Местный рыбхоз выращивает форель, карпа, стерлядь, осетра, толстолобика, амуров и другие виды рыб, а в оставшееся время борется с браконьерами.
Возможно, рассказ продолжался бы и далее, но тут закончился световой день. К сожалению, непосещённым остался сам город, недействующий ж/д мост, вот
это замечательное место.
За помощь в подготовке этого материала огромное спасибо
ak-io. Он знает о Черепетской ГРЭС, Суворове и его окрестностях больше, чем любой другой ЖЖ-юзер. А под замком у него вообще хранятся уникальные материалы. Впрочем, я итак уже, кажется, сказал слишком много…
P.S. Ссылки для самостоятельного изучения:
1.
История Черепетской ГРЭС в картинках.
2. Фотоальбом
«Черепетская ГРЭС. Как всё начиналось». Станция изнутри и снаружи в 50-70-е годы XX в. Некоторые снимки использованы в этом посте.
3. Немного о
Д. Г. Жимерине, человеке, именем которого в 2006 году названа станция.
4. Суворов и окрестности на
Викимапии.
P.P.S. Картинка, которой не хватило текста :-)
Продаются ДОМЕНЫ с названиями предприятий Тульской области:
http://zavodfoto.livejournal.com/163598.html