Суворов

Jan 23, 2011 19:27



Самая заметная во всех смыслах достопримечательность Суворова - Черепетская ГРЭС, крупнейшая на момент строительства теплоэлектростанция Европы, работающая на сверхкритических параметрах пара (впервые в СССР) и использующая агрегаты большой единичной мощности.

Строительство первой очереди станции началось в 1949 году, недалеко от деревни Суворово.



Стройка продвигалась достаточно быстро. В декабре 1953-го года был запущен первый блок, деревня превратилась в многотысячный город энергетиков, а станция стояла уже не в чистом поле,



а на берегу водохранилища.



Существует два основных способа охлаждения отработавшего в турбинах электростанций: пар может охлаждаться либо в башнях-охладителях (градирнях), либо, если позволяют условия, - в прудах-охладителях. На Черепетской ГРЭС был выбран второй способ.

Именно так на реке Черепеть в 1953 появилось Черепетское водохранилище. В зону подтопления попали две деревни - Воробьёвка и Катино. Всего лишь несколько месяцев понадобилось, чтобы кардинальным образом изменить карту района.



С 1954 под 1958 были введены в строй все четыре энергоблока первой очереди (4х150 МВт), а в 1960 году началось строительство второй очереди (3 блока по 300 МВт). Последний, седьмой, блок станции был запущен в 1966 году.

В настоящее время работают все блоки, кроме четвёртого, у него вышла из строя турбина и один из котлов. В среднем каждый блок безостановочно работает от двух недель до двух месяцев.



В отличие от котлов первой очереди, рассчитанных на Подмосковный бурый уголь, на второй очереди в качестве топлива использовали Донецкий, а затем Кузбасский уголь.

Оказывается станцию топят совсем не так, как паровоз, кочегаров с лопатами здесь уж точно нет :-)

Прежде всего, уголь вагонами завозят на открытый склад угля (хорошо виден на спутниковых снимках). Его захватывет кран-перегружатель, пересыпает в приемный бункер, далее по системе транспортеров уголь попадает в дробилки, затем по мере необходимости - в шаровые мельницы, где дробится в пыль, которая отделяется в циклонах от воздуха и запасается в бункерах. Уже отсюда пыль, смешиваясь с горячим водухом, подаётся в горелки, где сгорает почти моментально как газ. Спекшиеся кусочки шлака падают вниз, то что вылетает с газами, оседает на электрофильтрах.



После развала Советского Союза, а спустя некоторое время и угледобывающих предприятий Тульской области, котлы первой очереди были переоборудованы под каменный уголь, а в окрестностях Суворова резко прибавилось годных абандонов.



За прошедшие с момента запуска второй очереди десятилетия, станция изменилась несильно. Основное отличие - вместо трёх коротких труб первой очереди высотой около 120 метров, переставших удовлетворять экологическим нормам, была построена 180-метровая труба, аналогичная трубе второй очереди.

У крайней правой, обрезанной трубы, тёмное прошлое. В своё время она пошла трещинами, её решили демонтировать, обрушивая стенки внутрь, начиная с вершины. Обломившийся в какой-то момент фрагмент трубы оказался слишком велик, и, падая вниз, увлёк за собой двоих промальпинистов.



Но оставим на время станцию и отправимся к шахте, отмеченной флагом. Дорога проходит через более или менее живые посёлки Агеево и Центральный, а вот шахтерский посёлок Глубоковский находится, по большей части, примерно в таком состоянии.



Забравшись для осмотра окрестностей на первый попавшийся террикон, понимаем, что есть террикон и повыше :-) Перебираемся на него.




На юге видны лишь окрестные деревни и обширные леса, где раньше располагалась Засечная черта.




Запад, в свою очередь, поражает плотностью абандонов.



Тут и заброшенные шахты с терриконами, похожими на масштабную копию зимней Фудзи (пруфпик),



и недостроенные корпуса завода Точмаш,



и абандоны поменьше, назначение которых нам пока неизвестно.



Для исследования всех этих объектов явно недостаточно короткого зимнего дня. Уже после поездки выяснилось, что на самом деле объектов ещё больше.

Ну а мы тем временем возвращаемся на станцию и отправляемся на плотину-струераспределитель, - пожалуй, самую интересную часть ГРЭС, доступную всем желающим. Отсюда, с вершины террикона, до неё чуть более четырёх километров по прямой или пятнадцать км по дороге.



Насосная станция подаёт воду внутрь ГРЭС, где она, охлаждая пар, нагревается в среднем на 10 градусов, после чего попадает в искусственный канал.



Канал примерно у центра водохранилища оканчивается струераспределителем, через который подогретая вода возвращается обратно, в искусственное озеро.




Ходить по струераспределителю , как вы понимаете нельзя, имеется даже специальная табличка,



но, как несложно догадаться, её мало кто замечает.



Здесь можно не просто ходить, а, например, прийти и выкинуть ненужную грузовую покрышку.



Тёплая вода создаёт благоприятные условия для разведения рыбы. Местный рыбхоз выращивает форель, карпа, стерлядь, осетра, толстолобика, амуров и другие виды рыб, а в оставшееся время борется с браконьерами.



Возможно, рассказ продолжался бы и далее, но тут закончился световой день. К сожалению, непосещённым остался сам город, недействующий ж/д мост, вот это замечательное место.

За помощь в подготовке этого материала огромное спасибо ak-io. Он знает о Черепетской ГРЭС, Суворове и его окрестностях больше, чем любой другой ЖЖ-юзер. А под замком у него вообще хранятся уникальные материалы. Впрочем, я итак уже, кажется, сказал слишком много…

P.S. Ссылки для самостоятельного изучения:

1. История Черепетской ГРЭС в картинках.

2. Фотоальбом «Черепетская ГРЭС. Как всё начиналось». Станция изнутри и снаружи в 50-70-е годы XX в. Некоторые снимки использованы в этом посте.

3. Немного о Д. Г. Жимерине, человеке, именем которого в 2006 году названа станция.

4. Суворов и окрестности на Викимапии.

P.P.S. Картинка, которой не хватило текста :-)



travel, Производство, Малые города, Река, Абандоны, ЖД, ТеплоЭС, Гидросооружения, Тульская область, Шахта, Электроэнергетика

Previous post Next post
Up