Оригинал взят у
davydov_index в
Три колеса и облако снежной пыли. Как проходили первые автомотогонки России117 лет назад под Петербургом состоялись первые в России автомотогонки.
«Какой русский не любит быстрой езды?» - вопрошал Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души», нечаянно подсказав на ближайшие два столетия оправдание любителям скорости. Тогда в 1842 году, когда в свет вышел первый том книги, прокатиться с ветерком можно было лишь на «тройке». Но через несколько десятилетий ситуация изменилась - на улицах городов стали появляться первые автомобили и неказистые трехколесные мотоциклы. Любители «быстрой езды» даже захотели испытать свои навыки и технику, устроив настоящие соревнования. 23 (11) октября 1898 года под Петербургом состоялись первые в истории России автомотогонки.
Первая гонка моторов
Павел Беляев.
Зная непредсказуемость погоды в Петербурге в осенние месяцы, организаторы спешили провести гонки как можно раньше, но ремонт Волхонского шоссе внес в планы свои коррективы. В итоге в день, когда на трассу должны были выехать моторы, на земле уже лежал снег. Непростые погодные условия спугнули часть спортсменов. Из 14 заявленных гонщиков на старт выехали лишь семеро.
В соревновании рискнули принять участие один автомобиль-коляска и шесть трехколесных мотоциклов. Четырехместный фаэтон «Шпана» фирмы «Бенц» выглядел достаточно громоздким по сравнению с техникой конкурентов - одноместными
трехколесками-бензомоторами. Спортсмены стартовали один за другим через некоторый промежуток времени.
Первым ехал поручик фон Лоде. По воспоминаниям очевидцев, старт он взял неплохо, но маневренность подвела. Как писал Андрей Нагель в журнале «Автомобиль», гонщик, отъехав саженей сто, ударился колесом в чухонские сани: «Мы узрели в воздухе две ноги, три колеса и целое облако снежной пыли». Поручик вынужден был сойти с дистанции.
Следом за ним ехали Беляев, Мази, Мерль, Степанов, Шнейдер и Лаврентьев. Победителем соревнований стал Павел Николаевич Беляев, управлявший трехколесным «Клеманом». Дистанцию он преодолел за 1 ч 33 минут, показав среднюю скорость 27,3 км/ч. Вторым к финишу пришел француз Альфонс Мерль, третьим - Степанов. Четвертым финишировал Шнейдер. Пятым приехал массивный «Бенц» под управлением Лаврентьева. Мази сошел с дистанции из-за поломки техники...
Самый быстрый петербуржец
Эта победа принесла народную славу Павлу Беляеву, потомственному почётному гражданину Петербурга. Летом 1900 года он принял участие в новых соревнованиях - «подъёме на холм» у Красного Села, где смог показать все, на что был способен в те годы автомобиль «Вивинюс». Беляев финишировал первым.
Когда 24 ноября 1902 года был основан Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб, он стал активным его участником, а в 1907 году - возглавил СПАК. Клуб ставил своей целью не только «распространение автомобилей, поощрение автомобильной техники и промышленности, но и сближение автомобилистов и упорядочение езды по городу».
П. Н. Беляев и П. П. Бекель на автомобиле Gobron-Brillie 30 CV, 1911 год. Фото: Commons.wikimedia.org
Несмотря на то, что машинами в те годы владел ограниченный круг лиц, в Клубе к 1914 году состояло уже около 200 человек. Известно, что вступительный взнос составлял 15 рублей, членский - 25 рублей за год.
Одной из важных направлений деятельности клуба стала организация автогонок, позже вошедших в историю как верстовые «Волхонки». Проходили соревнования под Петербургом - на шоссе, соединявшим Царское село и Петергоф.
Одними из самых ярких соревнований стали гонки 1904 года, когда были поставлены несколько рекордов. Надолго запомнился зрителям француз Франсуа Донье, работник петербургской шинной фирмы «Треугольник», который на мотоцикле «Саролеа» мощностью 4,5 лошадиных сил развил скорость в 76,2 км/час. Этот рекорд удалось побить только в мае 1913 года.
Звездой «Волхонок» того года также стала госпожа Вальтон. В категории «легких колясок» дама преодолела одну версту за 1 мин. 58 с. - 32,5 км/час.
Последние гонки на Волхонском шоссе состоялись в мае 1914 года. В соответствии со спортивной программой Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба, 20 июля 1914 года должна была состоятся очередная гонка, но Первая Мировая война изменила эти планы.
Хобби августейших особ
Отметим, что в России увлечение мототехникой в начале XX века захватило многих обеспеченных представителей общества. Не могли в стороне оставаться и члены августейшей семьи. Так, к примеру, автомобилями увлекался Великий князь Михаил Александрович, который взял под свое покровительство Русское автомобильное общество - первое национальное объединение автомобилистов России, созданное в Петербурге в 1903 году.
Попасть в общество было не так просто - для этого требовались рекомендации не менее двух действительных членов. К тому же называться членами РАО стоило немалых денег. Годовой членский взнос составлял 100 рублей, а за вступление также нужно было внести сразу около 50 рублей. В качестве бонусов автомобилисты получали возможность покупать со скидкой бензин и масла, а также ремонтировать автомобиль.
via