«Не согласен я». «С Энгельсом или с Каутским?». «С обоими»

May 16, 2011 17:04


Соседство Путина и Медведева дает на самом деле совершенно уникальную возможность сравнить прям-таки противоположные по кадровой политике стили управления государством, когда один предпочитает вербовать, в том числе и полнейших уродов, а другой ведет себя почти как слон в посудной лавке, изгоняя показавшихся уродами.

Оба подхода по-своему хороши, наверное. Тот же Путин в том числе и посредством своего замечательного метода в свое время решил целый ряд задач, а главное - насущнейшую проблему центробежных сил в регионах. Но с другой стороны апофеозом такого путинского стиля стала, как мы увидели, кущевская история. Медведев же хоть как-то начал шевелить это болото. Так может именно медведевский метод - та самая панацея? И вот появилась замечательная возможность рассмотреть и этот подход на конкретном примере.

Но начнем немного издалека, чтобы историческая перспектива и подоплеки были всем понятны. Жил-был Пермский край - это такой регион Российской Федерации где-то на Урале, - которым рулил губернатор Чиркунов. Будучи выходцем из КГБ и весьма обеспеченным человеком (владельцем крупнейшего в крае девелоперского и ритейлового бизнеса), не воровал и в мутных схемах, вроде как, не участвовал - надо отдать ему должное. Но, как это принято, свои тараканы водились и у него - по своей старой торговой привычке полагал он, что регионы внутри страны должны конкурировать между собой. Примерно как магазины внутри одной торговой сети. (А нерентабельные, видимо, подлежат аннигиляции?) Конкурировать за привлечение в регион покупателей, ой, извините, бизнеса, финансов, “человеческих ресурсов”.

А если есть конкуренция, значит, нужна и реклама, чтобы выделиться и привлечь к себе внимание. И в крае снижают налог на прибыль с 24% до 20%. Но бизнес на эту уловку не повелся, очередей инвесторов с денежными торбами так и не выстроилось. Более того, местные бизнесмены, с удовольствием попользовавшись этой льготой, спустя какое-то время по тем или иным причинам стали продавать свои активы в регионе и выводить денежки, кто в Москву, а кто и подальше.

Но Олег Анатольевич - человек неугомонный. И внутри края параллельно развернулась и другая кампания - “Покупай пермское”. Это когда в парадигме всё той же конкуренции регионов пермяков убеждали покупать продукцию местных предприятий. Впрочем, надо сказать, делалось это совершенно корректно, никого не ущемляли. Однако то был еще один шажочек в направлении регионального сепаратизма в духе 90-х, малюсенький, но шажочек.

Еще не так давно Чиркунов, будучи депутатом областного представительного органа, чуть ли не активнее всех критиковал тогдашнего губернатора Игумнова, что тот руководит регионом слишком уж самолично, не учитывая интересов “окружающей среды”, так сказать. Но с переменой ролей регион стал постепенно превращаться уже в чиркуновскую вотчину. Конкуренция конкуренцией, но выборы исполнительной и законодательной власти во всех муниципальных образованиях края стали проходить под самым плотным патронажем администрации губернатора.

А в довершение всего Чиркунов по каким-то неведомым нам причинам покатил бочку уже на руководство краевого ГУВД. И хотя краснодарского беспредела в крае, вроде бы, не было, но вопросы самого разного рода к милиции, действительно, возникали. Однако силовики на то они и силовики, чтобы не свою деятельность корректировать, а тупо долбить любого, кто посмел им хоть что-то предъявить. И вот Пермь становится свидетелем странного действа, когда вместо решения своих прямых задач, ветви власти начинают хлестать друг друга по щекам, выясняя, кто из них больший негодяй. Эти разборки вынесли на свет целый ряд неприглядных эпизодов с кадровыми последствиями для обеих сторон, таким образом всё же хоть как-то очистив поляну от гнильцы, но при этом никак не затронули организационного устройства этих структур. Вот так вот недоработки центра в плане организации систем приводят либо к сращиванию или пакту о ненападении центров силы на местах (вы не трогаете нас, мы не трогаем вас), либо к противостоянию на уровне персоналий (когда, выражаясь словами Чиркунова, происходит “расторжение этого негласного договора” Журнал «Власть»   № 44 (898) от 08.11.2010   ).

Однако, следуя своей конкурентной парадигме и устраивая нескончаемые разборки, губернатор Чиркунов стал отдаляться от путинских заветов, что не могло не повлечь каких-то реакций в самой ближайшей перспективе. И тут как нельзя кстати на горизонте появляется некий Марат Гельман, то ли околокультурный, то ли околополитический персонаж, хлопающий в ладоши ни много, ни мало с Самим Владиславом Сурковым из администрации президента. Сие, видимо, означало, что если во власть Чиркунов пришел как бывший компаньон Юрия Трутнева, экс-губернатора Пермского края и министра природных ресурсов в правительстве Путина, то следующую свою ставку Чиркунов делает уже на Медведева.

Но война войной, а пермская власть порождает новую рекламную акцию: “Пермь - культурная столица Европы”. Бред, но чье-то внимание, наверное, привлекает. Тем более сопровождалось означенное действо шумным созданием Пермского музея современного искусства, проведением нескольких маргинально-театральных фестивалей с приглашенными звездами-гастролерами, появлением в Перми пары-тройки эпатажных малых архитектурных форм, а главное, пиаром, превозносящим всё это в прессе, в том числе западной.

Но в российских реалиях любая деятельность идет бок о бок с какими-то нарушениями, тем более такая бурная. Так что краевое ГУВД уцепилось и за эту историю, чтобы вновь и вновь досадить Чиркунову. И что-то, вроде, даже нарыли. Закавыка была в том, что всю эту “культурную” вакханалию курировал упомянутый Гельман со своими московскими покровителями. И вот она, логичная развязка, - начальник ГУВД Пермского края, некто генерал Горлов, пакует чемоданы. Всё остальное остается на местах, как оно и было. Был ли тот генерал негодяем? Не думаю. Обычный заложник сразу нескольких систем, где всё устроено одинаково - рука руку моет.

При чем тут Медведев, спросите вы. В том то и дело, что ни при чем. Он просто подписывает какие-то отставки-назначения, видимо, не всегда толком понимая, что, где и почему в стране происходит. При этом суть систем и процессов от этих его царских жестов практически не меняется. И если ВВП, как правило, в лучших советских традициях предпочитает консервировать ситуацию и ничего не менять, то ДАМ менять уже очень любит, правда, лишь тасуя названия и карты, ой, кадры. Вот такой вот кейс из Медведев-стайл.

Чиркунов, Пермский край, государственное управление, Медведев, Путин

Previous post Next post
Up