Хребтик расположен вдоль моря, дорога расположена также. Добраться очень легко. Едем из Ю-С на север по асфальту, смотрим километровые знаки. Наш -145-ый.
Остров вытянутый и если представить его, на карте, как силуэт человека, то, в районе талии, как раз, видно, что дорога, чуть, отходит от берега и делает небольшую "скобку", возвращаясь к воде через ~50 км. Зачем? А это дорога обходит несколько скальных образований, в середине которых хребет Жданко.
Говорят, что Жданко -это как вздыбившаяся от извержений кора, а лавовый натёк в море застыл порогами вдоль берега. Теперь, в этом месте, море спотыкается, образовывая линию бурунов.
По краям хребта, с С и Ю есть красивые места отдыха: район мыса Бурунного и знаменитая бухта Тихая. Новомодные коричневые указатели обозначают направления туда.
Мы же, доехали до места "ст.Цапко" нашли себе указатель "Хребет Жданко 1.0 км" и встали на небольшой аккуратной площадке с информационной инсталляцией, но, почему-то, без намеков на традиционные для таких мест лавочки-столики.
Мы - это я с ЛМ и Илья, брат ЛМ-а. Илья нас сюда привёз, предварительно одобрив наш выбор, но, сомневаясь в прогнозе.
Всего, мы ехали из Южного два часа, немножко собирались при машине и вышли в 9.
Надо сказать, что мы выбрали себе маршрут на вершину самый простой, ибо, по отчётам и мартовским видео стало ясно, что без альпснаряжения, в околозимних условиях, на маршруте с Юга ("с Тихой"), нам делать нечего. Но, даже для нашего, "От Цапко", на стенде было строго указано: "Уровень сложности маршрута СЛОЖНЫЙ". Что бы это ни значило, мы были морально готовы, ибо, 682 метра главной вершины и плановая протяженность радиалки "туда-сюда" в 14 км, звучали, ваще, несерьёзно. Немножко насторожила ориентировочная цифра времени на прогулку - 10 часов. Её озвучил Илья, который был здесь неоднократно с разных положений и в разное время.
В рамках утреннего туалета, короткий кружок вокруг машины выявил станцию Цапко: собственно, одноколейная линия ЖД, сэндвич-будка с соответствующей надписью полуметровым кеглем, вышки сотовой и прочей связи. Других строений или дорог не наблюдалось.
Не. Не так. От машины была одна дорога на Восток. Мы пошли по ней метров 500, пересекли газопровод и вышли в старый карьер у подножья хребта. Да, вот так. Подход от машины - чуть больше полукилометра.
Подошли к площадке, откуда брали грунт. Его брали, прям, с отрога, который, резко уходил вверх. Надо было обойти выемку слева или справа, мы пошли налево. С выемки, сразу полезли в хребет. Снег был, снегоступов не было. Наст, вроде, пытался держать, но сильно не системно. Мы не переживали, так как впереди виднелся взлет и был он градусов 40. Типа, снег на нем должен был быть выбит и прибит ветром. Но, это не точно. Как только, оказались на ребре с берёзкаме, наст начал проваливаться. В одном месте, где была "ступенька", пришлось даже побарахтаться в лучших традициях, когда уходишь по пояс, а впереди резкий уклон.
Илья ныл, что его накрыл синдром лыжника, снявшего лыжи, имея ввиду наше крайне медленное перемещение, ЛМ ныл, что не взял третью пару ступов у знакомой, а две пары, которые были, оставили в машине. Я не ныла, а тихо шла по следам сзади.
Ступеньку преодолели и вышли из берёз на голое ребро.Так и лезли. Талая, но застывшая поутру тропа.
Доставил ветер. По прогнозу он был западным, то есть, дул нам в спину. Скорость тоже была по прогнозу: метров 8 подпор и порывы до 15. Порывы сплошные, поэтому, где там 8, где 15 мы не различали.
Тут можно было забыть про ступы и ныть синхронно про ветер в спину. Он дул. Чем выше, тем сильнее. Обещанные 15м/с Илья оценил в 25, когда мы поднялись на ребро, собственно, Жданко. Высота там была 460м.
Сразу под нами, стало видно: море на Востоке, долину с автодорогой и железкой на Западе, на Север "Ждан" уходил в ноль, на Юг шло острое, но корявое заснеженное ребро.
На горизонте, везде, кроме Востока, виднелись далёкие белые пилы горных хребтов.
Вид на Запад
Это вид на Север. В центре видны два хребтика, один из них(справа) - с горой Клокова.
Вид на Юг и я на ветру.
Ветер лупил нещадно. Я пробовала оценить, насколько сложно стоять-идти, пока мы ещё, как бы, не пошли. Вроде, стоять можно. Подрывает немного, но, терпимо. Лечь на ветер не получается, значит, идём, пока, не станет хуже. Тем более, Илья подтвердил - это нормально. Я хз, где там нормально. У нас, в Приморье, ветер имеет свойство усиливаться с утра и до после обеда, а на часах 10:30.
Прошли метров 150 по ребру. Снег не проваливается, крепкий. Видны следы ног и снегоступов. Кое-где проталины. Спрятались за бугорок отдышаться, одеться. На улице солнце, но минус. Не большой, но устойчивый. С ветром, прям, совсем не тепло. Надела на себя все, что было: обычный комплект "приморская зима". После чая, совсем стало легче, я аж в себя начала верить.
Пошли дальше. На ветер перестали обращать внимание, стали смотреть по сторонам. Было очень интересно: хребтик острый, со стороны моря шикарный наддув, кучерявый.
Однако, быстро стало ясно, что волна висит на резком сбросе и не особо прочно. Тут же увидели, как снег отстал от земли и грозит сползти лавиной в любую минуту. Дошло, что на снег наступать, вообще, не стоит.
Прошли километр, полезли в купол горы Владимировки. Уклон - те же 40-45, но, не сильно высоко. Залезли нормально, и ветер не сдувал нас почему-то. Спокойно чекинились, смотрели дальнейший путь. Выход с вершины на траверс запомнился рядом скалок Черепашка-ХХХ-Чортов Коготь.
Черепашка.
Прошли камень "Черепашка" и вышли на торчащую скалу с названием из трёх букв.
Спрятались за неё и поняли, что это "Щит". Ели обед. Вроде, как-то, даже потеплело.
Вышли из-за щита, ландшафт не поменялся. Где-то сложнее, где-то проще.
После обеда, рядом обнаружили Коготь.
После Когтя, шли до пирамидальной скалы, ландшафт всё тот же - небольшие "качели" (бугорки "вверх-вниз"), наддувы, земля и камни.
Подошли к треугольной скале, но, спускаться с неё засцали, обошли жандарм справа, по снегу.
Продолжаем движение, есть места, где снега мало, но всё такие же пумпыри.
Итогом, спустились в глубокую седловину, приблизившись к руслу длинного ручья. Здесь, сказал Илья, ночуют, даже. До вершины осталось пройти, примерно 1.5 км, набрав ~250 из седла и сотку купола.
Очень трудно передать словами впечатление от ходьбы здесь, так, чтоб было понятно. Самое характерное - сбросы вправо-влево с хорошим уклоном. Для примера - два метра не страшны снизу, но, попробуй спрыгнуть с контейнера. Совсем другое дело.
Нечто похожее и здесь. Стоишь на гребне, вокруг тебя, на километр склоны, круто уходящие вниз. Кажется, что оступись - и до моря одни уши доедут. Хотя, наверно, если полезешь снизу, то ничего страшного. Говорят, с гребня слетают регулярно, но без подтверждённого клушегубства.
Ну и снег. Летом, в лёгких кроссовках на цепкой подошве, перемещаться можно веселее. Зимой же, в Скарпах, по килограмму на ногу, с твердой подошвой, по ледяным пятнам, без кошек - не кажется безопасным. Да так оно и есть. Кошек мы не взяли, я и подумать не могла, что тут - вот это вот всё. Народ писал, типа, с Севера спокойно. Нет, это не так. Возможно, но не спокойно. Вот мы и корячились. И виды. Полная иллюзия Больших Гор. Часы движения - а вокруг камни снег и высота. Нет даже 1000 метров, но 400-600 вполне хватает для эстетики. Ещё и морюшко.
С чем сравнить ?
Наверно, на Чандолазе, маленькие кусочки в районе альпмаршрута у Чертова Утёса где-то как-то дадут представление. Хабаровские дракончики на Ко и Тордоки тоже подходят немножко. Но - не то. Короче, лучше один раз увидеть. Тем более, что в плане логистики, это не сложнее любой приморской однодневки.
Весь кусочек, от выхода на ребро до Креста имеет протяженность, чуть более 5 км. Поднявшись из глубокого седла, мы уже пролезли больше четырёх. Перед нами, теперь уже близко(~800 м) торчали две скалы главной вершины.
Та, что ближе к морю - острый останец с вертикальными стенками. Вторая - продолжение хребта с площадкой наверху. На площадке - японский каменный столбик и православный крест.
Прошли метров 500 без ощутимой потери высоты и очутились под вершиной.
Летом, или в кошках, наверно, залетели бы и не заметили. Но, сейчас, нас встретила гладкая наклонная фирновая стенка. Носком не долбится. Ну, не особо. Но, уже видно Крест.
Начали преодолевать. Глаза боятся, ноги - ковыряют наст и цепляются за маленькие выемки рантами. Хорошо, что фирн не системный: пяток метров и снег снова мягкий. Ещё кусочек - и можно идти. Просто, немножко волнительно.
Я поднялась к Кресту «вторым заходом». Первым, с Ильей и ЛМ, я не пошла. Мне показалось, что фирн я не смогу. Но, через 15 минут парни вернулись и сказали, что фирна мало и тот они расковыряли. Так и оказалось.
Ветра нет. Забыла подчеркнуть, что после Щита, каким-то чудом, ветер нас беспокоить перестал. Он, просто, стих до нуля, оставив нас с солнцем, снегом и скалами. Здесь, на вершине, это было очень кстати. На пятак с Крестом успешно поднялась. Ура! Цель прохвата достигнута, эмоций хватило, чтоб, не рваться дальше, а только, посмотреть на Юг.
Там Жданко тянулся к морю грядой очередных скал, ещё сильнее напоминающих зазубренное лезвие. Этот участок выглядел более сурово, да и по ютубчикам было понятно, что зимний вариант прохождения желателен со снаряжением.
Ещё поглядев красоту, мы повернули назад. Расковырянный фирн проскочили на адреналине, чуть отдышались и повалили в седло. Дальше просто: преодолели в обратном порядке.
Обратно был другой свет, вот, например, вид на гору Владимировка с какой-то удобной видовой
Вот поближе:
К 18 часам выйшли на точку поворота. Однако, движение вниз, до машины отняло ещё часа полтора: глиняный подъём раскис, по нему побежали микросели.
Снег у подножья подразмяк и отсутствие ступов чувствовалось особо остро. Но, все закончилось и к 23-м мы спокойно вернулись домой.
Итогом.
1. На Жданко, для знакомства, сходить легко. Логистика простая, особенно, при наличии машины. Есть альтернативные варианты, но, их мы не изучали. Вполне можно вписать в расширенную или стандартную программу посещения горнолыжки.
2. Нужен прогноз с минимальным ветром.
3. Полный траверс (Тихая-Цапко или больше) можно идти: летом; зимой со снарягой; ну и, после плотного(пару раз) знакомства.
4. Идеально - планировать ещё пару ночёвок на Тихой или на Бурунном, особенно, летом.