Oct 01, 2010 18:13
Рощин не был стариком, - в феврале ему исполнилось 77 лет, но когда несколько месяцев тому назад ушла из жизни его жена, театровед Татьяна Бутрова, стало ясно, что без нее он долго не протянет. Рощин давно и тяжело болел, но благодаря Бутровой, не выпадал из жизни, - с некоторого времени поселился в Переделкине, но регулярно приезжал в Москву - на спектакли, на разные церемонии. Благодаря жене, вышло подряд два собрания сочинений, - до сих пор Рощина больше знали как драматурга, а тут опубликовали прозу - о Бунине, о Толстом…
Обидно, что в последние несколько месяцев имя Рощина появлялось в прессе благодаря каким-то интервью, излишне подробным и откровенным, где он рассказывал об одной из своих жен, актрисе Екатерине Васильевой. Рощин - несмотря на то, что много лет прожил в театре, - оставался во многом человеком наивным и доверчивым, и потому можно ему простить эту случайную искренность.
И конечно это не затмит главного - Михаил Рощин - это эпоха в советском театре. Его пьесы во многом определили лицо театра «Современник». Новое лицо театра - после ухода из него Олега Ефремова. В 71-ом его пьесу «Валентин и Валентина» поставил Валерий Фокин, главные роли сыграли Константин Райкин и Марина Неелова, кроме них играли Нина Дорошина, Валентин Гафт.
В БДТ «Валентина и Валентину» поставил сам Товстоногов, во МХАТе - Ефремов, в Литве - Роман Виктюк, лучшие режиссеры того времени. Для Олега Ефремова Рощин на долгие годы стал товарищем, советчиком, - спектакль «Старый Новый год», который шел в Филиале на улице Москвина, собрал всех лучших актеров, которых собрал тогда во МХАТе Ефремов. Позже вышел телефильм по этой же пьесе, А в фильме Натансона «Валентин и Валентина» дебютировала Марина Зудина, а играла Татьяна Доронина - кажется, впервые - возрастную роль.
В «Эшелоне», пьесе, которую в Современнике поставила Галина Волчек, пожалуй, впервые война была рассказана не с точки зрения передовой, - война была показана из окон эвакопоезда, глазами многих разных женщин, - задолго до книги Светланы Алексиевич «У война не женское лицо».
В спектакле была занята вся женская часть труппы театра, пьеса имела невообразимый успех, была поставлена потом во многих театрах, Волчек поставила ее даже в Америке.
Он был умным, ироничным человеком, многим успел помочь, вместе с Алексеем Казанцевым основал один из самых молодых московских театров - Центр драматургии и режиссуры, где дебютировали многие ныне известные и знаменитые режиссеры и драматурги - Василий Сигарев, братья Пресняковы, Кирилл Серебренников, Михаил Угаров…
Я виноват перед ним. Когда умерла Татьяна Бутрова, я позвонил ему, потом - ещё, он, как обычно, позвал в гости - есть, о чем поболтать... Я пообещал перезвонить и приехать на следующей неделе. И так прошло лето, три месяца, теперь уже больше. Банальность: не надо откладывать... Позвонила Людмила Цешковская: панихида и прощание пройдут в воскресенье, 3 октября, в Храме Священномученика Антипы в Колымажном переулке