СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ
Любопытно, что вторая половина этого текста, где описывается собственно «погибель», безвозвратно утеряна. До нас дошла только здравица. И это не без умысла. Вполне возможно, второй части вообще не было: о светло-светлом автор решил напомнить, а о погибели и писать поленился. Зачем? Можно ведь просто вокруг оглянуться. Автор сообразил, что так будет во все времена, и сделал документ «инвариантом по времени». Перманентная «погибель» - это просто модус существования Русской земли.
Оригинал с переводом и примечаниями:
«О, свѣтло свѣтлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, рѣками и кладязьми мѣсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными звѣрьми, различными птицами, бе-щислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававѣрьная вѣра хрестияньская!
Отселѣ до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от нѣмець до корѣлы, от корѣлы до Устьюга, гдѣ тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви,- то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, дѣду его Володимеру и Манамаху, которымъ то половоци дѣти своя полошаху в колыбѣли. А литва из болота на свѣтъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы желѣзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьѣхалъ, а нѣмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И жюръ Мануилъ цесарегородскый опасъ имѣя, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял».
Заметим, что автор гордится обилием всевозможного начальства (мы и сегодня на это не жалуемся), а большую часть здравицы занимает перечисление запуганных лимитрофных племен. Апофеоз пафоса, разумеется, приходится на фразу «даже Америка нас боялась!»
А документик то не простой. Он, собственно, и задал рамки «русской идентичности». С тех пор и по наши дни, русский - тот, кто воспринимает его в актуальном ракурсе. Это - «пароль». В этом тексте задана и вся последующая метаполитика Русского государства, его желаемые границы на Севере, Западе и Юге. Вспомним, что история Российской Империи закончилась войной за Царьград с немцами, чехами и уграми.
http://kornev.livejournal.com/116983.html