О всеобщем декларировании…

Mar 10, 2016 09:02



Это так по ээээээмммм…. Европейски!
Однако, утверждая это, многие забывают уточнить, а как же на самом деле это выглядит в Европе.

Возьмем, в качестве примера, Германию, где налоговое законодательство по сложности сравнимо с нашим.
Так вот, в там все граждане (насколько я помню) делятся на 6 классов, из которых первые 3 подают декларации по своему желанию, а вот остальные три подавать ее обязаны.

При этом, декларации в Германии подают не только с целью уплаты налогов но в основном с целью воспользоваться налоговыми преференциями, что бы вернуть часть из уже уплаченного.
Ну а поскольку вариантов "пропетлять" там очень много, зачастую для того что бы заполнить декларацию житель Германии обращается к налоговым консультантам.

Так вот этих налоговых консультантов в Германии огромное количество.
Стоимость услуг такого консультанта это обычно какой-то процент, от той суммы которую удастся вернуть, но при этом не меньше какого-то минимума (обычно от 50-100 евро).

Теперь вернемся к нашим реалиям.
Давайте допустим, что завтра действительно введут всеобщее декларирование, и тут у меня возникают вопросы.

Вопрос номер один.
Сколько людей смогут заполнить бланк декларации самостоятельно?
Зная наш подход он наверняка будет не самым простым, а раз так то как минимум половине из тех кто будет ее подавать потребуется помощь для его заполнения.
Кто ее будет оказывать?

Налоговая?
Та самая, которую сейчас активно сокращают?
У них для этого просто нет человеческих ресурсов.

Частные налоговые консультанты/бухгалтера?
Во-первых, они это будут делать не бесплатно, а во-вторых, их тоже не так уж и много, а раз так, то возникает в-третьих, в условиях дефицита, цена на их услуги поднимется.
Если говорить просто о заполнении декларации стоимость таких услуг скорее всего будет составлять от 100 до 300-400 грн.

Вопрос номер два.
А кто эти декларации будет принимать и как?

Давайте посчитаем на конкретных цифрах.
Возьмем, для примера, Октябрьский и Холодногорский район г. Харькова.
Их общая численность 200 000 человек из которых пускай ¼ это дети до 18 лет.
Таким образом, остается около 150 000 человек которые должны будут подавать декларацию?

Отлично!
Вот все они пришли в Западную ОГНИ где отдел приемки отчетности состоит из 5 человек.
Никто другой кроме сотрудников этого отдела не имеет права принимать и вводить декларации в компьютер.

Приемка декларации в среднем занимает от 3 до 5 минут.
Возьмем пять с учетом подхода и отхода человека от окошка (пока достанет, пока спросит, пока упакуется и отойдет).

Считаем из расчета 8 часового рабочего дня для Западной ОГНИ 8х60х5:5=480.
За один рабочий день эта инспекция может принять и обработать порядка 500 деклараций.

Дальше очень просто 150 000:500=300
Таким образом, что бы принять декларации жителей этих двух районов налоговой инспекции потребуется ГОД!
При условии, что люди будут приходить равномерно по 500 человек в день.

Но у нас ведь люди обычно откладывают все до последнего дня, а раз так то в последний месяц декларирования в налоговой встанут дикие очереди.

Вы скажете, а как же электронное декларирование?
А никак, скажу я вам, т.к. для подачи декларации в электронном виде нужно сначала получить электронную цифровую подпись.
Это можно сделать бесплатно в налоговой (таких точек всего 3 на Харьков и в каждой работает 1-2 человека), или за деньги в коммерческих структурах (стоит это около 100 грн.).

Таким образом, если мы будем вести речь исключительно о электронном декларировании, то получим или те же самые очередь но уже у окошек где выдают ЭЦП, или создадим трафик к коммерсантам которые в условиях ажиотажа опять таки поднимут цену на эту услугу.

Более того, я вам скажу по секрету, на сегодняшний день сервер ДФС Украины неспособен выдержать такого количества заходов/обращение и как следствие он потребует серьезной модернизации, с очень большими денежными вливаниями.

Вопрос номер три - во что это обойдется.
Давайте посчитаем во что обойдется подача декларации гражданину Украины при условии что у него нет для этого времени и/или знаний что бы сделать это самому.

Давайте просчитаем самый идеальный вариант с ЭЦП и налоговым консультантом (к которому обратился человек за этой услугой) исходя из сегодняшних цен на такие услуги, в частности взяв, для примера, стоимость составления и подачи декларации для предпринимателя:

1. Нотариальная доверенность (что бы специалист смог получить ЭЦП или сдать деку) - 200 грн.
2. Получение ЭЦП - 100 грн.
3. Стоимость ЭЦП (если платный) - 100 грн.
4. Составление и подача декларации:
    - в электронном виде - 100 грн.
    - в бумажном виде - 200 грн.

Таким образом, если не заниматься этим самому, то каждому гражданину это обойдется в среднем от 400 до 500 грн., а общий рынок таких услуг можно оценить в среднем в 10-15 миллиардов гривен.

Уважаемые депутаты вы что головкой бобо?
Или речь идет о том, что бы в очередной раз подзаработать немного деньжат?

Вопрос номер четыре.
Кто будет заниматься взысканием задолженности?

Ну вот подал человек декларацию и получилось что он должен доплатить по ней предположим 200 грн., а он "забил" и не платит?
Кто, как и в каком порядке их будет взыскивать?

На сегодняшний день налоговая в таком случае должна подать иск в суд, получить решение суда, отправить его в исполнительную службу и только после этого исполнительная служба будет каким-то образом взыскивать такой долг.

Но во-первых, ни в налоговых, ни в судах, ни в исполнительной службе нет того количества сотрудников которые могли бы обеспечить оперативную реализацию этой функции.
А во-вторых, затраты по взысканию такой задолженности зачастую будут превышать размер этой задолженности, а учитывая отсутствие сотрудников процесс растянется на многие годы!

ВЫВОДЫ.

Безусловно всеобщее декларирование вещь нужная.
Уплачивая налоги самостоятельно, человек начнет спрашивать у государства, а куда вы деваете мои деньги.

Однако, на сегодняшний день Украина не готова к этому ни технически ни ментально.

В налоговой нет ни человеческих ни технических (которые могли бы заменить человеческие) ресурсов для того что бы принять, обработать, а потом проверить такое количество деклараций.

В законодательстве нет норм которые предусматривали бы упрощенную процедуру взыскание таких задолженностей при этом минимизирую ошибки и злоупотребления в этой сфере.

Большинство населения неспособно составить и подать (тем более в электронном виде) декларацию самостоятельно но при этом категорически НЕ готово платить за это деньги специалистам которые это могут сделать за них.

В таких условиях, введение просто тупо всеобщего декларирования, в сегодняшних условия - полнейшая дурость!

ЗЫ. А как же в Европе спросите вы?
Но во-первых, на примере той же самой Германии мы видим что всеобщего декларирования как такового нет.
Большая часть налогов связанная с выплатой заработной платы удерживается самим работодателем.
Декларации при этом обязаны подавать далеко не все граждане, а только определенные категории.
Более того, многие подают декларации с целью вернуть уже уплаченные налоги, а не потому что обязаны уплатить сверх того.

Во-вторых, житель Германии абсолютно нормально воспринимает тот факт что для подачи декларации он должен обратится к специалисту который поможет ее заполнить. Это не вызывает какого-то негодования и воспринимается вполне себе естественно.
Ты или тратишь время разбираясь в хитросплетениях законов и приложений к декларации и заполняя ее сам (не факт что правильно) или тратишь деньги на того кто это сделает за тебя.
Очень многие платят ежемесячно бухгалтеру 50-100 евро и просто "сгружают" ему раз в месяц/неделю все документы и чеки, а бухгалтер уже сам разбирается, что можно включить в затраты, а что идет в доходы.

Готово ли население Украины к такой схеме работы?
Есть ли у нас достаточно специалистов, которые смогут предоставить квалифицированные услуги?
Сколько по итогам первого года вылезет мошенников которые возьмут деньги "за сдачу декларации" и ничего не сдадут?



2016, налоги

Previous post Next post
Up