За последние годы "словцо о славянах" Достоевского в рунете мелькало, должно быть, тысячи раз: лично мне его упоминания глаза намозолили уже очень давно, сегодня попавшись в очередной раз, что стало пресловутой соломинкой, надломившей хребет верблюду. Собственно, ни против Достоевского, ни против его писем, я ничего не имею: речь о современных интерпретаторах...
Что они делают? А делают они следующее:[Спойлер]цитируют часть письма, опуская как его исторический контекст, так и оставшееся его содержание, из чего подразумевается, что Федор Михайлович всяко одобрительно бы отнесся если не ко всяческому гноблению "братушек" - то как минимум к прагматично-равнодушному к ним отношению (причем под "братушками" зачастую подразумевают всех, не являющихся гражданами РФ в границах, нарезанных в разное время 20 столетия большевиками, что, надо полагать, предвосхитил в свое время в своих письмах Достоевский). Данный шаблон применяется с выдающимся постоянством, из года в год, начиная с барина-Михалкова
Как несложно убедиться, опускаемая чуть менее чем всегда часть письма несколько смещает подразумеваемые в вырванном из контекста куске акценты:
России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства -это она, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала всё она. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?
Ответ теперь труден и не может быть ясен.
Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч. Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед. Но да сохранит бог Россию от этих стремлений, и чем более она выкажет самого полного политического бескорыстия относительно славян, тем вернее достигнет объединения их около себя впоследствии, в веках, сто лет спустя. Доставив, напротив, славянам, с самого начала, как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства и надзора над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство и политическое влияние свое на славян, им, конечно, ненавистное, а Европе всегда подозрительное. Но выказав полнейшее бескорыстие тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо. ... славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания - вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению, в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.
Отдельно отмечу: данный пост не преследует цель обсудить, насколько предлагаемый здесь Достоевским подход актуален, рекомендуем или категорически не рекомендуем, прозорлив или же утопичен... Речь исключительно о популярной и набившей оскомину современной интерпретации Достоевского.
Также следует особо отметить, что речь у Достоевского, когда он говорит о "славянах", идет о Балканах, где в то время вела активную игру Российская Империя, и о желаемой им политике в их отношении.
Что же касается собственно территорий Империи - будет уместно привести еще одну цитату:
Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. т. 13. СПб., «Наука», 1994
Как с учетом вышеизложенного выглядит ролик чуть выше, в котором на фоне украинского кризиса по одному из центральных каналов Михалков многозначительно читает классика? И как выглядят сонмы вспоминающих классика в том же ключе в интернете?