Снова про школьное образование. Часть четвёртая.

Sep 30, 2024 15:06


Проблемы, которые возникают у учеников в средней школе во многом вытекают из проблем в школе начальной. Если у ребёнка не сформировались качественная база знаний и привычка учиться в начальной школе, то, естественно, обучение в средней школе будет для него мучением.

Но в средней школе есть и другая серьёзная проблема. В России параллельно существуют две системы среднего школьного образования. Есть небольшое количество профильных средних учебных заведений: суворовские и нахимовские училища, государственные пансионаты, спортивные школы, школы искусств, лицеи и гимназии с углублённым изучением определённых предметов. Они есть, но их мало. При поступление в такие профильные учебные заведения, после начальной школы, дети проходят определённый отбор, сдают экзамены. Никто там насильно учиться не заставляет. Уровень знаний и мотивация учеников в таких классах примерно одинаковы. Классы в таких учебных заведениях - это коллективы единомышленников. Мне так кажется.



Чтобы устроить ребёнка в такие специализированные профильные учебные заведения родителям нужно постараться. Без поддержки семьи ребёнок, каким бы талантливым бы он не был, в них не попадёт. Отбора учеников в такие профильные учебные заведения на уровне государства не существует. Ситуация, когда государственный чиновник предложил бы семье ребёнка, за его успехи в учёбе, устроить ребёнка в такое учебное заведение нереальна и фантастична. И здесь государство полностью перекладывает на семью заботу об образовании ребёнка. Зато государство каждый год заставляет ребёнка сдавать всероссийские проверочные работы, чтобы оценить качество его знаний. Зачем??? Кому в государстве нужны результаты ВПР? Для какой отчетности?

Профильных учебных заведений среднего образования в России мало. Устроить в них ребёнка семье трудно. Подавляющее большинство детей после начальной школы продолжают своё обучение в обычных классах. То есть класс в полном составе из начальной школы переходит в школу среднюю. Обычно в таком классе несколько отличников и ударников, а остальные троечники. Можно назвать такой класс коллективом единомышленников? Конечно нет!

Учиться в таком классе трудно всем, и отличникам, и ударникам, и троечникам. Начинает учитель объяснять новый материал, а полкласса этих объяснений не понимает, потому что предыдущий материал не помнит или не знает. Учитель начинает с отстающими повторять предыдущий материал на уроке, а отличники сидят и скучают. Учителю приходится работать в классе на две-три целевых аудитории с разным уровнем подготовки и мотивации. А часто бывает, что учитель пол урока орёт на класс, пытаясь класс успокоить и привести в чувство. Бывает, что ученики грубят учителям и срывают уроки. Чего только в классе не бывает.

Возможны ли такие ситуации в профильных учебных заведениях? Если и возможны, то очень редки. Обычно в профильных учебных заведениях среднего образования с дисциплиной проблем нет. Не хочешь учиться - иди в обычную школу и там выпендривайся.

Обучение в обычных классах средней школы неэффективно. Оно не может быть эффективным и результативным потому что ученики в таких классах преследуют разные цели. Соответственно и подходы к обучению разных групп учеников в классе должны отличаться. В рамках одного класса реализовать разнообразие подходов к обучению разных групп учеников очень трудно и почти невозможно. У учителя на это нет ни сил, ни времени. Это давно всем понятно. Поэтому там, где во главу угла ставят эффективность обучения, там существует отбор. Отбор существует в профильных учебных заведениях среднего образования. Отбор существует в группах дополнительного образования для школьников, как и в школе так и за её пределами. В детском центе «Сириус» регулярно проводятся смены для юных физиков, математиков, химиков, программистов и т.д. И чтобы попасть в такую смену дети проходят строгий отбор. Отбор существует при направлении детей на городские олимпиады по школьным предметам. Олимпиадная компания - это хорошо отлаженная машина ещё со времён СССР. Обычно будущих олимпийцев посылают от школ на сборы ещё до олимпиады. Берут со всех городских школ отличников, собирают их вместе на одну-две недели, и готовят их к олимпиаде по тому или иному предмету. Там, где нужен результат, там обязательно должен быть отбор! За эти две недели усиленной подготовки ученики получают хороший импульс. Они учатся не только у преподавателей, они перенимают знания друг у друга. Они попадают в коллектив единомышленников! Но только на две недели. Потом они возвращаются в свои родные классы, к троечникам и двоечникам. Олимпиады бывают школьные, городские, областные, всероссийские, международные. У городских олимпиад по физике и математике, по крайней мере в нашем городе, есть одна особенность. Ученики физико-математического лицея пишут городские олимпиады отдельно от учеников остальных городских школ. Для них проводят свою городскую олимпиаду. Чиновники от образования прекрасно понимают, что у школьников из обычных школ очень мало шансов против учащихся лицея, если они будут писать городскую олимпиаду вместе. Учащиеся лицея учатся в коллективах единомышленников весь учебный год, а отличники из обычных школ только две недели в году. Встречаются лучшие из лицеистов и из обычных школьников на областной олимпиаде.

Государство опекает победителей всероссийских олимпиад и создаёт им хорошие условия для подготовки к олимпиадам международным.

Золотые медали у десятков наших школьников на международных олимпиадах по школьным предметам видятся мне высокими недостижимыми пиками. Высочайшие пики медалистов международных школьных олимпиад должны подпираться высоким плато качественного школьного образования у миллионов остальных российских школьников. А вместо такого плато у нас вокруг пиков сплошные пропасти.

У населения накапливаются излишки металлических изделий. Излишки драгоценных металлов люди несут в скупку, излишки других металлов - в пункты приема вторсырья. На пунктах приема вторсырья металл сортируют по видам: медь, бронза, алюминий, нержавейка, ферросплавы, черный металл. Разные виды металлов перерабатывают отдельно. Вместе их перерабатывать нельзя! Если спроецировать эту ситуацию на сортировку государством учащихся средних учебных заведений, то мы видим, что государство отбирает только самых-самых, т.е. золото, а все остальные плавятся в одном котле. И отличники, и ударники, и троечники, и двоечники. Т.е. по большому счету сортировка учащихся государством отсутствует. Не по-хозяйски это.

Такая ситуация сложилась не сегодня и не вчера. Нежелание государства заниматься сортировкой учащихся пришло к нам из старой советской школы. Никто ничего менять без пинка сверху не хочет и не будет. Строить профильные школы дорого, государство на это денег не даёт. Но создавать профильные классы в границах городских районов можно уже сегодня. Можно набрать класс отличников с городского района в одной школе? Можно предложить родителям перевести своего ребёнка в такой класс, по тем же результатам ВПР? Можно! Но чиновникам от образования это не нужно. Общеобразовательные школы - это заповедники в границах которых сортировка учащихся по успеваемости запрещена. Везде вокруг школ можно, а там нельзя.

Когда мой сын пошёл в одиннадцатый класс, школьные учителя сказали родителям отличников, что если хотите высокие балы по ЕГЭ, то нанимайте репетиторов. Учителя не отказывались готовить отличников к ЕГЭ на уроках, но оказывается готовить к ЕГЭ вместе в одном классе и отличников, и троечников нельзя! Учить их вместе семь лет можно, а готовить к экзамену нельзя! Открытие! Я понимаю, что наши бедные учителя в этом не виноваты. От них ничего не зависит. Они делают для наших детей очень многое. Огромное спасибо им за это.

После девятого класса происходит сортировка учеников. Одни остаются учиться в десятом классе, другие уходят из школы в техникумы и колледжи. После одиннадцатого класса тоже происходит сортировка учеников. В зависимости от набранных на ЕГЭ баллов выпускники школ поступают на более или менее престижные направления в более или менее престижные ВУЗы. Даже в ВУЗах есть сортировка. На одном потоке стараются собрать абитуриентов с самыми высокими баллами в одну группу. В школьных кружках и в группах дополнительного обучения школьников за пределами школ сортировка и отбор учеников есть. Отбора и сортировки учеников, исходя из их успеваемости и мотивации, нет только в классах средних общеобразовательных школ.

Отсутствие сортировки учеников в средней школе приводит к большим потерям образовательного потенциала наших детей. С таким подходом к среднему школьному образованию наше государство сильным не станет.

образование, школа, государство

Previous post
Up