Про школьное образование.

Apr 27, 2017 15:37

Оба моих ребёнка на сегодняшний момент учатся в школе. И я уже давно хочу написать про неэффективность школьного образования.

Вспоминаю «тяжелое» время, когда мой старший пошёл в первый класс. Ужасное было время и для меня и для сына. Сын никак не мог понять, почему ему надо что-то учить дома, делать уроки дома, причём непросто учить и делать, а учить и делать уроки старательно и аккуратно. Всё! Детство то кончилось!!! Начались суровые школьные будни. Поэтому у сына находилось уйма причин для сопротивления и протеста на все мои старания усадить его за домашнее задание и на все мои попытки заставить сделать домашнее задание хорошо и аккуратно. Сколько было слёз и истерик у сына! Сколько раз я срывался на крик и подзатыльники! Страшно вспомнить. Но и забыть ту ужасную первую четверть я не смогу никогда. Слава богу, что тогда я не опустил руки.

А потом всё постепенно поменялось. Поскольку я не отставал от сына до тех пор, пока все уроки не были сделаны хорошо, из школы он приносил хорошие отметки. Учительница его хвалила, а ему это нравилось. Потом постепенно хорошее и аккуратное выполнение домашнего задания вошло у него в привычку. Ему самому уже стало стыдно идти в школу с плохо выученными уроками. Конечно, совсем приступы лени не исчезли, и истерики по поводу того, что выучить это стихотворение или решить эту задачу невозможно регулярно повторялись. Но привычка учить домашнее задание у сына выработалась, фундамент был заложен. Дальше мне стало легче.

А где-то в конце третьей четверти сын сказал мне: «Спасибо тебе папа за мои хорошие оценки.»

А ещё нам повезло с первой учительницей сына, она очень требовательна к своим ученикам. Дай бог ей здоровья.

Я ходил на родительские собрания к сыну и был в курсе успеваемости его одноклассников. В классе было пять отличников из тридцати учеников. Это были дети, с которыми дома упорно занимались их родители. У остальных одноклассников моего сына родители не уделяли должного внимания своим детям, не проявляли должной требовательности и упорства. И у этих детей выработалась привычка - привычка, что домашнее задание можно делать кое-как, а иногда можно вообще про него забыть. Самое обидное, что все эти дети талантливые и способные. Только запущенные. И с плохими привычками, которые в будущем уже не исправить.

Хорошо помню торжественную линейку первого сентября, когда мой сын пошёл в первый класс. И помню золотые слова чиновницы от образования: «Только вместе семья и школа могут дать хорошее образование ребёнку».

И вроде с этими словами не поспоришь. Но грустно мне от того, что постепенно государство перекладывает ответственность за образование детей на их семьи, на их родителей. Семьи то у всех детей разные, с очень разными возможностями, и очень хорошо, если семья у ребёнка есть. А значит и уровень образования у всех будет разным, и в большинстве случаев будет он очень посредственным.

Как может учитель уделить достаточно времени каждому ученику в классе, где этих учеников за тридцать человек??? Никак!!! Государство обманывает всех, и родителей, и учеников, и само себя. Современная российская школа не обеспечивает ученика достаточным вниманием со стороны учителя. Российскую школу можно сравнить с быстро движущимся конвейером с заготовками, на котором от заготовки к заготовке не успевает бегать учитель. Учителей в школах не хватает. В классах слишком много учеников. Отсюда и большое количество брака в школьном образовании. Особенно обидно за первоклассников. Первый класс это же сильнейший стресс для ребёнка, ломка привычек, ломка привычного образа жизни. А у учителя он всего лишь один из тридцати! Вся надежда только на семью. А семьи все разные. И отношение к ребёнку и к его образованию в семьях тоже очень разное. Вот и превращается детское образование в азартную игру. Повезло тебе с родителями - будешь ты более-менее образованным, не повезло - будешь жить неучем. Неучи тоже живут, и порой весьма неплохо. Я давно для себя понял, что важнейшим талантом для безбедной жизни, является умение общаться с людьми и добиваться от них нужного тебе. Этому в школе не учат. Но хорошее образование ещё никому не мешало.

Государство декларирует бесплатное школьное образование, но из-за его низкого качества все эти декларации выливаются в родительские траты времени, сил и денег на образование своих детей. Институт школьного репетиторства в стране цветёт и расцветает. Появляется всё больше организаций предлагающих дополнительное образование для школьников. Спрос рождает предложение. Понимание родителями того, что «бесплатная» школа не даёт хорошего образования детям, заставляет их обращаться к услугам образования платного. И почти всегда и репетиры и преподаватели дополнительного образования это всё те же самые школьные учителя, вынужденные подрабатывать. По факту мы имеем для своих детей бесплатное прочтение школьного курса и платное хорошее среднее образование. Неважно чем приходится платить, своими деньгами или своим временем. Время это тоже деньги.

Если в первом классе у ребенка не выработалась привычка хорошо учиться, то дальнейшее его образование под угрозой. Если нет привычки учиться хорошо, значит обязательно есть привычка учиться кое-как, которую переломить будет очень трудно. В нашей школе для отстающих учеников организованы дополнительные платные факультативы. Только есть ли в них толк, если у ребёнка нет привычки учиться? Мой сын говорит, что толку мало. Как списывали у него одноклассники, так и списывают, не смотря на все платные факультативы.

Ребёнок растёт очень быстро. И по мере своего роста и взросления он постоянно пытается вырваться из под родительского контроля. Невозможно постоянно контролировать ребёнка. Невозможно постоянно контролировать его успеваемость в школе. Надежда только на его самоконтроль, на его хорошие привычки, которые ему привили в семье. Мамы одноклассников моего сына жалуются жене, что они бояться за своих сыновей. Сыновья становятся самостоятельными, и контролировать их у мам не получается. А с самоконтролем беда. За дочерей надо бояться не меньше, а больше.

Вернёмся к школьному образованию. Дети лентяи, но не дураки. Окончив школу, ребёнок понимает, что высшее образование даёт в жизни множество преимуществ, перед теми, у кого его нет. А как получить высшее образование, не имея за плечами хорошего среднего образования? Запросто! Спрос рождает предложение. Негосударственные платные ВУЗы растут как опята после ливня. Нет знаний?! Не беда! Нарисуем за «небольшую» плату! Денежный оборот коммерческих ВУЗов сравним с оборотом наркоторговцев в России, а по некоторым источникам даже его превосходит. Недофинансирование школы породило в России могучую образовательную мафию. А самое главное никто из государственных чиновников, в обозримом будущем, не будет пытаться подсчитать ущерб который образовательная мафия и недофинансирование школ наносит государству. А ущерб огромен.

Кто преподаёт в негосударственных коммерческих ВУЗах? Открою вам великую тайну! Преподают в них преподаватели из ВУЗов государственных. Семьи то преподавательские кормить надо. Вот и бегают преподаватели, как сумасшедшие, с одной подработки на другую. Благо спрос на их услуги есть. И они понимают, что студент, не знающий учебной программы средней школы, никогда не выучит учебную программу школы высшей. Но администрации коммерческих ВУЗов ради своей прибыли закрывают на это глаза. И неучи спокойно получают дипломы о высшем образовании за деньги. Процесс этот называется в народе «покупкой диплома в рассрочку».

Так что же делать? Надо законодательно ограничить максимальное количество учеников в классах. У учителя должно быть достаточно времени на работу с каждым учеником в классе. Численность учеников в школьном классе не должна превышать двадцати человек. А это дополнительные учителя, дополнительные классы, дополнительные школы. Дорого? Да, дорого. Но дороговизна эта не идёт ни в какое сравнение с тем ущербом, который наносит государству нынешняя дешевизна государственного школьного образования. Только, к сожалению, никто ничего подсчитывать не будет.

образование, дети, государство

Previous post Next post
Up