"Сто лет одиночества"

Oct 28, 2011 15:31

Прочитал «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса. И пока мои первые впечатления от этой книги не притупились и не потеряли свою свежесть, спешу «препарировать» их в своём ЖЖ ;0)



Поток событий. Как будто взяли мексиканский сериал на тысячу серий, выжали из него всю воду и мыльную пену, превратив тысячу серий в десять, и показали эту выжимку в ускоренном режиме за два часа. Пропустить за три дня, через себя такой мощный и стремительный поток событий, из более чем вековой истории жизни многочисленной мексиканской семьи, было для меня делом не лёгким. Зато не скучным;0) Не раз ловил себя на мысли о том, что цепочка родства членов рода Буэндиа, то и дело рвётся в моей голове, и я уже с трудом понимаю, кто там кем кому приходится. И как не запутаться, когда многочисленным отпрыскам мужского пола в их роду из поколения в поколение давали одни и те же имена: Аурелиано, Аркадио и Хосе ;0) Бешеный поток событий в семье Буэндиа постоянно пересекается с ещё более бешеным потоком общественных, географических, экономических и политических событий за стенами её дома, в городе Макондо, основанном Хосе Аркадио Буэндиа, и его окрестностях, в стране, в которой этот город находится, Мексике.

Неуёмность. Неуёмность героев и героинь романа во всём: в любви и ненависти, в созидании и разрушении, в мире и войне, в желаниях и наваждениях. Как человек, не обладающий сотой долей описанной в романе неуёмности, я читал книгу то со жгучей завистью, то с искренней благодарностью к природе, обделившей меня таким сокровищем ;0)

Секс и эротика. На описание, пусть и (слава богу) неподробное, любовных сцен и утех автор не поскупился. Неуёмность в сексе одна из характерных черт многих героев и героинь романа.

Время. Время в романе это отдельный персонаж. Для каждого героя романа время течёт по своему, и скорость его течения непостоянна. Для одного и того же героя романа время может то стремительно нестись, обрушивая на его голову нескончаемую лавину событий, то вытащив его из этой лавины может забыть о нём на десятилетия. Одних, время сжигает и уносит из бытия за короткие мгновения, других бережёт и консервирует на десятилетия и столетия. И не понятно кому повезло больше, тем героям романа, которые, вспыхнув яркой искрой, рано ушли в мир иной, или тем, кто, прожив очень долгую жизнь, во времени заблудились, и были обречены наблюдать раз за разом, из поколения в поколение, хождения судеб человеческих по одному и тому и тому же замкнутому кругу жизни, много раз убеждаясь что ничего нового в жизни людям придумать не дано. Прожившие долгую жизнь, герои романа делают однозначный вывод - время ломается, становясь с каждым прожитым десятилетием всё хуже и хуже.

Смерть. Она мало кого пугает в роду Буэндиа. К тем, кого время в романе бережёт, она заранее приходит в облике уже умерших близких, чтобы сообщить им о дате их кончины. Долгая жизнь примиряет человека со своей смертью, превращает его смерть из врага в друга и в проводника в другой мир. К тем же, кого время стремительно несёт в романе по их жизни, смерть приходит так неожиданно и внезапно, что герои романа не успевают испугаться её холодного дыхания. Есть в романе и такие герои, кто, оказавшись сломленным под тяжестью жизненных передряг, теряют к жизни всякий интерес и ждут смерть как избавление.

Дети. Детям в этом романе не повезло. Автор правдиво описал тяжёлую картину высокой детской смертности в 19 веке. Дети умирают в романе не реже чем взрослые. А те из них, кто выживает, очень часто оказываются предоставлены сами себе.

Призраки умерших. Они живут в доме семьи Буэндиа. Живут мирно никого не пугая. Для живых героев романа призраки, это члены их семьи, собеседники, учителя, советчики. Чем старше люди становятся, тем чаще их тянет поговорить с мёртвыми. У меня пока больше собеседников среди живых ;0)

Одиночество. Одной из первых моих записей в моём ЖЖ была запись на тему одиночества. Интересно было сравнить свою писанину с тем, как я понял тему одиночества в романе Маркеса ;0) У одиночества в романе много причин. Очень много. Это и не внимание вечно занятых родителей к своим детям, болезни, добровольное затворничество, неразделённая или несчастная любовь, разлад с близкими, и самим собой, войны и стихийные бедствия, смерть близких. Не все причины одиночества в романе я наверное перечислил, но некоторые из них особенно ярко бросились мне в глаза. Неуёмность. Герои романа в расцвете своих сил, так расточительно разбрасывают свою жизненную энергию, на огромное количество людей, дел, территорий, что самым близким для них людям от этой энергии достаются жалкие крохи. Подойдя к порогу старости, а то и много раньше, герои романа обнаруживают, что между ними и их близкими выросла стена отчуждения, и пробить эту стену им уже не удастся. Недолюбленность в детстве. Повзрослевшие, недолюбленные в детстве, дети долго и мучительно страдают от одиночества и тратят много сил на борьбу с одиночеством в своей взрослой жизни. (Как мне это знакомо ;0))) ) Часто эта борьба заканчивается трагически. Упрямство и гордыня. Эти пороки отталкивают людей и обрекают их обладателей на одиночество. Сам Маркес пытается изобразить одиночество как наследственный порок Буэндиа, как проклятие всего их рода.

Вот и всё ;0)

Габриэль Гарсия Маркес, одиночество, книги

Previous post Next post
Up