В фб волна перепостов
статьи Алены Стадник про Ялту - многословный и обозленный взгляд человека, которому, видимо, плохо, когда кому-то хорошо. Уже многие высказались в комментариях, но к огромному сожалению, сторона Майдана не слышит иных точек зрения, кроме собственной. Почему? В чем причина такой предубежденности? Даже друзья-киевляне, разговаривая по телефону надевают не улыбку, а оскал, и это отлично слышно - перестаньте, ей-богу.
Моя убежденность в том, что милые мои друзья, подобно очаровательной блондинке Алене Стадник, потеряли возможность критически воспринимать реальность и, к сожалению хотят того же и от других. Постараюсь показать это на примере упомянутой статьи.
Статья большая. Заранее прошу извинить, но комментарии сделают ее еще более тяжеловесной, однако избежать объемного обзора не получится - зерна нужно отделять от плевел, а скрытый мотив от словесной шелухи.
Именно мотивы важны сейчас - они руководят людьми, заставляют принимать сторону насилия или не принимать ее. И здесь речь идет о насилии не физическом, а духовном - информационная война разрушает сознание, а затем душу. И мотив у стратегов и бойцов информвойны - перевернуть представление о привычном, доказать,что черное - это белое и наоборот. Следовательно, мы говорим о манипуляциях сознанием.
Итак. Г-жа Стадник, как и многие манипуляторы до нее ( и будут многие после) довольно предсказуема в своих приемах и очень хороша для студенческих практикумов в разнообразных курсах на стыке риторики, психологии и политологии
"Ясный день скрывает лучше, чем темная ночь" - для того, чтобы спрятать нежелательный факт, манипулятор переносит акценты с общего на частное, с главного на второстепенное. Для Украины факт спокойной и мирной жизни в Крыму - поражение. Значит нужно этот факт показать в невыгодном свете.
"Если Вы ждете увидеть постапокалиптическую Ялту, то я Вас разочарую. Горы как стояли, так и стоят. Деревья цветут, как ни в чем не бывало. Под магнолиями играет оркестр. - манипулятор говорит правду. Но только для того, чтобы вы, многажды согласившись с ней, лишились возможности не согласиться с домыслом. -Только море волнуется, но к нему никто не прислушивается.- Вот он, первый крючок: море действительно волнуется, на то оно и море; чаще всего к нему действительно мало кто прислушивается, но манипулятор уже обвиняет того, кто не прислушивается (то есть - всех) и привлекает один из фрейдистских символов, используемых на первом сеансе у психоаналитика. Обычно тот просит поделиться вашими представлениями о море и на основе того КАКИМ вы видите стихию, делает выводы об общем эмоциональном состоянии. А тут - хочешь, не хочешь, а "море волнуется", вам следует волноваться, мой друг, вам уже поворачивают мозг в нужном направлении и ваши эмоции должны быть на подъеме, чтобы не сопротивляться ни лжи, ни абсурду.
Ялта жила, живет и будет жить. Ялте плевать на диагнозы «проникающее осколочное ранение левой височной доли головного мозга». Ялте все равно, что где-то кому-то сейчас вспарывают животы. Ялта не знает войны - ее набережная заполнена тупыми, зажравшимися, ублюдочными лицами. - вот он, домысел и вот, она - первая неприкрытая ложь: Ялта знает войну, Ялта знает, как по обочинам дорог стекает сукровица из горных колодцев, где трупы засыпаны хлорной известью. Ялта знает, как сходят с ума водолазы, побывав у подножия мола среди тысяч мертвецов с камнями на ногах, распухших, почерневших, качающихся словно ужасные водоросли с белыми выпученными глазами. Ялта знает, как вешают на платане целую семью и не снимают висельников несколько дней - на самой набережной, у всех на виду. Ялта знает как в муках голода умирают дети, а матери их продают фамильные ценности за кусок хлеба. Ялта знает разные диагнозы и разные смерти. Но она их больше НЕ ХОЧЕТ.
Везде Россия - великая, могучая, торжествующая. - автор статьи снова вам предлагает уже испробованный метод: согласитесь с правдой и проглотите ложь. Этот ход будет применен еще неоднократно по двум причинам: во-первых, таковы требования дрессуры, а во-вторых вас нужно подвести к новому вывиху сознания - Вы не подумайте, может так даже статься, что на набережной есть и неплохие люди. Дети у них даже немного похожи на наших. Но я не могу им простить это празднество - их безразличие к убитым. Не могу понять эти бархатные спортивные костюмы и расшитые золотом двуглавые орлы на спине. - то есть, при переводе на русский язык мы получаем: автор не понимает безвкусицу велюровых костюмах (это прекрасно!, мы на стороне автора), не может простить праздника, приравнивая его к безразличию к убитым (а почему, собственно вам предлагают такое странное тождество?), делает предположение, что дети тех, кто на празднике, на набережной, в Ялте (читай: в Крыму) "даже немного похожи на наших". Чем же? - руки-ноги-голова? Больше ничем? В той стране, откуда прибыл автор, в Украине, другие дети? Лучше, надо полагать? Здесь недо-дети? Кто здесь? - Россия здесь везде. - Ну вот и ответ: здесь уже Россия, поэтому здесь все плохо: безвкусица, безразличие к страданиям и недо-дети. Вам осталось только предположить, что яблоко от яблони не далеко падает и вы придете к выводу, что россияне и они сами не-очень-то-люди . Вы спросите, сколько же людей поддерживают Россию? Ответ однозначен - сто процентов. Все, кто имеют право открыть рот, его открывают и орут во всю глотку: «Россия!». Думаю, это лоботомия. - Манипулуятор выдает свои домыслы за истину: у тех россиян, которым даровано право голоса, лоботомия. Поэтому они и не скандируют, даже не кричат, а именно "орут во всю глотку". - лоботомия требует употребления одного из самых сильного из глаголов эмотивного ряда "произносят-говорят - скандируют - кричат - орут - орут во всю глотку". Остались еще "вопят" "верещат" и "визжат", но чувство меры, присущее людям с хорошим вкусом, слава богу, не отказало автору.
Ну вот, с антигероем вас бегло познакомили: он бессердечен, у него дурной вкус и лоботомия, его дети немного похожи на нормальных детей. А далее следует "портрет героя": запуган, забит, прозрачней тени, сброшен в угол, говорит шепотом и не по-украински, строг, но любит вишневые пироги с молоком и радушно угощает ими. все, кто не поддерживают Россию, запуганы, забиты и сброшены где-то в уголке. Они прозрачнее тени. Они приглашают меня в гости и угощают вишневым пирогом с холодным молоком. Когда я начинаю говорить, они бегут на балкон и закрывают окна. Разговаривают эти люди шепотом. Меня просят не говорить на украинском.
Манипулятор предлагает определенный идеал - героя интеллигентного, преданного и верного, однако пребывающего в гонениях и притеснениях. Автор предлагает нам принять Новую Украинскую Агиографию или Житие Святых Майдана, манипулятору необходимо создать корпус "святых великомучеников", чтобы ссылаться на них в примерах самим или дать возможность ссылаться целевой аудитории для распространения манипуляций: Небесная сотня в Киеве, кроткие диссиденты в Крыму - Я шучу: «Да у Вас тут 1933!». Мне отвечают строго: «Не 33-й, здесь - 37-й». - даже не просто диссиденты, а жертвы политических репрессий. - Видели бы Вы, как эти люди смотрят телевизор - наши новости. Они не верят, что их бросили. Они ждут нас. Они принципиально не меняют паспорта. - принципиальные и преданные Украине.
Они, правда, несколько наивны и демонстративны в своем протесте - стараются ходить в синих платьях и желтых пиджаках. ... Эти люди принципиально не переводят часы на час вперед. - но манипуляции всегда рассчитаны на психологический возраст подростка и не должны быть уж очень заумными, они должны вызывать в памяти образы рафинированные и хорошо знакомые, лучше всего - стереотипные: Вы видели жен декабристов? Эти женщины - молчаливые, гордые, спокойные - сейчас в Крыму. Их мужья уже в Украине и Польше. (Польше? Почему не в окопах?)
Формирование ложной влюбленности и уважения - еще один из самых распространенных методов манипуляции сознанием. За счет признания в любви можно добиться большего, чем в результате честной дискуссии.
Г-жа Стадник довольно обширно прибегает к приему "Очевидец событий". И похвалить бы человека за честность журналистского подхода, если бы не одно "но" - перед нами не журналистика. Автор находит якобы очевидцев, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, необходимую исключительно для поддержки ее позиции. Имя подобных «очевидцев» не играет никакой роли ибо оно может быть каким угодно. Этот прием воздействует на бессознательное психики человека, вызывая в нем накал чувств и эмоций - это мутная водичка, в которой рыбку легче ловить. Когда человек взволнован, цензура его психики ослаблена и способна пропустить информацию, не определив ее ложную сущность.
Статья Стадник изобилует "примерами из реальной жизни", они-то на всплеске эмоций и призваны сформировать ложное уважение к "подвигу свидомых крымчан": про свёкров Ольги, которые за Россию и поэтому не дают никому с ней разговаривать; про Андрея, который испугался перехода на другую валюту, про "большого и смелого Юру". Эпизод о нем нужно разобрать подробней: Юра хотел протестовать. Юра большой и смелый. Сейчас Юра уже в Польше, он успел сбежать. Знаете, что хотел сделать Юра? Юра хотел покрасить вывеску «Массандра» в сине-желтый цвет. Он с другом выбрался ночью на трассу. Недалеко припарковал машину. Краску купили в разных концах города, чтобы их не заподозрили. К часу ночи они пришли на место. Начали красить - их заметил таксист. Через пару минут подъехали странные люди - заблокировали Юрину машину. Юра с другом вскочили в авто, дали по газам - через бровку, через газон, по мокрой горной дороге. За ними была погоня. Да-да, друзья, иногда жизнь круче фильма. Юра на мокрой трассе не справился с управлением и, чуть не вылетев в пропасть, врезался в дерево. Чудом ребята остались живы. Они помчались по кустам - знаете, как это? Бежать и знать, что за тобой погоня. Бежать и знать, что если догонят - убьют? Бежать в темноту, по кустам, по склонам. Прятаться и стараться не дышать? - Обратите внимание в первую очередь на синтаксис: предложения сначала простые и нераспространенные, а потом и сложные, сдобренные специально окрашенной лексикой) создают определенный эмоциональный уровень, некий ритм повествования, ускоряющийся к концу истории, в него и вовлекается объект манипуляций, при помощи такого приема происходит его "эмоциональное заражение". Но если отделить эмоции от фактов, то мы видим не честный акт гражданского протеста, а трусливое хулиганство со всеми атрибутами трусости и хулиганства. А про Юру, кроме того, что он большой и смелый хочется сказать, что еще и глупый. Ольгу хочется вывести на свежий воздух, а Андрея спросить много ли у него миллионов гривен ушло вместе с Приватбанком?
Кроме этих якобы правдивых историй автор приводит и другие - менее правдоподобные, а вернее сказать, совсем неправдоподобные, то есть пересказывает слухи: про таксиста и Коломойского, про священника-бандеровца, про бабушек в поликлинике и Аксенова и прочую откровенную чушь в огромном количестве. Зачем СТОЛЬКО? Очень просто - перед нами очередной манипуляторский прием "создание рейтинга или ложной статистики". Вранья должно быть так много, чтобы его количество перешло в качество. "Ложь, многократно повторенная, становится правдой", говорил Геббельс. Теперь говорят, она становится политикой.
Тем не менее, автор статьи не стесняется и откровенной лжи, не прикрытой вымышленными именами и сюжетами: Крымчане готовы жертвовать собой. - это неправда, жертвовать собой готовы только те крымчане, которые уже получили статус беженца в Киеве, только т е, что уже не в Крыму(и то очень далеко не все!) могут сказать: «Забирайте все украинские продукты, пускай пьют русское сухое молоко. Перекрывайте воду. Перекрывайте границы. Пускай они начнут задыхаться без Украины». Еще такое может сказать безответственный и обиженный ребенок, не способный в силу возрастного эгоизма, не сформированной психики и отсутствия достаточной жизненной опытности принимать и уважать иную точку зрения. Либо человек в глубокой депрессии, вызванной фрустрацией от несоответствия реальности и его ожиданий, тогда это "не к нам, это - в медпункт"
Сообщение о том, что в Ялте три украинца-отдыхающих - исключительно забавный вымысел. Любой квартирный маклер с автовокзала будет гомерически хохотать, услышав это. Что заставило вменяемого человека так сочинять? Неужели глаза, глядя на регистрационные номера украинских легковушек, заполонивших город, видели там нечто иное? Воистину человек видит мозгом, а глаз - всего лишь посредник.
Что же видит мозг свидомого украинца? О чем он может сообщить по факту? о том, что Украина настолько не дорожила Крымом, что воспитательница из детсада "продалась за повышение к зарплате и ремонт в двух дошкольных учебных заведениях? о том, что мы не радовались "туристам", привозящим с собой картошку, мивину, закатки, и десяток-другой колечек домашней колбасы в сале? о том, что прошлого не воротить? Мне кажется, убитый старый троллейбус «Симферополь-Ялта» - вот символ сегодняшнего Крыма - а разве не вчерашней Украины?
Хочется это видеть или нет, но турбизнес не смотрит на личные переживания, он руководствуется спросом, как говорится - ничего личного. Поэтому Сегодня все другое: и воздух, и люди, и футболки на прилавках («Мы верим в Путина», «Вежливые люди», «Донецкая народная республика»). Поедут украинцы, им напишут что-нибудь желтым по синему. Возможно, нечто из особенно популярного среди европеизированных и уважающих национальное достоинство граждан - на ненормативном - "дещица шпрехен"
А кстати, вот и еще один пример, - уже не манипуляций, а первичных инстинктов, не имеющих ничего общего ни с национальной идеей, ни с гражданской самоидентификацией. Употребление ненормативной лексики - особый способ спрятать свою несостоятельность. Это один из биологических механизмов агрессивного поведения в случае опасности: когда животное видит опасного, превосходящего размером противника, оно раздувает перья, расправляет капюшон, скалит зубы и топорщит шерсть на загривке. Тоже самое делает человек, только матом ибо перьев-зубов-шерсти у него не много.
Когда Славуня кричит «Путин Хуйло», ему все соседние районы отвечают. В Ялте была тишина - моментально все отсели от нас. У русских есть вообще хорошая привычка в таких ситуациях опускать глаза и сваливать. А ребята кричали и кричали. Вдруг появились пацанята, молоденькие совсем, и начали скандировать в ответку: «Россия! Россия». Наши не растерялись - они начали петь гимн Украины - по-моему, весьма показательный эпизод. Надо думать, русские не кричат подобную грязь по той причине, что не боятся:) Да и при чем тут русские-нерусские? - мат для тех, кто в стрессе, кто напуган и национальность-вероисповедание-гражданство тут не при чем.
Эволюционисты убеждены, что в силу слабой вооруженности человек как биологический вид обладает чрезвычайно слабой видовой моралью. Это когда лежачего не бьют, людей не едят и себе подобного не убивают. К сожалению, ученые замечают, - для человека видовая мораль ничего не значит, если идеология позволяет снять запреты.
В одном из баров танцует напыщенное пьяное тело, по одежде похож на партноменклатуру - хорошие джинсы, дорогая рубашка заправлена в брюки, прическа, как у Литвина, на груди красуется огромный колорадский бант. От этого пьяного танца победителя становится не по себе - тянешься за двустволкой, а нету. Друг, тебя бы к нам в Киев!
Какие уж тут маты... если милейшее создание тянется за огнестрельным оружием. Если скажет Майдан, то и стрельнуть можно в "напыщенное тело" или "велюровый костюм" или ребенка, который "немного похож на наших". А можно и пытать. или съесть сердце и печень врага. К сожалению, история биологического вида "человек" позволяет идеологии снять подобные запреты во имя светлых идеалов.
К моему личному и глубокому сожалению, публикация Стадник снимает запреты видовой морали для аудитории подростковой или чуть старше. И в этом ее основной грех. В том, что хрупкая девушка с изуродованной насилием судьбой сама становится совратительницей и насильником:
Я местным рассказывала про Киев, про Майдан, про АТО, про наших пацанов, про татуировки «Воля або Смерть». И они удивлялись: «Вот это да! Вот это Киев! Вот это Львов». Парни, так а как же Ялта! Я Вам вообще так завидую - жить на оккупированной территории - это ведь круто! Я помню время, когда в Киеве боялись российских танков. Вот это было весело - каждый такксист слушал новости по радио и ждал. Мы ждали прихода русских. Таксисты мне наперебой рассказывали, где можно вести более или менее удачные бои, они убеждали меня, что девочкам нечего бояться, что мужчины в их районе уже объединились и готовы к партизанской войне. В их глазах был азарт! А вспомните эти тексты в Facebook: «Как вести партизанскую войну в условиях города». Рассказы о том, что большинство стрелков правши, и это надо учитывать. Массовые перепосты о технических характеристиках всяких танков, бтров. Я чувствовала этот драйв - город был готов. Да здравствует сопротивление!
Насилие над слабым или неосведомленном - вот цель стратега и бойца информационной войны. Его усилия увенчаны успехом лишь в том случае, если производятся тайно, без вашего осознания. Надеюсь, разбор одной из множества подобных ей атак, поможет устоять в случае нападения.
Глубокоуважаемая Алена, думаю, Вы прочтете это - мир тесен - позволю себе единственную реплику, адресованную лично Вам "Вообще, мне показалось - проблема в Крыму в том, что там практически нет коренного населения. Они и не русские, и не крымчане, и не украинцы. Они все откуда-то. И Вы знаете, мне показалось, они не готовы бороться за свою землю. Украина для них - это скорее символ свободы, чем родина" - я живу в доме своей прабабки, моему дому лет больше, чем статусу города Ялта, в моей крови могучий коктейль великих народов, моя родина там - где лежат кости моих родных. И я уважаю Ваше право на азарт и адреналин бунта, как неотъемлемое право человека еще не рожавшего и не хоронившего ребенка. Уважайте и Вы - мое право сохранить мир в МОЕМ доме. Не пишите больше жестоких глупостей.
Дорогие друзья! Все, кто меня знает, или даже помнит. Все, кто меня хочет знать, или может хочет запомнить! Вы оставляете разной величины и глубины порезы на моем сердце. И это очень важно - это как огранка камня. Это как резьба по дереву. Это как инкрустация перламутром. Или мозаика! Может быть логичнее - фреска. Не важно, я знаю, что каждое Ваше слово или взгляд падают в мою душу, как копеечка в древний колодец. Никто не посмеет их оттуда вытащить. А я их всегда буду помнить - душой, сердцем, телом. Мне так нравится, что Вы есть! Я Вам так благодарна за это!
Алена Стадник