К огромному сожалению, многие фотографы стремительно теряют, как только вступают в сферу жанрового. В столь желанную и трепетную сферу "фото-художник" и "мастер фото-портрета". Если с цветочками-пестиками в макро режиме сложно что-либо испортить, то при беспечном нарушении основных этико-эстетических вешек, бедные фотографы превращаются в тыкву. Со всеми своими "тушками", "пушкам", "кольцами" и прочими дорогущими прибамбасами. Р-рр-раз и пампкин.
Да-да... я увы, говорю о своих знакомых фотографах, которые, вероятно, ненадолго обидятся на меня.
Но правде рот не заткнешь, мои милые, дорогие, необыкновенные и чудесные.
Вот, на мой взгляд, топ-3 пошлостей, которые обнажают необразованность чисто человеческую, неразвитость профессиональную, безвкусцу от рождения или сформированный дурной вкус.
1. неуместность
Милые мои, никогда не фотографируйте своих моделей на закате/восходе, у самой нежной кромки моря/ на краю живописного обрыва в боевой раскраске проститутки, с браслетами-помадами-тенями-блестками-каблуками-коктейлями и пр. На пляже в макияже появляются только очень пневматичные девушки.
Когда я вижу очередную фотку с такой дивой, я понимаю две вещи: во-первых фотограф явно ностальгирует по культуре буржуазного шика 80-х годов прошлого века, а это, нафталинчик-с, да ибо ориентиры уже давно как не те; во-вторых, вкусовые предпочтения фотографа не эволюционировали уже без малого пол-века и он, будучи старпером хронологически, так и остался дрочащим в сторонке мальчиком в эстетическом смысле - кому это интересно? разве что журналам для утоления плотской страсти холостяков... Грустно.
Однако неуместность может и должна работать на художественность. Почему репортажная фотка с "вежливым военным" и кошкой стала так популярна? - неуместность придала ей сюжетности, человеческой истории, рассказа о "парне, который пошел в армию, а дома у него остался любимый котик и парень по нему скучает и котик тоже скучает и шлет по кошачьей почте телепатические сигналы, чтобы котики на чужбине приласкали тоскующее сердце..." и тд.
От всего сердца желаю вам, друзья, неуместности, ведущей к истории преисполненности, а не к истории ограничений.
2. чрезмерность
Красивого человека должно быть много - это правда. Но, представьте себе, что на невероятном лавандовом поле, цвет которого зашкаливает за земные представления о роскоши и избытке, стоит дева. И ее слишком много на этом лавандовом изобилии: и возраст ее слишком цветущ, уже к 30 вероятно, и тело ее слишком томно и кругло, и цвет волос ее, похоже, перенасыщен красителем, да еще и некая кисея с нее развивается на все бескрайнее небо, преисполненное облаками. Не слишком ли? Кто здесь фон, а кто - фигура? кто главный: поле или дева? Конфликт, однако. Война не на жизнь, а на смерть. И лавандовое поле, скажу я вам, эту битву выигрывает.
Может ли чрезмерность служить художественности? Можно ли переборщить так, чтобы было вкусно? А вы попробуйте:) попробуйте навесить на эту же модель в лавандовом поле еще и тумбочку, покрашенную в огненный кобальт с палехской росписью, невиданной красоты абажур с облаками в стиле наив, рыжую бродячую собаку, цыгана с лошадью и аккордеоном, несколько ангельски-пухлых младенцев, самовар, вишневый пирог, репродукцию Энди Уорхолла, а еще лучше портрет Чегевары, стилизованный под уорхолла, свадебный поезд, черного ворона и бюстик Гоголя... ВоооотЪ! А сейчас поговорим о постмодернизме:)
3. стереотипы
Пожалуйста, очень вас прошу, мои глубокоуважаемые фотографы, не лгите хотя бы самим себе. Портрет молодоженов - это совсем не тогда, когда они держатся за руки и подпрыгивают. История любви - это не поцелуй в объективе. Ребенок - не обязательно с котенком. Парусник на фото - не означает, что в подписи должно присутствовать слово "Надежда". Старость - не всегда немощь.
Умоляю, хотя бы пофантазируйте на тему "а что, если бы это было совсем не так, как все думают?"
ПС: бесконечно верю, что вы перестанете постить лажу