«Денис Давыдов»

Sep 16, 2012 20:02


Если сейчас в репертуаре наших театров и есть спектакли, на которые нужно обязательно сходить самим и сводить подрастающее поколение, то этот один из них! Героическая комедия, - несколько ярких эпизодов, связанных с историей Отечественной войны 1812 года, - представленная Донецким академическим ордена Почёта областным русским драматическим театром (г. Мариуполь) к 200-летнему юбилею Бородинской битвы. Свой спектакль режиссёр-постановщик Станислав Михайлович Непряхин посвятил всем защитникам Отечества.



«Денис Давыдов» поставлен по пьесе Владимира Александровича Соловьёва (1907-1978), русского советского драматурга, лауреата двух Сталинских премий второй степени (1941, 1946). Начинал он литературную деятельность со стихов, но вскоре перешёл к драматургии. Писал преимущественно пьесы в стихах на исторические и социальные темы, перевёл на русский язык пьесы «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Наказание без мщения» Лопе де Вега, «Певец народа» К. Джантошева, «Хамза» К. Яшена. Автор либретто оперы «Денис Давыдов» (1957).

Мариупольский «Давыдов», конечно же, не опера, но стихотворную суть он сохранил. Премьера спектакля прошла 24 марта 2012 г. в г. Мариуполе, и пока что он представлялся не часто. Во время осенних гастролей в Донецке чувствовалось, что постановка ещё «обкатывается». Обращали на себя внимание достаточно большое количество статических моментов, в которых актёры периодически замирали на сцене. Очевидно, неподвижность героев должна была олицетворять их переживания, думы глубокие и героические, подчеркнуть драматичность момента… Но, помимо этого, они вероятно носили и чисто утилитарный характер: при заявленной длительности двух-актового спектакля в 2 часа, всё действо, включая пятиминутную задержку начала и полноценный антракт, заняло всего 1 час 50 минут.



Денис Давыдов. Сцена из одноимённого спектакля. Фото взято с сайта театра.

Тем не менее, спектакль уже удался! На два часа зритель погружается в атмосферу любви и преданности, самоотверженности и дружбы, патриотизма и героического духа. Среди действующих лиц, помимо главного героя: главнокомандующий русской армии, Светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли, жена старосты Смоленской губернии, «партизанка» Василиса Кожина, император Александр I. Все они встречаются на фоне поистине замечательно продуманных и в то же время простых декораций, в пышных нарядах и самобытных одеждах того времени.

Декораторы и костюмеры, безусловно, поработали на славу, хоть и допустили ряд неточностей. Но ведь это театр, а не историческая реставрация! Тем не менее, хотелось бы, чтобы была исправлена как минимум одна серьёзная ошибка: Михайло Илларионович Кутузов не носил повязки на глазу! В возрасте 29-и лет под Алуштой и 43-х лет под Очаковом он действительно был дважды «смертельно» ранен в голову. Практически в одно и то же место. Оба раза пуля попадала в левый висок и выходила возле правого глаза. Случай удивителен и сейчас, а при уровне развития медицины того времени тот факт, что Михаил Илларионович выжил, считался чудом. «Судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому» - с изумлением сказал главный хирург русской армии Массо, обследовавший в 1788 г. под Очаковом второе «смертельное ранение» Кутузова в голову. Тем не менее, Кутузов не только не умер, но даже не потерял зрение, хоть правый глаз немного перекосило, и видел он им хуже.



"Одноглазый" Кутозов и блестящий Барклай де Толли в свите полководца. Одна из статических сцен спектакля "Денис Давыдов", Фото взято с сайта театра

На дореволюционных изображениях Кутузова (в том числе и прижизненных) никакой повязки на правом глазу у него нет. «Одноглазым» Кутузова сделали режиссёры-постановщики таких известных фильмов как «Кутузов» (1943), «Гусарская баллада» (1962 г.), одноимённых спектаклей и балета. Этот образ настолько живуч, что фактически стал заменять нам образ настоящего князя. Но образ-то неверен! Безусловно, он удобен режиссёрам, ведь «одноглазого» Кутузова сразу, без дополнительных пояснений, узнают зрители, к нему привыкли. Но поддерживая его, актёры и режиссёры становятся невольными фальсификаторами истории. Кстати, и скромная зелёная «солдатская» шинель перекочевала в спектакль тоже из «Гусарской баллады».

Неточности есть и в сюжете. Например, приказ о создании Давыдовского партизанского отряда отдавал не Кутузов, как в спектакле, а грузинский князь генерал Петр Иванович Багратион, у которого Давыдов долгое время прослужил в адьютантах. А Кутузов, по достоинству оценив выгоды этой операции, развил и укрепил партизанское движение. Между тем Багратион в данной постановке даже не появляется, что в принципе и объяснимо - у него же не было такой примечательной и узнаваемой приметы, как ложная одноглазость Кутузова.

Но, как я уже отмечал, это ведь театр, а не историческая реставрация! И здесь допустимы незначительные отступления от истины. Тем более, как отметил С.М. Непряхин в своём интервью, одной из целей его постановки и было как раз увеличение интереса зрителей к истории Отечества: «В ней была очень важная деталь - это призыв к патриотизму! Понимаете, мы забываем историю. Уже забыли её! И мне бы хотелось, чтобы это подтолкнуло людей…». Поэтому на «Давыдова» приводить подрастающее поколение просто необходимо (возможно потому тем более следует «сорвать» повязку с Кутузова - это повысит интерес, вызовет дискуссии на тему: «а правда ли?»)!



"Жестокая пытка поэзией". Сцена из спектакля "Денис Давыдов". Фото взято с сайта театра.

При объявленном жанре «комедия», в первом акте этого практически не ощущается, в нём больше чувствуется стремление отразить и священность освободительной войны, и жестокость войны вообще. Зато во втором отделении уж точно есть над чем посмеяться от души: здесь и находчивость русского мужика-казака, подшутившего над главнокомандующим, и «жесточайшие» пытки Давыдовым друга-лазутчика поэзией собственного сочинения, и незатейливый юмор партизан. Большая часть второго акта вообще проходит в «веселье» - с обеих сторон дворянская часть воюющих только и делает, что «отдыхает»: на бивуаке гусары распевают песни под гитару, дворяне-ренегаты устраивают светские приёмы в честь французов, французы приучают аборигенов к началам кабаре-шансона, царь и аристократия празднуют на балах победы… Но и жанр «героический» при этом не теряется - на фоне веселия господ простой народ и армия сражаются с захватчиками. Крупные батальные эпизоды оформители демонстрируют проектором через подзорную трубу-экрана, а дым и шумовые эффекты локальных битв проявляются прямо перед зрителями, за что ещё один плюс художникам-оформителям и мастерам сцены.

В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что «Денис Давыдов» - хорошая, своевременная находка мариупольцев, в которой поднимаются столь актуальные сейчас темы истории Отечества, дружбы и патриотизма.

---------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Ну, и очередное небольшое отступление-пожелание для администрации нашей донецкой муздрамы. На этот раз речь пойдёт о буфетах. О том, что после антракта некоторые зрители опаздывают в зал, я уже отмечал. А почему они задерживаются, даже если и слышат те же звонки? А в том числе и потому, что стоят в очереди в буфет! В драмтеатр зачастую люди приходят после работы, поэтому для них совершенно не лишней бывает чашка горячего чая с бутербродом или кофе. Но вот беда - буфет перед спектаклем как правило не работает, а во время антракта… работает наполовину. В холле второго этажа есть две буфетные стойки, но работает чаще всего одна. Вторую в рабочем состоянии я видел лишь однажды и то это был какой-то то ли международный семинар, то ли форум. За стойкой находится бар, один кофейный аппарат, способный раз в 2-3 минуты выдавать по две чашечки кофе, и парочка электрочайников для заварки чая в пакетиках. Обслуживают всё это «богатое» хозяйство две буфетчицы. Учитывая, что чаще всего заказывают именно кофе, принцип поведения посетителя простой: если ты в очереди дальше седьмого-десятого человека, то можно даже и не стоять, всё равно пока дождёшься своей порции горячего напитка, уже прозвенит второй звонок и насладиться им ты не успеешь.

Во время премьер там же в холле выставляется переносной столик с горячительными напитками и всё тем же кофейным аппаратом. Но цены на этом столике несколько выше, чем в буфете, поэтому возле него людей меньше. И всё равно, даже с дополнительным столиком многие зрители не успевают дождаться кофе, поэтому опытные посетители театра даже и не подходят к буфетам.

И вот тут-то вопрос-предложение: неужели Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр не в состоянии приобрести два-три дополнительных кофейных аппарата, задействовать вторую буфетную стойку и обеспечить зрителям полноценное приятное времяпровождение в антракте?

Критик, Мариуполь, МузДрама, Театр

Previous post Next post
Up