Часть 1. Сезон продолжается, или велопрогулка с двумя взорванными мостами...
Nov 12, 2015 17:48
Сезон продолжается, или велопрогулка с двумя взорванными мостами, трассирующими выстрелами, минным полем и пробитым колесом
Сезон рядового велолюбителя в наших широтах (г. Донецк, ДНР) в среднем составляет 6-7 месяцев. Фанаты - катают круглый год. Я, как велолюбитель, начинающий «фанатеть», хотел бы продолжить поездки и в зиму, но… война, блокада города и финансовые трудности вносят свои коррективы. В очередной раз, зайдя в веломагазин и полюбовавшись на стоимость зимней резины… я с сожалением провёл пальцем по уже совершенно «лысому» когда-то «полуслику» своей передней шины, постучал носком ботинка по не менее вытертому когда-то «умеренно-злому» протектору заднего… Резина под пальцем отозвалась ободряющим скрипом и радостно засияла на осеннем солнышке. Да, с таким «зеркалом» уже и по сухому асфальту ездить страшно, а ведь ночью накрапывал дождик… Сезон надо закрывать. Обидно, досадно… но - ладно. Решил я, и в мозгу тут же созрел простенький маршрут «под соточку» в пределах городской черты. А что, сделать первую сотку (100 км непрерывной езды) под занавес второго в моей жизни велосезона - вполне достойное завершение оного. Как-то так получалось, что до этого больше 85 километров в день мне ездить не приходилось. А тут - 100 ка-мэ как с куста, и без особых усилий. Почему бы и нет?
[Для дончан под спойлером приблизительный план маршрута] от Мариупольской развилки (старт), через улицы Пионерская и Футбольная, выехать на Ткаченко. Оттуда - на Цирк, Стадионную и между двумя Прудами - на Университетскую. Шахтёрская площадь - ж/д Вокзал - Товарная - Горная - Артёмовская. Мимо Стратонавтов и Взлётной - на мост Киевского проспекта. Буслаева - Светлова - в сторону «Укрсплава» - на Восточный воздухоподающий ствол №1 ш-ты «Засядько» - вдоль Щегловки на Яковлевский ствол, оттуда - через саму Яковлевку по Ясиноватской улице выехать на Донецкую кольцевую. По Кольцевой - вокруг города до съезда на станцию Мандрыкино. Потом - Текстильщик и возврат на точку старта.
Технически маршрут простой: 95% дороги - прекрасный асфальт. Погода холодная (+5, переменная облачность), но не ветреная. Единственная сложность - война. Вся северная и восточная часть маршрута проходит вдоль линии боевых действий. А одинокий велосипедист в тех местах - лицо не желательное. В прошлом, 2014 г., я бы даже не рискнул - тогда по велосипедистам могли и без предупреждения… Но сейчас вроде как «перемирие», поэтому выше вероятность, что перед стрельбой для начала хотя бы задержат… А документы у меня в порядке.
Мои две главные ошибки: 1. Маршрут «созрел» буквально «на колёсах», поэтому ни запасной камеры, ни тем более покрышки с собой нет. Воды тоже лишь 0,5 литра, но это решаемо - не в пустыне же. 2. Было за полдень, стартовал я около 15 часов дня. До захода солнца - 3 часа, а батарея на передней фаре у меня почти севшая. Опять же, подразумевалось, что дороги должны быть освещены, поэтому рискнул.
Итак, старт!
Крюк на Ткаченко на самом деле имел определённый смысл - мне просто надо было заехать на Соловки и купить корм для моих рабочих попугаев. Это не заняло много времени, тем более, что корм был заранее оплачен. Виды - стандартные, донецкие. Есть чем полюбоваться, но для коренных - ничего необычного. Остановился только на пл. Металлургов (в народе - площадь Ткаченко, из-за одноименного памятника на ней).
Фото 1. «Выходной…» Донецк, Площадь Металлургов (пл.Ткаченко), ноябрь 2015 г.
Фото 2. Та же площадь, только "в профиль":
Вид - изумительный. Осеннее сочетание голубого неба и мягкого солнца. Специально подловил момент, когда на площади никого не было. В выходной день это не так сложно - район рабочий, между сменами почти никто и не ходит, так как вся ближайшая культурно-бытовая инфраструктура расположена чуть выше.
Ну, поездками по центру города тоже никого не удивишь. Почти ничего уже не напоминает о войне - наши героические коммунальщики быстро и оперативно латают раны и пробоины. Город как город. А вот на Вокзале я не был с февраля 2015-го. И вид шумного, оживлённого места очень порадовал! Какой контраст с разбитым, опустевшим районом прошлой зимы! Чистое и свежее здание Донецкого железнодорожного вокзала не портят даже частые «заплатки» забитых МДФ-ками пробоин в зеркальных стёклах. Бойко торгует продуктово-вещевой рынок на ул.Товарной. Тут скорость пришлось снизить чуть ли не до нуля - проехать по базару даже в конце дня оказалось проблематично. Город - оживает! Можно было бы пересечь железнодорожную ветку по подземному переходу, но что для велосипедиста крюк в несколько километров, особенно если количество этих километров как раз и является самоцелью. Поэтому - по Товарной на Горную и - на автомобильный мост. Когда-то ему тоже досталось, но сам мост уцелел. Улица Артёмовская! Здесь до сих пор стоит блокпост. Правда, остался только один. В прошлом году их было два, прикрывались обе дороги северо- и северо-восточного направлений. Ещё совсем недавно нас (волонтёров) пропускали на блокпостах даже без проверки документов - наши машины примелькались, и достаточно было просто показать бейджик ОО «Донецк Радужный» и сказать: «Мы - на восстановление больницы! (школы, детского сада…)», и следовала отмашка - «Проезжай!». Сейчас меня тормозят. Бойцы - незнакомые. Но паспорт с местной пропиской и волонтёрское удостоверение тут же открывают путь. Не пришлось даже рюкзак открывать для досмотра (в прошлом, боевом, году велосипедистов обыскивали постоянно, уж очень много среди них «наводчиков-шпионов» было). [Лирико-документальное отступление. Из рассказа зам.коменданта города] Из рассказа зам.коменданта г.Донецка о лете-осени 2014 г.: «Доходило до смешного - они (украинская сторона) покупают НОВЫЙ велосипед и едут к нам на разведку. И паспорта «нулёвые»! Естественно, мы этих умников тут же «принимаем». Задумались. Стали умнее - перед поездкой обрабатывали велик пескоструйкой, чтобы придать вид старого и потрёпанного. Но мозгов-то не хватает! Рама тёртая, а звёздочки и цепь сияют новизной! Ни тебе грязи, ни царапин… Переключатели новые… А то наоборот - песок и по звёздочкам равномерно прошёлся. В общем, ловили мы их десятками».
Выдержка из личной беседы с Ф.Березиным. Донецк, декабрь 2014 г.
Минут пять поговорив с бойцом на КПП, уточнив ситуацию в районе ул. Взлётной, я решаю туда пока не соваться. «Ты же хочешь вернуться? Тогда лучше подумай, прежде чем туда ехать…». И я ограничился «променадом» по Артёмовской и заездом на разрушенный мост Киевского проспекта. Разбитый пригородный автовокзал станции «Донецк». Ему, наверное, досталось больше, чем всему вокзальному комплексу. Но - работает. Автобусы отправляются, люди курсируют. Едем дальше. Что сказать… чем ближе к мосту, тем чаще на дорогах воронки. Пока вертишь головой из стороны в сторону и привычно фиксируешь разрушения (привычка волонтёра-строителя), тебя то и дело приводит в чувство ощутительное встряхивание на очередной выбоине - опять зазевался и пропустил! Дорога не убранная, обочины засыпаны листвой и осколками, а это ещё более усложняет проезд (помним о «лысых» покрышках). Людей почти нет. Машин - тоже. За весь путь я обогнал пару местных жителей, а меня - один-два легковых автомобиля с военными внутри. Но из некоторых труб в домиках по улице вьётся дымок, а значит - живёт 15-й участок! Разбитая автозаправка на автомобильной развязке… Впечатление полного запустения. И вот - взорванный мост…
Фото 3. Взорванный мост. Донецк, Киевский проспект. Ноябрь 2015 г.
Фото 4. Взорванный мост. Донецк, Киевский проспект. Ноябрь 2015 г.
Фото 5. Вид с моста на улицу Взлётная.Донецк, Киевский проспект, ноябрь 2015 г.
Учитывая моё «велосипедно-подозрительное» происхождение, на открытых участках я стараюсь не маячить - снайперы здесь не редкость. Да и вообще свожу время, проведённое на мосту к минимуму - посмотрел подъезды к нему, постоял «на краю пропасти»… и отчалил. Правда, пока стоял и фотографировал, в мою сторону направился УАЗ-таблетка, с характерно-чёрным окрасом и логотипом разведки ДНР (он даже есть на фото). Благодаря ему, я теперь знаю, где есть второй объезд взорванного моста через железнодорожное полотно. Первый я нашёл чуть раньше. К счастью для меня, разведчики либо вообще ехали мимо по своим делам, либо просто решили меня не трогать - пока они меня нагнали, я уже был в «жилой зоне» пятнадцатого участка, ехал специально медленно и при их приближении спешился. Ребята окинули меня цепкими взглядами и проехали дальше. Ну, а я свернул на тот самый «первый» объезд, который приметил чуть раньше. Немного грунтовки, несколько извилистых улочек, чуток попетлять по посёлку - и я уже на Киевском проспекте. Улица Буслаева. Здесь мы в сентябре 2014 г. восстанавливали детские садики… Один из первых ДДУ, в который мы тогда приехали - детский сад №206 «Гармония». Да, досталось ему тогда… Более 120 выбитых окон в один день! А рядом - детский сад №251 «Берёзка». Это вообще «героический» садик! Как и его заведующая Наталья Сапегина. Впрочем, об этом я как-нибудь тоже напишу.
А пока, под занавес первой части, ещё одно лирико-документальное отступление под спойлером.
Источник: Официальная группа ОО "Донецк Радужный" в Facebook. Сентябрь, 2014 г. : Группа "Донецк Радужный" взяла под опеку детский сад №206 "Гармония". Этот детский садик довольно долго щадила война - то снаряд во двор попадёт и не разорвётся, то здание от взрыва закроют близлежащие деревья... Но в воскресенье, 14 сентября, во время жесточайшего обстрела района, несколько снарядов разорвалось таки поблизости. В результате - 120 выбитых окон, покорёженные осколками рамы, побитая детская площадка... И это не всё! Ещё вчера, прощаясь с коллективом детского сада, мы обещали сегодня приехать и доделать то, что не успели. Но... Сегодня с самого утра в окрестностях детсада идёт бой. Нам уже позвонила заведующая и сообщила, что садик снова попал под обстрел - вылетели витражи в бассейне, есть ещё разрушения, но пока она точно сказать не может - прячутся. К слову сказать, в детском саду живут воспитатели и работники. В прямом смысле слова - живут! Почему? А потому, что они остались без крова, их дома сгорели или разбиты. А самое интересное совпадение в том, что, по словам сотрудников, именно в этом саду воспитывались дети некоего Гришина, более известного как "Семён Семченко". Я разговаривал с воспитательницей группы "Цыплята", в которой бывали трое сыновей (3, 4 и 5-ти лет) сей известной личности. Ольга Ивановна - одна из тех, кому приходится жить в садике, ведь её дом в Спартаке уничтожен... Поверьте, и представьте себе, насколько ГОРЯЧИЙ и искренний "привет" она передавала папаше своих воспитанников!.. И какие она сейчас испытывает чувства, когда вокруг сада рвутся снаряды... Пожелаем ей и всему коллективу дет.сада удачи! И обещаем - мы ещё к вам вернёмся!