Предварительная продажа железнодорожных билетов или ещё одна из сторон "Украинского улучшения"

Jul 10, 2013 22:08

О том, как сложно летом приобрести железнодорожные билеты на некоторые направления все и так уже знают. Но ведь сложности с наличием билетов - это ещё не всё. Помимо этого, рядового кандидата в пассажиры ожидают и другие приключения, начинающиеся прямо в Железнодорожной кассе предварительных продаж...

Недавно в Донецке в когда-то единственной по городу предварительной кассе, а потому - очень известной и популярной даже сейчас, произошли некоторые изменения. В лучшую сторону или худшую? Время покажет.

Задумка, на самом деле, довольно прогрессивная и правильная - вместо "живой", постоянно волнующейся, перетекающей из одной в другую, давящей и шумящей, скандалящей  и ругающейся очереди, сделали очередь "электронную".

Что это значит? Ну, жители областных городов и так поймут - они ведь подобные очереди видят давно в различных банках, крупных конторах... Электронная очередь - это когда клиент при входе подходит к специальному терминалу и, выбирая в пунктах меню нужные ему услуги, получает бумажный талончик с номером своей очереди. После чего спокойно садится на ближайшее кресло и ждёт, пока его вызовут. А "умная машина" уже сама решает кого и к какому специалисту направить.

В теории - всё хорошо и приятно. А как же на практике?

Итак, начнём с того, что вспомним одну маленькую деталь - наш народ довольно рерограден по природе, очень боится перемен, и с осторожностью их воспринимает... если воспринимает вообще! Особенно это касается людей пожилого возраста. Вспомним, хотя бы, как долго бывает топчется такой вот представитель(-ница) старшего поколения перед банкоматом и робея, многократно перечитывая подсказки... собирает целые очереди перед этой простой такой себе тумбочке с деньгами.
Так и здесь - при входе впервые в "обновлённый" кассовый зал, чуть не каждый второй-третий посетитель буквально "задалбывает" сидящих в очереди вопросами: "А что? А куда? А как? А без этого никак? А если я попробую? (и ведь пробуют же!!) А подскажите ещё раз, а то не принимают.."

И то сказать - аппаратик по постановке в электронную очередь находится только в одном углу и не сразу при входе. Да и "инструкция по использованию" его не сказать, чтобы была уж очень информативной и удобно расположенной - она находится прямо над аппаратом и пока один человек её читает... см.на два абзаца выше "о банкоматах и тормозах" - перед постановкой в электронную собирается хоть и небольшая, но живая очередь.

Видно, что меню к автомату писал явно не старый и опытный программист, собаку съевший на написании "юзер-мануалов" и "хинтов под баттоны" - на экране сразу бросается в глаза всего три кнопки: "Продажа билетов", "Возврат билетов" и "Интернет-заказ". Казалось бы - всё понятно? Отнюдь! Вот что, например, обозначает кнопка "Продажа билетов" с точки зрения человека, который пришёл _купить _билет? Да-да, так и есть - дяденьки и тётеньки застывают перед этой надписью и думают: это _они должны продать билеты или _им их продадут? А ведь казалось бы, что стоило назвать кнопку: "Покупка билетов"? Но нет... не догадались наши "чудо-богатыри-программеры"...

Та же история с кнопкой "Интернет-заказ". Вот лично у меня эта кнопка ассоциируется с дополнительным меню-экраном, в котором не подходя к кассе я смогу заказать себе билет... Ан-нет, оказывается, это для тех, кто _уже заказал себе билет по интернету и хочет "без очереди" (как указано в рекламе) себе его распечатать.

Единственная вполне понятная кнопка - "Возврат билетов".

Итак, вы взяли себе нужный талончик? Пройдёмте в зал... и начинаем снова "удивляться и радоваться" заботе их о нас... Сидячих мест для посетителей, оказывается, не так уж и много. Вместо универсальных и проверенных годами и расчётами лавочек, заботливые дизайнеры "втулили"  в зал пару рядов новомодных стульев, рассчитанных на людей с узкими ж..., привыкших жить и работать в тесном коллективе. Причём расположены ряды этих стульев так, что жителям дальнего, подпёртых товарищами по несча очереди, мягко говоря - не очень комфортно. А ведь это потом проявится, я ниже отмечу.

Да и посидеть нормально смогут далеко не все, ведь не каждый из нас ходит постоянно с очками? А надписи на ЖКД экранах, в малом количестве (и таком же малом размере) редко развешенных по залу, смогут увидеть только люди с хорошим зрением. Так что, если вы таковым не обладаете - занимайте места прямо под экранами. И я даже не буду говорить о тех, кому охота выйти на улицу и скоротать время ожидания там - не выйдет, не надейтесь! На улицу не продублирован НИ ОДИН экран! Так что, известные каждому дончанину "лавочки предварительного ожидания" теперь пустуют даже в приятные весенне-летние дни...

Стоит ли говорить, что и звуковой дубляж не проводится? Только надоедливое "би-лимкание" нового вызова...

Я побывал в "обновлённо-предварительной" уже дважды и смог заметить некую закономерность: если людей много - электронная очередь действительно упрощает жизнь и, возможно, даже ускоряет процесс покупки билетов. Но если людей мало - замедляет и очень даже заметно! Начнём с того, что при малом количестве клиентов работает и малое количество касс. Наверное, чтобы очередь в любом случае была! А то как это - три клиента и три кассы? Непорядок!

И что же мы получаем? А то, что пока на экране высветится приглашение, пока очередная "бабулька" его близоруко-прочтёт, пока она поднимет свои телеса, вскормленные на продаже семечек, и поднесёт их к нужной кассе... можно было бы оформить уже пару интернет-билетов! Или даже один обычный, если несложный заказ. Но... оптимизация! Нельзя перед кассами стоять - тогда экранов с вызовом не видно! Да и не положено.

Приблизительно та же история происходит и при большом количестве людей - ведь я говорил выше о стульчиках? А думаете быстро люди выбираются из второго ряда? А если при этом это не просто будущий пассажир, а вышеописанная семечная-бабка?

Так что, скорость продаж билетов навряд ли увеличилась. Единственный плюс - теперь все в равных условиях. А то ведь как было раньше: кому-то повезло, и перед ним в кассе оказались адекватные люди, чётко знающие цель и желаемые параметры поездки, месторасположение кошелька с деньгами и "а что если боковые верхние?", возраст детей и "а если без постели?" и т.д. и т.п. - и тогда очередь даже из десяти человек заканчивается минут за двадцать. Но ведь есть же ещё и закон подлости? Когда перед тобой начинаются долгие выяснения "а если", "а как", "а я сейчас позвоню" и "ой, я кошелёк дома забыла". Теперь такие люди "равномерно распределены по всему залу" - и это довольно большой, хоть и неполный плюс.

Почему неполный? А потому, что "интернет-заказы", например, "без очереди", хоть и "в порядке электронной очереди" обслуживаются в кассе номер 10. И только в ней! Хорошо это или плохо? Ну, судите сами: заказанные через интернет и уже оплаченные билеты распечатываются кассиром меньше минуты. Но... закон подлости ведь никто не отменял? И тут перед вами появляется... семочная-бабка!!! Вот стояла она раньше и, пока вы становились в очередь для тех, кто без очереди - она уже обслуживалась в кассе номер десять! И обслуживается в ней до тех пор, пока те, кто "без очереди" не собирутся в приличную очередь...

А "Возврат билетов"? Вы пробовали? О! Это особая, ни чем не передаваемая в ощущениях процедура! Вы испишите столько бумаги, что и денег-то обратно не захотите! Кстати, не всегда вы их и получите - я вот, например, уже месяц жду возврата перечислений по интернет-заказу... Видно, что УЖД - серьёзная контора и "своих" денег просто так не отдаёт!

Раньше для возврата билетов существовали особые кассы, специализирующиеся именно на этом. Сейчас в "обновлённо-предварительной" эти кассы... упразднили. И "возвращенцев" точно так же, в общем порядке, сортируют по различным кассам в порядке общей очереди. И я, например, как раз попал на "возвращенку", которая в кассе номер десять! сорок! минут! заполняла бумаги, а все "интернет-заказчики" "без очереди" её ожидали... И собралось таких вот "умников" аж 10 человек за это время. И все десять прошли через кассу минуты за три... Вот и вопрос: оптимизация или нет? Когда десяток за три минуты, но перед этим выждать сорок из-за того, что кому-то в голову пришло убрать специализации на кассах?

В общем, в качестве подведения итогов скажу следующее. Электронная очередь:
  • Это хорошо, прогрессивно и удобно!
  • Процесс, к которому года через два-три привыкнут даже семечные-бабки,
  • При большом скоплении пассажиров вносит оживление в процесс приобретения билетов.
  • При правильном использовании даже быстро!
  • не всегда сбалансирована и продумана...
  • вынуждает посетителей изображать из себя лунатиков, тупо пялящихся в высоко развешенные мелкие и редкие мониторы (кстати да, понаблюдайте за залом - вспоминаются собачки и Павлов..)
Что сказать, если устранить некоторые недостатки, то такое нововведение даже и приятно. Будем надеяться, что устранят?

Upd: Ах, да! Забыл ещё об одной супер-пупер удобности рассказать! В предварительных ЖД кассах МОЖНО расплачиваться с помощью банковской карточки!
Вы рады? А зря - потому что... и вот засада: терминалы стоят не во всех кассах! И прежде чем заказать билет, вы должны выстоять очередь, подойти к той кассе, куда вас пригласят и НЕ ЗАБЫТЬ!!! (на этом настаивают кассиры) - не забыть сначала предупредить! кассира! что вы будете расплачиваться карточкой! И тогда... вас либо в другую кассу отошлют, либо терминал принесут... либо кассир сама сходит к нему... но в любом случае, нервишки свои берегите - пригодятся...

железная дорога, транспорт, жадность, билет, банковская карточка

Previous post Next post
Up