Краеведческий комментарий на «Уральскую Голгофу и ее фон» С.В. Фомина
Часть четвертая
Дом Ипатьева, а часто и весь Екатеринбург, называют Уральской Голгофой. Этот термин использует и Фомин. Для понимания фона происшедшего он изучил и привел в своей работе много очень важного материала. Среди прочего - изданную в 1927 году в Москве советским государственным техническим издательством книгу горного инженера Ф.М. Коняева «Урал и Библия».
Вписывание Урала в библейскую историю началось еще с Татищева, отождествившего упоминаемые древними Рифейские горы с Уралом. Василий Никитич также приписал к Рифейским горам Рифата, внука Иафета и сына Гомера - известного по Библии и «Иудейским древностям» Иосифа Флавия. Все это было вполне в духе представлений того времени о глобальном значении библейской истории при соотнесении находимых древностей с чем-то известным по письменным источникам.
Но дальше обозначения Урала как края известного древним мiра дело не шло. Поэтому крайне неожиданно было узнать о существовании книги Коняева, где доказывалось, что некоторые события Ветхого Завета происходили на Урале. Отмечу, что повидал немало книжных редкостей, но про такую диковинную книгу на местную тему только у многоуважаемого Фомина в 2018 году и вызнал. Книга доступна в сети на сайте музея «Наша эпоха»:
http://www.nashaepoha.ru/?page=obj62153&lang=1&id=439В 1920-е годы в СССР выходило немало книг, которые под видом атеистической пропаганды излагали взгляды оккультистов - достаточно вспомнить многотомного «Христа» Н.А. Морозова (помимо прочего - потомка Демидовых). И книга Коняева, несмотря на то, что подана как атеистическое разоблачение христианских преданий, излагает под научным покровом вполне мистический взгляд на Урал. Сомнительно, что сама идея отождествления Урала и библейских мест появилась у Коняева под влиянием археологической находки жертвенного ножа, как он сам описывает. Скорее Коняев лишь подтверждал наукой тот комплекс верований, что был им услышан и воспринят от представителей некой религиозной группы. В пользу этого говорит довольно широкое распространение подобных взглядов на Урале, дожившее до наших дней. Не настолько активно распространялась изданная в Москве научная книга, чтобы дойти до глухих сел. И раз она там оказалась и была прочитана, то явно привезена целенаправленно лишь в подтверждение уже бытовавших преданий.
О самом Коняева практически ничего неизвестно. Немного информации смог о нем собрать известный свердловский геолог доктор геолого-минералогических наук Анатолий Алексеевич Малахов (1907-1983 гг.). Коняеву и его теории он посвятил часть своей книги «Наперекор судьбе», изданной в Москве в 1966 году. Она доступна в сети.
А.А. Малахов свидетельствует, что идеи отождествления Урала и библейских мест высказывались слушателями его публичных лекций неоднократно, и он никак не мог понять, откуда пошли такие представления. Но наконец то в споре с неким старичком, писателю довелось увидеть книгу, совершенно неизвестную ему по библиотекам:
«Но старичок не сдавался.
-Это вы вот так говорите. А другой ученый человек про все, как было, в книжке написал и даже подсчитал. Правду он написал, потому что и в Священном писании так же сказано. В писании же каждое слово - истина.
Да где же эта книга? - спросил я. - Что-то не встречал я ее, хотя во многих библиотеках приходилось работать.
Ну вот видите, и вы не все знаете, - обрадовался старик. - А книжка-то, вот она!
И он дрожащими руками вынул из-за божницы что-то завернутое в тряпицу. Долго и бережно разматывал он тряпицу и, наконец, осторожно подал мне невероятно разлохмаченную и много раз подклеенную книгу. Это было превыше всех моих ожиданий, и я понял это, как только прочитал название - «Урал и Библия». На титуле, кроме заголовка, стояло: “Опыт историко-геологического исследования”. А над всем этим: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”
Вот уж действительно любопытная книга. Оказывается, она была издана в Москве в 1927 году, Государственным техническим издательством. Книга разошлась тиражом 5100 экземпляров. Объем ее - два с половиной печатных листа. Автор книги - горный инженер Ф.М. Коняев.
Не приходится рассказывать, как я накинулся на эту книгу!»
«Кто же такой Коняев?
На обложке в числе рекламируемых книг Гостехиздата названа “Историческая геология” академика Ф.Н. Чернышева, обработанная горными инженерами Ф.М. Коняевым и Д.В. Наливкиным (ныне академиком), изданная в 1925 году.
По моей просьбе профессор В.Д. Наливкин (сын академика Наливкина) сообщил мне со слов отца, что Коняев до института работал наборщиком. Книгу “Урал и Библия” он сам набрал и подготовил к печати. Он отличался замкнутостью, был нелюдим. Коняев получил положительные отзывы на свой труд от геолога М.И. Липовского, от профессора П.К. Худякова (не геолога, а “рядового интеллигента”) и профессора Ан. Александрова - филолога. Все эти отзывы даны “Вместо предисловия”...
Так и пошло гулять по белу свету суеверие, подтвержденное научными авторитетами. А верующие приняли на вооружение “то, что говорит наука”, и вместо критики библейских текстов возник нездоровый интерес к “возможной” области существования библейских “пророков” на Урале и в Предуралье».
Самое удивительное во всей этой истории, что книга Коняева вообще получила такую поддержку и была издана не в Свердловске, а в Москве. Впоследствии была тщательно изъята из библиотек и оказалась недоступной даже Малахову, который по работе имел возможность заниматься в закрытых для посторонних научных и ведомственных библиотеках, гораздо меньше подвергавшихся чисткам, чем публичные.
Критика Малаховым книги Коняева скорее была ритуальной данью советским нравам - единственной возможностью рассказать читателям о взглядах Коняева было подать их под критическим соусом. Потому как впоследствии именно Малахов был не чужд следованию некоторым коняевским идеям.
Но причем тут Голгофа? Коняев события Нового Завета не разбирает.
Зайду издалека и по пути, которым Фомин не прошел, - нельзя охватить всё, а в данном случае, чтобы увидеть ключ, надо хорошо знать староверческие литые кресты.
Есть традиция, согласно которой причиной распятия Христа именно на Голгофе было сокрытие в ее недрах могилы Адама. Кровь Христа буквально омыла череп Адама, смыв с него первородный человеческий грех. Такой взгляд разделяли далеко не все древние и средневековые христианские авторы, которые писали о Голгофе (ее точное место вообще крайне запутанный вопрос), но в православии утвердилось прочно именно это прочтение Голгофы. Свидетельством чему стало изображение черепа Адама внутри Голгофы на иконах и крестах. Очень характерно, что среди уральских литых крестов встречаются экземпляры, где, по какой-то причине, череп и собственно Голгофа очень сильно акцентировались. В качестве примера крест из моей коллекции - Голгофу и череп Адама выделили даже рельефней чем самого распятого Христа:
https://catofoldmemory.livejournal.com/109366.html
Можно предполагать, что староверов впечатлило сокрытие от людей подлинных причин тех или иных событий, ведомых лишь немногим допущенным к пониманию Божественного замысла. Ни приказавшие распять Христа, ни исполнители казни, ни скорбевшие у подножия Его креста не знали о черепе Адама и исходящей из этого святости Голгофы. Сокрытое древнее сакральное сокровище - останки первочеловека - было утаено даже от мудрецов, потому не ведавших истинный смысл происходящего. Для жителей Урала история с тайной пещерой, где сокрыты кости Адама, была вполне понятна - они сами надеялись найти в недрах гор и холмов такие пустоты с тайниками, полными самоцветов. Для них наличие подобных скрытых сокровищниц было делом безспорным и открывались они волей тайных сил, Божественных или темных.
Чтобы уральской Голгофе быть окончательно подобной Голгофе Иерусалимской требовалось наличие в ее глубинах неких святых останков. Мы знаем, что какие-то языческие захоронения на Вознесенкой горке были, с ними связаны легенда о чудских курганах и некое кладбище людей в звериных шкурах.
Но вот неожиданный поворот - у Коняева в глубинах Шарташа или где-то недалеко есть вполне библейская могила - скрытое в горе захоронение Арама, внука Ноя. На нее указывает каменная чаша Шарташских каменных палаток (по Коняеву тамга Шорташа - неясно почему он так называет Шарташ, но это не опечатка в книге). С такой информацией Уральская Голгофа вполне сближается с Голгофой Библейской - только там кровь омывала Адама, а в Екатеринбурге кровь омывала одного из первых умерших после Всемiрного потопа - Арама.
И тогда понятно, почему книга Коняева была столь нужна в 1920-х гг., чтобы ее опубликовать. Для людей, пробивших публикацию, информация о гробнице Арама в Екатеринбурге была важна. Именно в те годы значение цареубийства осмысливалось не только в эмиграции, но и на самом Урале. Отошедшие от революционной горячки писали официальную историю происходящего, но их интересовал и тайный смысл истории. Был ли у происшедшего глобальный замысел? В чем именно пришлось участвовать? Происшедшее в Екатеринбурге было сакральным не только для монархистов. В ритуале жертвоприношения жертва также считается священной, что легко переходит в признание ее святости. Глумление вообще возможно только над тем, в чем признаешь путь и для других, но святое. Отсюда неожиданно хорошее знание библейской и церковной истории у большевицких вождей и функционеров, сбивающее с толку современных историков. Доходит до смешного - когда Троцкий в письме пишет, что «воскресал же Лазарь, хотя уже смердел», комментаторы (аж два доктора исторических наук) разъясняют, что Троцкий имел в виду Кагановича и неясно какой эпизод из его биографии:
https://catofoldmemory.livejournal.com/88416.htmlТроцкий хорошо знал Новый Завет, а историки, выросшие в СССР, Библию не читали, что и выявилось.
История с гробницей Арама имеет продолжение. В сентябрьском номере «Уральского следопыта» за 1979 год опубликована заметка Малахова «Идолища шарташские?», где читатель получал добавку к идеям, изложенным у Коняева:
https://uralstalker.com/stalkerpdf/1979/09/66/В заметке Малахова нет слова про Коняева, зато расписаны заблуждения о библейской природе Урала и особо Шарташа, где, помимо тамги, есть, по словам суеверных людей, и некое Идолище поганое, видимое только людям с особым зрением. Далее Малахов не только зрит это самое Идолище, но и со слов местных археологов (!!!) говорит о целой сети подземных сооружений под Шарташскими каменными палатками. В итоге все сводится к тому, что геологи не знают, как объяснить происхождение этих палаток, а сам Малахов считает их древней мастерской по изготовлению каменных идолов. И уж совсем интригующе Малахов заканчивает свою статью: «может быть, мы нашли бы здесь и пещеры. Ну, а в них, как в тайниках, можно ожидать больших сюрпризов…».
Что за большие сюрпризы? Вероятно, коняевскую могилу Арама. Как это всё одобрялось и издавалось в 1979 году - вопрос интересный. Данная заметка при популярности журнала в Свердловске знатно подлила бензину в костер суеверий насчет Шарташских каменных палаток и открыла новый виток их оккультного почитания, закрепившегося и до нашего времени в прочной вере в шарташские подземелья с тайными знаниями.
Промежуточный итог. Мы опять возвращаемся к необычности места цареубийства. Вознесенская горка и Екатеринбург в целом оказываются привязаны не только к языческим жертвенникам, но и к библейской истории. По мнению некоторых местных горняков (Коняева с его рецензентами), именно под Екатеринбургом находится могила библейского Арама. Ее наличие придает еще больший символизм Уральской Голгофе, которая оказывается подобной Голгофе Библейской по сокрытому в глубине горы и неведомых большинству сакральным останкам. Книга Коняева получила поддержку и была издана в 1927 году - можно предполагать, что изложенные там соображения сочли крайне важными никто иные как свердловские партийные товарищи. Кроме них некому было оказать подобное покровительство книге.
https://catofoldmemory.livejournal.com/252161.html ***
Москвичи книгу могут приобрести в лавке «Кириллица» (улица Солженицына, д. 11; ближайшая станция метро «Таганская»).
Иногородние могут заказать ее по телефону:
7-977-310-30-53 (Александр; в рабочее время),
а также на сайте «Политкнига»:
https://politkniga.ru/fomin-s-alapaevskie-muchenniki/ https://sergey-v-fomin.livejournal.com/698169.html