Ленд-лиз и цена нашей Победы - трёхцветным паразитам посвящается )))

May 11, 2023 22:55

ЖЖ напомнил сегодня о этом посте семилетней давности. Сообщники, не удивляйтесь, что опять публикую старьё - классика не стареет.))) О дне сегодняшнем писать не хочется, ибо изъясняться теми словами, что в голове крутятся, воспитание не позволяет.

Ленд-лиз (lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду, внаём) - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Безусловно, в такое время, как война, хороша любая помощь. Даже не безвозмездная. Но в последнее время любят преувеличивать значение этой помощи для нашей Победы не только на Западе, но и в самой России.

"...если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %."

Вознесенский Николай Алексеевич (с марта 1941 года - 1-й заместитель председателя Совнаркома СССР).
"Военная экономика СССР в период Отечественной войны", Госполитиздат (1948)

"Относительно вооружения могу сказать следующее. Мы получили по ленд-лизу из США и Англии около 18 тысяч самолётов, более 11 тысяч танков. К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится. Что касается танков и самолётов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и лётчиков."

Маршал Жуков Георгий Константинович.

Единственное, что из военной техники было по-настоящему современным и очень хорошим, так это тягачи Студебеккеры.


Конечно, американской тушёнке - её называли вторым фронтом - радовались, ибо времена были тяжёлые и в тылу пайки были скудными. Но вот мама моя рассказывала о том, как пришла в Грозный по ленд лизу партия обуви и одежды... Всё было новым, но очень старомодным, видно, это были товары некупленные в своё время в американских магазинах. На каких складах всё это валялось многие годы, непонятно. Конечно, можно было бы на моду наплевать, если бы это были удобные и практичные одежда и обувь, но туфли были с очень узкими и длинными носами и на каких-то умопомрачительно высоких каблуках. А пальто - короткие и в талию. Короче, на тебе боже, что нам не гоже.

О некоторых аспектах работы промышленности в военное время писала в своей давнишней статье для сайта "Однако": "Crash test для одной отрасли" http://autoritaire.livejournal.com/28112.html.

Чего только стоили усилия государства по передислокации оборонных предприятий в глубокий тыл.
Это гигантская работа по перемещению производительных сил страны с запада на восток:

в 1941 году - из западных и центральных районов европейской части СССР;
в 1942 году - из южных районов.

Только в июле-ноябре 1941 года на восток эвакуировались 2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода, 18 млн. рабочих, служащих и членов их семей. А всего за годы войны число эвакуированных составило около 25 млн. человек, причем 17 млн. - только в июне-декабре 1941 года.

На базе эвакуированных цехов и заводов были образованы новые заводы. На одном из таких мне довелось работать после окончания института - это Ташкентский авиационный завод имени Чкалова, который берёт своё начало от основанного в 1932 году Ремонтного завода ГВФ № 84, в г. Химки, Московской области. В декабре 1941 года завод был эвакуирован в Ташкент.

Столь масштабные мероприятия по эвакуации и введению в строй на новых местах заводов были беспрецедентными в мировой практике. Во время Первой мировой войны правительство России тоже пыталось организовать эвакуацию предприятий, правда, только из одного города - Риги. Дело закончилось тем, что сгруженное заводское оборудование так и осталось лежать вблизи железнодорожных путей Нижнего Новгорода.

Война нанесла огромный ущерб экономике СССР. Финансовые потери СССР в Великой Отечественной войне составили 610 млрд долларов.

image Click to view



Экономика Великой Победы

Экономика Великой Победы - это беспримерный подвиг всего советского народа под руководством партии и Сталина. Особая благодарность рабочим и инженерам всех специальностей.

война, политика, Великая Отечественная война, политико-воспитательная работа, экономика, Сталин, история

Previous post Next post
Up